Мастер-классМы вместе Презентация к муниципальному конкурсу Школьный библиотекарь-2017



МАСТЕР-КЛАСС
«М Ы В М Е С Т Е»

«БИБЛИОТЕКА ПЛАНЕТА ТОЛЕРАНТНОСТИ»
«МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»
211074091440
г. Нижнекамск
2017г.
Песня Булата Окуджавы «Давайте восклицать…»
Цели мастер-класса: 2 слайд
Расширить представления библиотекарей о понятии «толерантность», сформировать позитивные стереотипы мышления и поведения в межкультурном общении;
развить коммуникативные навыки и сформировать умения реализовывать полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях;
содействовать распространению полученного в ходе мастер-класса опыта по воспитанию толерантного сознания и поведения у школьников, педагогов и библиотекарей; 
Ожидаемые результаты: метапредметные:
Оптимизация межличностного общения.
Осознание значимости каждой личности и его роли в социуме.
предметные:
Познакомить с понятием «толерантность».
Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
личностные:
Активизация личностной позиции и взгляда на рассматриваемую на занятии проблему.
Актуализация и коррекция нравственных и этических установок.
Учить анализировать себя и свои поступки.
коммуникативные:
Формирование умения аргументировать, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Мы разные, но мы вместе», карточки – задания, буклеты, листы цветной и белой бумаги, салфетки, индивидуальный набор для творчества (клей, ножницы, простой карандаш).Ход мастер -класса:
Организационный момент.
зДравствуйте, уважаемые коллеги, друзья!
Представьте на минуту, что вы оказались на планете, где люди ничем не отличаются друг от друга:
выглядят одинаково,
думают одинаково,
говорят и чувствуют как все и имя одно на всех. Давайте мы с вами посмотрим мультфильм.
(мультфильм, слайд 3)
- Понравилась бы вам жизнь, где люди ничем не отличаются друг от друга?
- Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные,
и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других, как герой мультфильма. Но я думаю Вы согласитесь со м ной - скучно жить в одинаковом мире,
люди интересны своим разнообразием, непохожестью.
(Солнышко. 4слайд.)
- Коллеги! Посмотрите, как нам улыбается солнышко!
Улыбнитесь ему в ответ, улыбнитесь мне, и друг другу.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь.
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
«Все мы разные», но у нас и есть и общее, например,
мы с вами сегодня все участвуем в конкурсе,
значит, несмотря на то, что мы разные, мы - вместе.
- Попробуем определить тему нашего мастер - класса:
«Мы разные – в этом наше богатство,
Мы вместе – в этом наша сила». (5 слайд.)
И эпиграфом к нему будут такие слова английского писателя Бернарда Шоу (6слайд.)
« Теперь, когда мы умеем
летать по небу, как птицы,
плавать по воде, как рыбы,
нам осталось только одно:
научиться жить на земле,
как люди».

Тренинг 1. «Аплодисменты».
Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения «Аплодисменты».
Для этого поднимем руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов.
Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой. Прислушайтесь к этим звукам.
Теперь двумя пальцами, тремя, четырьмя – аплодисменты стали ярче. А сейчас поприветствуйте друг друга целой ладонью.
Спасибо за аплодисменты, Мы почувствовали Вашу энергию, поддержку, а это так необходимо в нашей жизни.
С прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы продолжаем наш мастер-класс «Мы вместе». 7слайд
Песня “Я, ты, он,она” 8 слайд
«Я, ты, он, она - вместе дружная страна,
вместе - дружная семья,
в слове «мы» - сто тысяч «я»!»
- так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная, а сегодня просто актуальная песня.
Далее, если вспомнить, в песне следует описание
«большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых»,
которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране.
Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее.
В нашей жизни за последние двадцать лет постоянно встает вопрос: возможно ли говорить о проблеме толерантности?
Какое, например, толерантное отношение может быть к террористам, убийцам ни в чем неповинных людей?
Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности, а сама проблема достаточно противоречива.
Однако данный вопрос не может остаться и не остается риторическим. Его решают многие ученые-теоретики и практики, люди, не равнодушные к тому, что происходит с родом homo sapiens. Попытаемся внести и свою лепту в решение этого вопроса и начнем с определения основополагающей категории.
9слайд
Скажите, какой праздник 16 ноября отмечают люди во многих странах мира?
(День толерантности)
Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах. Его создали для того, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия, терроризма и экстремизма).- Необычное слово?
- Скажите, пожалуйста, как вы его понимаете?
- Где можно точнее узнать, что оно обозначает?
( В словаре). Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово «толерантность»?
(звучат высказывания и мнения гостей)
А что такое толерантность? Ответы. 10слайд
Tolerancia (испанский): Способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.
Tolйrance (французский): Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
Tolerance (английский): Готовность быть терпимым, снисходительность.
Kuan rong (китайский): Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
Tasamul (арабский): Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение.
Толерантность, терпимость (русский): Способность терпеть что-то или кого-то, то есть допускать, принимать существование чего-то/кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
Как мы видим, толерантность – понятие многоликое.
Тренинг 2. Приём «фишбоун» «Толерантная и интолерантная личности». 11слайд
- А мы сейчас попробуем нарисовать цветок толерантности и интолерантности. Вам раздали лепестки цветов, прошу Вас написать по одному понятию в каждом лепестке – определяющее по вашему мнению “толерантность” и “интолерантность”. Сейчас мы прикрепим лепестки со словами, в серединке цветка уже написаны слова “толерантность” и “интолерантность”. 11слайд
Посмотрите, какую красивую картину толерантности, мы с вами изобразили 12слайд

Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому нужно с уважением и любовью относиться к окружающим, принимать других такими, какие они есть. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем уважительны и внимательны друг к другу, то это и будет проявлением толерантности.
13слайд
Тренинг 3.
Предлагаю укрепить понятие толерантность с помощью карточек на толкование слов: 14слайд
1 - принятие чужих мнений, верований, образа жизни (терпимость)
2 - стремление сделать другому добро (доброта)
3 - бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях (дружба).
4 - умение уважительно и тактично общаться с людьми (вежливость)
5 - почтительное отношение (уважение)
(15 слайд.) Толерантность – это терпимость
Толерантность – это доброта души
Толерантность – это дружба
Толерантность – это вежливость
Толерантность – это уважение

Тренинг 4
Конечно же, работая с этими заданиями, каждый из вас подумал о себе. Какой личностью являетесь Вы, толерантной или интолерантной.
Это можно узнать с помощью теста «Насколько Вы терпимы?», бланки лежат на столах.16слайд
Каждый человек уникален, и этим он представляет ценность для других.
- Мы наш мастер - класс начали с улыбки. А когда человек улыбается? (Когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…) Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный. Сегодня мы будем учиться быть толерантными.
(17 слайд.) Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах.
Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
18слайд
Разнообразие человеческих характеров проявляется в профессиональной деятельности педагога и библиотекаря.
 Почему библиотека является территорией толерантности?
(19 слайд)Именно библиотека имеет возможность вести толерантный и уважительный рассказ  о других  культурах, традициях, взглядах. других людей, непохожих на нас. Мы можем делать то, что не могут сделать политики. Не потому, что они плохие, а потому, что скованы определенными рамками, другими задачами. А мы можем вести свободный и равноправный диалог культур. Любая библиотека – территория толерантности».
Перед библиотекарями стоит задача приобщить учащихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира.
Мы все уже давно работаем в школе, в библиотеке, поэтому напоминать Вам прописные истины о профессиональной этике и качествах библиотекаря я думаю, что не обязательно. Вам раздали буклеты, просмотрев их Вы ещё раз вспомните, что билиотека –и есть планета толерантности.
Идея терпимости в художественной литературе.
Список литературы: (20слайд)
1.                     Л.Толстой «Кавказский пленник»;
2.                     В.Драгунский «Друг детства»;
3.                     С.Маршак «Кошкин дом»:
4.                     А.Резников «приключения кота Леопольда»;
5.                     Портер «Полианна»;
6.                     В.Железников «Чучело»;
7.                     Д.Рубина «Астральный полет души на уроке физики»;
8.                     Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном»;
9.                     Сент-Экзюпери А. «Маленький принц» и др. произведения
10.                Андерсен Г.-Х. «Гадкий утёнок»;
11.                Лиханов А. «Уроки доброты и нравственности» и др.
4) Профессиональная этика библиотекаря. (21 слайд)
Для соблюдения принципов толерантности в библиотеках библиотекарь, прежде всего, должен обладать профессиональной этикой. Профессиональная этика библиотекаря – это совокупность специфических требований и норм нравственности при выполнении им профессиональных обязанностей по обслуживанию читателя информацией. В библиотечной профессии существует свое неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей и даже опасностей, работа с людьми требует профессиональных знаний, педагогического такта, толерантного отношения к читателям и коллегам.
5) Качества библиотекаря. (22 слайд)
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова отмечаются такие человеческие качества:
· Честность, прямота, искренность в поступках и отношениях;
· Доброжелательность – желание людям добра, готовность содействовать их благополучию;
· Вежливость, соблюдение правил приличия, учтивость;
· тактичность, чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевая достоинства людей;
· порядочность, честность. Неспособность совершать антиобщественные поступки;
· общительность, способность легко входить в общение.
