Урок русского языка в 5 классе по теме Второстепенные члены предложения
Макаренко Фаина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, ЯНАО, Шурышкарский район, с. Овгорт, МБОУ «Овгортская ШИСОО»
Тема урока. «Второстепенные члены предложения»
Цели:
- закрепление умения определять второстепенные члены предложения;
- развитие навыков монологической и диалогической речи; навыков синтаксического разбора;
- воспитание устойчивого внимания, самостоятельности.
Тип урока: урок закрепления нового материала и формирования умений.
Методические приемы: описание сюжетного рисунка, комментарии учителя, беседа, конструирование предложений, синтаксический разбор.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (1-2 мин.)
Цель этапа – включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Сообщение учителя с мотивирующим компонентом:
- Сегодня продолжаем работать над темой «Второстепенные члены предложения».
Обучающиеся записывают в тетради число, тему урока.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (10 мин.)
Цель этапа – готовность мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в деятельности.
1. Повторение используемых способов действий (норм) – лингвистических понятий.
Подводящий диалог:
- Какие группы второстепенных членов предложения вам известны?
Дополнения, определения, обстоятельства.
- Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое)
- Что составляют главные члены предложения? (Грамматическую основу)
2. Фиксация используемых способов действий (В тетради записываются изученные лингвистические понятия)
3. Активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти
- Работа с планом (записан на доске) ответа о второстепенном члене предложения:
1) На какие вопросы отвечает?
2) Что обозначает?
3) От какого слова зависит?
4) Чем обычно выражено?
4. Проведение самостоятельной работы (индивидуальная деятельность учащихся)
- Обучающиеся составляют предложения с определением и обстоятельством.
5. Самопроверка учащимися своей работы по готовому образцу.
III. Локализация затруднений (7 мин.)
Цель этапа – выявление места и причины затруднений, уточнение цели урока.
Выясняется место затруднения, причины затруднения.
Обучающиеся уточняют алгоритм исправления ошибок (обращаемся к плану ответа о второстепенном члене предложения)
IV. Построение проекта выхода из затруднений (4 мин.)
Цель этапа – построение проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению.
Исправление ошибок.
1) Обучающиеся уточняют способы действий, в которых возникли затруднения.
2) Исправляют ошибки на основе предложенного эталона.
3) Придумывают предложения с определениями и обстоятельствами.
Используется коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, коллективная форма работы.
V. Обобщение затруднений во внешней речи (4 мин.)
Цель этапа – усвоение способов действий, вызвавших затруднения.
1) Обсуждение типовых ошибок.
2) Проговаривание формулировок (учебник – с.72, 75, 76)
(Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию)
VI. Самостоятельная работа (7 мин.)
Цель этапа – интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.
Упр. 185 – конструирование предложений
VII. Включение в систему знаний и повторение (5 мин.)
Цель этапа – включение используемых способов действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Упр. 177. Задание: составить по рисунку предложения, вставляя подходящие по смыслу подлежащие и дополнения.
VIII. Рефлексия деятельности (1-2 мин.)
Цель этапа – самооценка результатов деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения используемых способов действий, осознание механизма деятельности по контролю.
- Анализируется, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления.
- Оценивается деятельность на уроке.
(Коммуникативное взаимодействие)
Домашнее задание: параграфы 32,33, 37,38,39 – повторить правила; упр. 186, 190 (по выбору)
Литература:
Егорова, Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2011
Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2004
Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2011