Методическая разработка урока по теме Квадратный дециметр
Тема урока. Квадратный дециметр
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель: познакомить учащихся новой единицей измерении площади – квадратным дециметром.
Задачи:
Ввести понятие «квадратный дециметр», дать представление о применении новой единицы измерения, ее связи с квадратным сантиметром.
Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность; вычислительные умения; навыки измерения длины и площади.
Воспитывать умение работать в команде, усидчивость, аккуратность, последовательность, учить планировать и оценивать свою работу.
Планируемые результаты: учащиеся научаться измерять площадь фигур в квадратных дециметрах; решать задачи изученных видов; осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности; слушать других и принимать иную точку зрения.
Оборудование и материалы для занятия: компьютер, мультимедиапроектор, презентационный экран, ручка, карандаш, тетрадь, линейка, квадраты.
Время реализации занятия: 45 минут.
Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Сценарий урока
I-й этап урока. Cамоопределение к деятельности (орг.момент).
Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.
-Начинается урок математики.
617283526987500577469027874300535876526670000-Ребята, покажите какое настроение у вас перед уроком?
Отмечают в тетради цветом свое настроение в начале урока -
- Как всегда начинаем с «ГИМНАСТИКИ ДЛЯ УМА» (математическая разминка)
Игра «День-ночь» (устно решаем цепочки примеров с последующей проверкой).
-Какое сегодня число? (30)
-Увеличьте его на 5. (35)
-Полученный результат уменьшите в 7 раз. (5)
-К полученному числу прибавьте 51. (56)
- Полученный результат разделите на 7. (8)
-Сколько у вас получилось? (Проверяют предположения вычислениями – хоровой ответ.)
Следующая цепочка:
7х7-24:5х8 (Ответ:40)
Следующая цепочка:
41-25:4х8+16 (Ответ:48)
II-й этап урока. Актуализация знаний.
Цель этапа: развитие умений группировать фигуры, обосновывать свое мнение.
-Разгадайте ребус. Какое слово получилось? (Площадь)
-Что такое площадь? (Место, которое занимает фигура на плоскости.)
-Площадь, какой фигуры мы уже умеем вычислять?
-В каких единицах измерения мы вычисляли площадь? (кв. см)
-На доске и на парте у детей геометрические фигуры.
-Какие фигуры здесь лишние? Почему? (У фигур 2, 4, 5 – прямые углы, стороны противоположные, попарно равны, они прямоугольники).
-Найдите площадь прямоугольника 2.
-Что для этого нужно знать?
-Среди прямоугольников есть квадрат? (да)
-Назовите его (5).
-Какое главное свойство квадрат вы знаете? (У квадрата все стороны равны.)
-Измерьте сторону квадрата, который перед вами.
-Чему равна его площадь? (1 см2) Как вы нашли площадь?
-Кто думает также?
III-й этап урока. Постановка и решение проблемной ситуации.
Цель этапа: повторить материал и подготовить учащихся к усвоению нового материала.
Работа в парах.
-Перед вами на столах лежит фигура.
-Измерьте стороны этой фигуры. (10 см)
-Что можно сказать? (это квадрат, со стороной 10 см)
431800083185-10 см – единица измерения длины.
-Заменим ее наибольшей единицей измерения.
10 см = 1 дм (запись в тетради)
-Значит у вас квадрат со стороной 1 дм.
-Как найти площадь этого квадрата? (Длину умножить на ширину.)
S=1 дм х1 дм = 1 дм2 запись в тетради
-Чему равна его площадь?
-Какое открытие мы сейчас сделали? (Мы нашли площадь квадрата в дециметрах.)
-Сформулируйте тему и задачи урока.
КВАДРАТНЫЙ ДЕЦИМЕТР
Задачи урока:
-Познакомиться с квадратным дециметром.
-Узнать, как он связан с квадратным сантиметром.
-Учиться решать задачи с использованием новой единицы площади.