·      Такими качествами должен обладать библиотекарь, чтобы успешно выполнять свою работу и профессионально общаться с читателями.
6)Правила толерантного общения:
·        Будьте открыты к собеседнику и принимайте его таким, каков он есть. Такое отношение к партнеру по общению основано на исходном к нему уважении и ваших положительных намерениях. Вне зависимости от того, согласны вы с ним или нет. Постарайтесь услышать все сообщение целиком. Поскольку сообщение состоит как из фактической информации, так и эмоционально окрашенных моментов, постарайтесь понять и оценить все сообщение полностью, включая эмоциональное отношение.
·      Участие в общении должно быть активным и ответственным.  Если вам что-либо неясно или вы пропустили часть сообщения. Немедленно включайте обратную связь. Она нужна не только слушающему, но и говорящему – он должен знать, что его сообщение дошло до адресата и получило оценку.
·     Выражайтесь ясно. Думайте о  том, что вы говорите. Тщательно выбирайте слова. Научитесь говорить так, чтобы люди стремились послушать вас. Наиболее доходчивы и эффективны такие сообщения, которые не содержат предвзятых и поверхностных суждений, однако достаточно экспрессивны. Например, так называемые сообщения о  первого лица.
·    Будьте настойчивы. Настойчивость сообщения вовсе не означает агрессивности или навязывания своего сообщения другим. Сообщая о ваших чувствах, мыслях или правах, вы должны уважать чувства, мысли и права других.
·     Будьте хорошим слушателем.  Как бы ни был красноречив говорящий, коммуникация будет неполной, если его не слушают или слушаю плохо. Слушание требует сознательного усилия и концентрации. Нужно хотеть слушать.
Древняя мудрость гласит:
«Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами».
Библиотекарь, признающий необходимость воспитания толерантности в учениках, начинает с себя: с самоанализа, с преодоления стереотипов, принятия установок толерантного сознания и поведения.
23 слайд
Помните что ненависть, обиды разъедают прежде всего самого человека, испытывающего их. Невозможно развиваться, не избавившись от груза  прошлого негатива. Порой так важно остановиться и сказать самому себе: я прощаю и прошу прощения…(24слайд)
Сегодня мы с вами – это маленькая семья. И хочется, чтобы каждая семья жила под девизом: “Дарите друг другу сердца и улыбки!”
Любовь, прощение, терпение - основа хорошей семьи и еще мир.
В конце мне хочется подарить вам всем правила толерантного общения и диету для тех, кто хочет стать толерантным.
Правила толерантного общения: (25слайд)
Уважай собеседника.
Старайся понять, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Диета для тех, кто хочет стать толерантным: (26слайд)
Понедельник. Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.
Вторник. Постарайся не навязывать другим собственную волю, Выслушай их мнение,
Среда, Сделай для кого-нибудь доброе дело, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя.
Четверг. Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытать по отношению к себе.
Пятница. Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.
Суббота. Запиши 5 положительных качеств, характеризующих тебя.
Воскресенье. Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним.
(27слайд)

Рефлексия (28слайд)
Для проведениязаключительного задания мастер-класса Вам приготовили лист бумаги, простой карандаш, ластик, фломастеры, цветные карандаши
1. Обведите пожалуйста левую ладонь простым карандашом на середине листа

2. На этот рисунок положите правую руку и обведите правый большой палец

3.Переверните рисунок пальчиками вниз

4.Включаем фантазию, творчество!Проведите вертикальную линию, разделив рисунок на две одинаковые части. Рисуем овал головы себе и своему другу. Дорисовываем детали лица, ладони, элементы одежды,обувь

Вот такие работы у нас получились!
(29слайд)Наши листочки разного цвета, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники, разные по характеру, по традициям, по интересам, по поведению. Они и есть «наши листочки», наши руки, Все наши «детки-листочки» согреты нашими руками. Именно мы должны научить наших детей быть ТЕРПИМЫМИ, уметь ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ. (30слайд)
(31слайд)Спасибо Вам за работу. Вы были активны, открыты для общения. Мне было приятно с вами общаться. Любите друг друга и учитесь прощать! Спасибо за внимание!
«Мы разные, но мы вместе».
Очень хочется, чтобы эти слова для нас стали девизом.
(Звучит песня «Я, ты, он, она…»,