Урок письма в форме деловой игры Корректор с презентацией
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа № 5 для обучающихся с ОВЗ
г.о. Орехово-Зуево
Конспект
открытого урока письма в 8 классе
на тему:
«Урок-практикум в форме деловой игры «Корректор»
Дата проведения: 27 января 2016 года
Учитель Бодрова М.А.
Цели урока:
1. Воспитание у школьников орфографической и пунктуационной зоркости, совершенствование правописных навыков, формирование норм правильной литературной речи.
2. Воспитание интереса к русскому языку.
3. Развитие активности и дисциплинированности на уроке.
Коррекционно-развивающая задача: коррекция и развитие познавательных процессов, выработка у учащихся потребности в контроле и оценивании совей учебной деятельности.
Ход урока
СЛАЙД 1.
1.Учитель объявляет тему урока и цели:
- познакомиться со значением и правописанием слов «корректор», «корректировать»;
-кратко познакомиться с профессией корректора;
- повторить правила правописания путём выполнения упражнений;
- расширить кругозор учащихся.
2.Учитель предлагает ученикам открыть тетради и записать число и тему урока.
Слово учителя:
- Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчеты, наблюдения? Ученый, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений. И горько думать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств, - короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряженной работы мысли.
СЛАЙД 2.
«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность», - так писал в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс – корректор по профессии.
СЛАЙД 3.
- Давайте выясним, что означают слова «корректор», «корректировать». Составим с ними словосочетания. (Запись слов и словосочетаний с ними).
Например: серьёзный корректор, корректировать статью.
Задача корректора – исправить найти и исправить ошибки в тексте.
Сегодня он корректирует статью из журнала.
Учитель:
- Сегодня в течение урока каждый из вас будет выполнять роль корректора. Какими качествами он должен обладать? ( У детей спросить). Оказывается, кроме хорошего знания языка, корректор должен знать правила орфографии и пунктуации, быть внимательным, аккуратным. Предлагаю выполнить ряд заданий.
Задание 1.
- Запишем высказывание русского писателя Н.Г. Чернышевского. Найдём все известные орфограммы и объясним постановку знаков препинания. (Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях).
Образование – самое великое благо для человека. Без него люди грубы, бедны и несчастны.
Задание 2.
- Потренировались? А теперь будем исправлять ошибки в чужом тексте.
СЛАЙД 4.
- Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля. (Один из учеников читает текст с экрана, у всех детей лежат печатные тексты этого стихотворения).
-Возьмите ручки с красной пастой и исправьте ошибки. Вам даётся одна минута.
Жалоба.
Дядя, прашу тебя, помоги
Тваей племяннице Оле,
А то небудет её ноги
В этой противной школе.
Мне фчера задиктант на слова
Учитель паставил два,
А сам сказал, что мою работу
Даже не смог прочетать.
Попроси его, дядя, исправить двойку
И поставить мне пять.
- Давайте выясним, какие ошибки допустила Оля.
- Ребята, какие слова проверяются при помощи словаря? (вчера, диктант, его).
Задание 3.
- Ребята, как вы думаете, что является главным помощником корректора?
У нас есть волшебный сундучок. Давайте туда заглянем. ( Внутри – словарь).
- Действительно, верным помощником корректора является словарь. Отдельным ребятам было дано задание найти в словаре определенное слово и узнать его значение.
Для начала отгадайте загадку:
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки. (Апельсин)
СЛАЙД 5.
1-й ученик:
- Апельсин – слово голландское: «апель» -яблоко», «Сина» - »Китай», так как родина апельсина – Южный Китай. Уже в 16 веке московские богатеи охотно лакомились привозимыми из Голландии «китайскими яблоками».
- Послушайте другую загадку:
То я в клетку, то в линейку,
Написать во мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое? Я - … (тетрадь).
СЛАЙД 6.
2-й ученик:
- Тетрадь – греч. Слово, означает: «четвёртая часть листа». Почему такое название? Дело в том, что раньше тетрадки имели всего четыре листка: один большой лист складывали пополам, потом ещё пополам, разрезали, сшивали посередине – тетрадь готова.
- Отгадайте третью загадку:
Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ. (Стадион)
СЛАЙД 7.
3-й ученик:
- Стадион. Какой же спорт без стадиона! Три тысячи лет назад далекие предки греков – эллины - провели первую Олимпиаду. Сначала они соревновались только в коротком беге на один стадий (мера длины, равная 184,97 м). От названия этой первой дистанции и произошло слово «стадион».
