Статья Творческие проекты на уроках технологии
Творческие проекты на уроках технологии Прежде, чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее
Выготский Л.С.
Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками их способностей, возможностей и интересов. Проблема развития творческой активности личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе (Ф.В. Андреев, Д.Б. Богоявленская, И.И. Ильясов, Ж.А. Зайцева, А.А. Кирсанов, А.А. Малахов, Р.А. Петросова и др.). Субъектная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям.
Я считаю, что школа – это модель идеального государства, где каждый может занять то положение, какое он хочет. Результат работы, успешность, личный авторитет – все это в руках самого ученика.
Особая роль в формировании творческой личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности, отводится урокам технологии.
Основное противоречие заключается между необходимостью развития творческого потенциала личности учащегося и преобладанием работы по шаблону.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема недостаточности использования возможностей урочной деятельности для развития творческого потенциала личности учащихся на уроках технологии.
Цель данной работы: разработать систему заданий и упражнений, способствующих формированию мотивационного компонента творческого потенциала личности в процессе обучения технологии.
Для достижения поставленной цели, я определила следующие задачи:
Рассмотреть сущность творческого потенциала личности;
Рассмотреть возможности мотивации учащихся на уроках технологии;
Выявить уровень мотивации учащихся к развитию творческого потенциала;
Разработать и апробировать задания и упражнения для эффективного развития творческого потенциала учащихся
Творческий потенциал личности – это совокупность её свойств, состояний и способностей, набор средств и приёмов, применяемых в решении творческих задач.
По мере преодоления противоречия между действительным уровнем творческого потенциала личности и уровнем, необходимым для решения проблемы, и происходит развитие способности к творчеству в процессе её актуализации. Дать детям радость в учении – это первая заповедь воспитания (В.А.Сухомлинский)
Творческий потенциал личности - это совокупность её свойств, состояний и способностей, набор средств и приемов, применяемых в решении творческих задач, это сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество.
Мотивация творческого развития - это процесс преобразования потребности в деятельность, направленную на удовлетворение этой потребности.
Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив, цель, задачи, действия, операции.
Потребность – состояние человека, отражающее его нужду в чём-либо или в ком-либо. Всякие действия и поступки человека определяются потребностями.
Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. Я считаю, что такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются естественными и полезными в учебном процессе и в этом случае получение знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель – деятельность учащегося.
Проблемное обучение, способствующее развитию творческого потенциала, требует дополнительного времени – ребёнок должен думать, размышлять, пробовать, прежде чем понять и высказать собственное мнение. На уроках технологии важен результат каждого урока – невозможно, например, сшить изделие, не умея выполнять стежки и строчки – поэтому необходимо изучить способы и приёмы обработки. В последнее время не принято говорить о такой проблеме, как нехватка времени, жалко, что часы технологии в школе сокращаются, ведь программа при этом усложняется, я бы сказала – уплотняется, и очень сильно. Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость (Ж-Ж Руссо). Теория предмета «Технология» настолько велика, что преподавателю, даже если бы он говорил скороговоркой, не хватило бы урочного времени для передачи всей информации учащимся. А рассказать есть что. Практическая часть урока по нормативам должна составлять 75% учебного времени, сокращать практическую часть обучения технологическим приёмам нельзя, иначе всё обучение технологии сведётся к нулю. Талант, дарование – развитие их – это прекрасно, реально люди вокруг станут умнее, вдохновеннее, способнее. Да и учителю хорошо, если эти таланты поучаствуют в конкурсах, олимпиадах, а если ещё и выиграют – нет лучшего для учителя, чем успехи учеников!
Творческий потенциал личности учащегося - это отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения. Наличие его предполагает максимальное проявление индивидуальности. Основные компоненты творческой активности учащихся:
потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;
преобразующие отношения к изучаемым предметам, объектам;
готовность к преобразующей деятельности;
эвристический потенциал;
сама преобразующая деятельность.
Формировать мотивацию - значит поставить в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, знаний или умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих в это время.
Приемы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:
прежде всего, надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;
подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;
формированию учебной мотивации способствуют занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры;
контроль используется как средство мотивации учащихся.