(Приложение 1)
Работа в парах
-Возьмите второй квадрат или переверните этот же. Что увидели? (разделен на см2) (Приложение 3)
-Сколько можно уложить квадратиков в 1 дм2
-А как найти площадь этого квадрата?
(Пересчитать все квадратики, посчитать квадратики по длине и ширине и их перемножить.)
-Как это записать?
S = 10 см · 10см = 100 см2 запись в тетради
– Какой путь короче?
– В каких единицах измеряется площадь? (В дм2)
– Сколько в 1 дм2 квадратных сантиметров?
– в 1 дм2 = 100 см2
– Мы с вами сделали еще одно открытие.
– Сделайте вывод.
-Откроем учебник на с.66 и проверим свои предположения.
– Какие задачи урока мы уже раскрыли? Что нам осталось?
-Этим мы займемся после небольшой разминки. Сейчас вам придется много думать самостоятельно и много писать, поэтому разомнем руки, глаза и сделаем упражнения. «Физкультминутка»
Цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения.
Руки ставим мы вразлёт: Появился самолёт. (Руки в стороны.) Мах крылом туда-сюда, (Наклоны в стороны.) Делай раз и делай два. (Повороты туловища вправо и влево.) Раз и два, раз и два! (Хлопки в ладоши.) Руки в стороны держите, (Руки в стороны.) Друг на друга посмотрите. (Повороты туловища вправо и влево.) Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.) Опустили руки вниз, (Руки вниз.) И на место все садись! (Сесть за парту.)
IV-й этап. Первичное закрепление
Цель этапа: повторить алгоритм нахождения площади.
– Для чего мы учимся решать задачи? (Чтобы знать, как находить площадь прямоугольника.)
– Прежде чем мы решим задачу, давайте вспомним, для чего нужна единица измерения площади в 1 кв.дм?
– А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы.)
– Какие предметы можно измерять с помощью такой мерки?
– Посмотрите на картинки и найдите среди них те, которые удобнее измерять в кв.дм, а какие в кв.см.
(На доске изображены предметы: почтовая марка, учебник математики, блокнот, тетрадь, зеркало, шкаф)
(В кв. дм удобнее измерять крупные предметы – шкаф, зеркало, учебник. А маленькие – марку, блокнот – в кв.см)
Здесь может возникнуть спор, в каких единицах лучше измерять тетрадь. Дети могут приложить мерки к своей тетради и сообща прийти к выводу.
– Ну а теперь, каждый из вас самостоятельно проверит, как он запомнил новый материал.
V-й этап урока. Самостоятельная работа c самопроверкой
Цель этапа: закрепление изученного материала.
Начертить прямоугольник со сторонами 1 дм и 3 см. Найти площадь.
– Что надо сделать?
– Что известно?
– Какая длина? Ширина?
– В каких единицах измеряется длина и ширина?
(В разных: дм и см)
– Что надо найти? (найти площадь)
Можно сделать сразу? ( нет)
Что надо сделать сначала? (Перевести дм в см)
Составьте план решения задачи.
Перевести дм в см
Найти площадь
Записать ответ
Решите самостоятельно по плану.
Самопроверка
– Кто не сделал ни одной ошибки?
– Кому было легко выполнять эту работу?
– Кто испытывал трудности при выполнении этой работы?
VI-й этап урока. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: формирование навыков решения задач на повторение и закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
VI-й этап урока. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: формирование навыков решения задач на повторение и закрепление изученного материала.
Работа по учебнику с учетом времени.
VII-й этап урока. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель этапа: Обобщение всей работы. Самооценивание.
– Вы сегодня очень плодотворно работали на уроке.
– Наш урок подошел к концу.
– Какое открытие сделали на уроке?
– Что такое квадратный дециметр?
– Где можно использовать новую единицу измерения?
– Что вам больше всего удалось на уроке?
– Что не удалось?
– Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, так какое настроение у вас?
(Оценивают в тетради при помощи смайликов)
Оценивают свои учебные действия при помощи лучика достижений.
Домашнее задание.