Учитель:
- Видите, если знать значение и историю слова, то легко запомнить его написание.
Закрыть проектор!!!
Физкультминутка.
Задание 4.
- Как-то компания литераторов отправилась в загородный ресторан. Писатель А.И. Куприн посмотрел меню и заказал:
- Шесть порций орфографических ошибок.
- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.
- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню. Чтобы не оказаться в таком же положении, оформите грамотно меню. ( Каждому ученику раздается «меню»):
1. Буль…н куриный с зел…нью.
2.Бут…рброд с к…лбасой.
3.Пиро…ки с к…пустой.
4. К…ртофель отв…рной.
5. К…мпот ябл…чный.
6. М…роженое сливочное.
Задание 5.
Работа в группах. (Ученики делятся на две группы).
- Отгадайте кроссворд. Если он будет отгадан правильно, то по вертикали получится ключевое слово. Внимание! В кроссворде использованы словарные слова, изученные в этом учебном году.
Ребята отгадывают кроссворд, а затем команда, первая выполнившая задание, дает ответ.
Задание 6.
Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя.
Глядит мечтательно в тетрадь:
- Вот если б получить мне «пять».
- Прочитайте работу Ошибкина, помогите ему получить пятерку.
Задание дифференцированное. Дети получают задания и выполняют их в тетрадях письменно.. Оценка ставится как за сам. работу и оценивается учителем после урока.
Примеры заданий:
1–й уровень сложности (для слабых учеников).
1. Моряк – имя существительное, отвечает на вопрос ЧТО?
2. Подлетели, подскочил – в словах ПОД является предлогом.
3. Во дворе дети играли в снежки. В это предложении слово ИГРАЛИ является подлежащим.
2-й уровень сложности (для средних учеников).
1. К 3-му склонению относятся имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -А, -Я.
2. Местоимения – я, мы относятся ко 2 лицу.
3. Слова: горный, горе, горняк – однокоренные.
3-й уровень сложности (для сильных учеников).
1. В слове дуб три звука: д, у, б.
2. В словосочетании на зеленых листьях – на – приставка, зеленых – прил., листьях – глаг.
3. На небе ярко светит солнце. В этом предложении подлежащее – небе, сказуемое - светит.
Задание 7.
Дан деформированный текст. Необходимо поставить предложения в нужной последовательности.
Я старался писать аккуратно, красивым почерком.
Недавно мы писали в классе диктант.
Учитель проверил мою работу, похвалил меня и поставил «пять».
В конце урока я проверил свою работу и сдал учителю.
Учитель диктовал текст, а мы записывали его в тетрадях.
Ученики выполняют работу устно: продумывают задание, а затем из предложенных учителем листов с предложениями составляют на доске «правильный» текст.
Подведение итогов урока.
- Давайте подведем итоги. Что нового вы узнали на уроке? Какие новые слова вы научились писать? Кто такой корректор? Какими качествами нужно обладать, чтобы стать корректором?
Рефлексия.
- Какое задание на уроке вам понравилось выполнять больше других?
- Какое задание вызвало затруднение? Почему?
-Понравился ли вам урок?
Домашнее задание
- Открываем дневники, записываем домашнее задание: «Выполнить задание по карточке письменно» (каждому ученику - карточка с заданием):
Возят почту корабли,
Самолёты, поезда.
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.
Найти все известные орфограммы и пунктограммы и выделить их. Найти однокоренные слова.
СЛАЙД 8.
Учитель:
- Сегодня все хорошо потрудились, повторили правила правописания. (Объявляет оценки за урок). Давайте и дальше стремиться к тому, чтобы быть грамотными людьми. А для этого нужно внимательно слушать учителя на уроках, больше читать и впитывать полезную информацию из бесед и книг.
Ученикам – в качестве поощрения – закладки для книг с памяткой:
Учи правила, изучаемые на уроках.
Умей их правильно применять.
Больше читай: так ты развиваешь свою устную и письменную речь.
Знай словарные слова, изученные в школе. Если слово тебе незнакомо, посмотри в словарь. Там ты найдёшь его написание и значение.
Будь внимательным.
Пиши красивым почерком.
Будь аккуратным.
Запомни: быть грамотным и начитанным – это престижно!