Тест – наиболее удобная форма проверки качества знаний учащихся.
Учащиеся относятся к тестированию очень серьезно. Диагностика уровня знаний на основе мониторинга показывает повышение уровня обученности учащихся. При выполнении самостоятельной работы, работе с тестами я позволяю детям пользоваться любой справочной литературой, так как конечным результатом всегда являются полученные ребёнком знания, пусть даже и на итоговом этапе.
Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок-стимул. К числу стимулов познавательного интереса могут быть отнесены:
новизна информационного материала – стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;
демонстрация незавершенности теоретических знаний - учащиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы науки. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний.
Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.
Межпредметные связи - связь теории с практикой, с социологией, химией, экологией, экономикой.
Личностный - самоанализ, самооценка, самоутверждение.
Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата. Например: если в тему Основная моя задача состоит в том, чтобы дать учащимся не только определённую норму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить их самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять на практике. Учащиеся должны уметь пользоваться таблицами, схемами, технологическими картами, справочниками, находить информацию в Интернете, обрабатывать её, выделяя главное, составлять технологическую документацию.
С целью стимулирования и мотивации учащихся я использую следующие методы:
Метод сравнения. Сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи. При изучении истории костюма, стиля в одежде и сравнение их с архитектурой.
Метод эвристических вопросов. Поиск сведений о каком-либо событии или исследуемом объекте. Задаются 7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы предполагают в процессе коллективного мышления воссоздания образа, события или объекта.
Метод образного видения. Глядя на реальный объект, нарисовать или устно описать увиденные в нём образы, описать, на что похож исследуемый объект. Результатом работы могут стать эскиз проекта или его словесное описание.
Метод придумывания. Это способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз – составная часть любого творческого проекта.
Метод вживания. Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, представить себя в платье того времени, изучить манеры поведения.
Метод ученического планирования. Этот метод предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.
Метод самоорганизации обучения. Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа) Самостоятельная работа учащихся во внеурочное время.
Метод взаимообучения и взаимоконтроля. Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный им набор педагогических методов.
Особое внимание в формировании мотивации, развитии исследовательских способностей учащихся уделяется информационным ресурсам: применение печатных материалов (инструкционные карты, дидактический материал), видеофильмы, мультимедийные презентации, интерактивные кроссворды и тесты.
Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения, а о недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в группе, а общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.
Имея опыт работы по использованию проектного метода, могу отметить достоинства проектной деятельности на уроках технологии:
повышение мотивации учащихся в учебе;
получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;
предоставление каждому возможностей самореализации;
развитие творческих способностей;
развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.
Я применяю различные методы мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности учащихся, а также согласно ситуации. Если раньше на уроках я пробуждала интерес к учению, то теперь я его развиваю, а это значит, должна иметь для занятий целую систему творческих заданий, тестов, анкет
Заключение
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Движущей силой развития творческого потенциала является создание проблем и ситуаций, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.
Целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческого потенциалапри соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании учителем развития творческой активности школьников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.Работая над развитием творческого потенциала детей, я заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которая способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Успехи моих учеников отмечены многочисленными дипломами, это результат их участия в олимпиадах, конкурсах и фестивалях по методу проектов. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне. Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческого потенциала и применяя их в учебном процессе, я стараюсь добиваться положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
Информационные ресурсы
Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. Спб.: СпбУПМ, 2005
Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Спб.: Иматон.
http://www.coolreferat.com/Диагностика_и_развитие_мотивации_у_учащихся_часть=4 Диагностика и развитие мотивации у учащихся
http://www.resobr.ru/materials/370/5144/?sphrase_id=37401 Методы изучения учебной мотивации
http://prosto-ov.ru/aforizmy-i-citaty/ - простое воспитание
http://www.pandia.ru/text/78/219/2853.php Содержание и структура творческого потенциала
http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/3087-tvorchij-potentsial-osobistosti-strukturni-komponenti.html Творческий потенциал личности: структурные компоненты
http://diplom-legko.ru/info/psixtest/oprosnik-kreativnosti-dzhonsona,-adaptirovannyij-tunik.htmlОпросник креативности Джонсона, адаптированный Туник Е.Е.