Мастер-класс Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине (ТРИЗ-технологии)


МАСТЕР - КЛАСС«Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине».24575





style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитию фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. . Задачи: Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе с картиной.Побудить к использованию технологии ТРИЗ в обучении старших дошкольников составлению творческих рассказов по картине.Освоить методы и приемы составления творческих рассказов по картине, основываясь на алгоритмах мышления.Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе методов и приемов развития связной речи дошкольников, в рамках технологии ТРИЗ.26.10.20162 АктуальностьВ современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умением вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др. Проблеме развития творческих способностей и развития речи детей большое внимание уделяли российские и зарубежные педагоги и психологи. Среди наиболее значимых зарубежных авторов получили известность концепции: Дж. Гилфорда, В. Лоунфельда, А.Осборна, К.Тейлора, П.Торренса и др. В отечественной педагогике решение этих задач предложено многими известными учёными: Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Н.Е. Веракса, И.В.Дубровиной, О.М.Дьяченко.В основе моего опыта работы лежит технология ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач (автор Г.С. Альтшулер).Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; развитии речи и творческого воображения. В работе с дошкольниками придерживаюсь кредо ТРИЗовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире».26.10.20163 ВИДЫ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ. (Методы и приёмы){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Составление рассказа фантастического содержанияСоставление рассказов от лица разных объектов «Эмпатия»Составление сказок нравственно-этического характераСоставление рифмованных текстов по картинеСоставление загадок по картинеОписание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувствПрием «Пришел в гости Волшебник»Увеличения-Уменьшения;Деления-Объединения;Выбрать объект (героя) на картине. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера. Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.Обыграть их с помощью приемов эмпатии, используя мимику, жесты и другие выразительные средства.Д\игра "Складушки-ладушки"(подбор существительных, прилагательных, глаголов, рифмующихся между собой)Выбрать объект, перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.). Прием «Вхождение в картину»Оживления-Окаменения;«Могу Все- Могу Только»;Волшебник«Наоборот»;Волшебник «Времени»Вхождение в образ героя. Приемы моделирования (схематическое обозначение героев сказки и буквенное обозначение черт характера). Составление двухстрочных рифмующихся фраз. Выбрать наиболее удачный вариант сравнения.«В гости приходят Волшебники»: "Я слушаю", «Я чувствую запах», «Я трогаю руками», «Я чувствую вкус» Я ощущаю лицом и руками4 26.10.20165 26.10.20166МОДЕЛЬ РАБОТЫ С КАРТИНОЙ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМОЙВыделение объектов, изображенных на картине. Установление взаимосвязей между объектами. Характеристика объектов (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств).Описание изображенного на картине средствами символической аналогии (сравнения, загадки). Представление об объектах в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после). Описание местонахождения объектов на картине.Представление себя на картине в качестве одного из объектов. Поиски многозначности смысла сюжета картины. Составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине. Создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине. Составление рифмованных текстов по содержанию картины. Практическая деятельность.1 этап "Определение состава картины"Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине. Используется прием "Подзорная труба". Вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные". 2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на картинеЦель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.Творческие задания: пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта «Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат".Вывод правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это". 26.10.20167 3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"Цели: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств;учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. Творческие задания: Пришел волшебник "Я слушаю" («Я чувствую запах», «Я трогаю руками», «Я чувствую вкус»). * Назови объекты, которые могут издавать звук. * Я ощущаю лицом и руками…26.10.20168 4 этап "Составление рассказов-фантазий"26.10.20169 Цели: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить составлять рассказы фантастического содержания. Используется игровой прием "Пришел в гости волшебник". Волшебник «Увеличения-Уменьшения» (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).Волшебник «Деления-Объединения» (выбранный объект дробится на части и перепутывается). Волшебник «Оживления-Окаменения» (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве). Волшебник «Могу Все- Могу Только» (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах). Волшебник «Наоборот» (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное) Волшебник «Времени» (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени). 5 этап "Составление сказок нравственно-этического характера"Цели: обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учить выводить мораль из составленного текста сказки. а) Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки.б) Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека. в) Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был). г) Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации. д) Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. Обсуждение мнения каждого героя. ж) Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали. з) Придумывание названия сказки.  26.10.201610 6этап "Смысловая характеристика картины" Цели: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок; подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл. Осмысление содержания картины детьми строится как ИГРА :"Объясни, почему так названа картина?". Ее организация основана на методе "Каталог« ( готовят листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки). Правило: выдерни записку, прочитай текст, объясни, почему так назвали картину? Игра "Найди самое удачное название картины". Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение. 26.10.201611 Фотография на память, или «Ожившая картина»Вид рассказа "Описание местонахождения объектов на картине"Цели: учить детей пространственной ориентировке на картине;активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки;учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины;формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.Каждый объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после.После того, как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно других объектов. 26.10.201612 Заключение.В результате использования представленной технологии при работе по картине у детей развивается: Навыки рассказывания с элементами творчества. Умение перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.Умение преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования, составлять рассказы фантастического содержания.Умение составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.умение составлять рифмованный текст по содержанию картин. Умение составлять тексты морально-этического плана по мотивам содержания картины. Умение составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. повышается эффективность овладения всеми языковыми средствами.26.10.201613 26.10.201614 26.10.201615 26.10.201616 26.10.201617