План урока по теме Экономическое обоснование проекта


План урока
Учитель: Евдоченко Оксана Алексеевна, учитель технологии Харцызской ОШ № 7 Донецкой Народной Республики
Предмет: Технологии
Класс: 10
Раздел программы: Обоснование проекта
Тама урока: Экономическое обоснование проекта
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по темам «Экономические системы и их типы», «Процесс производства», «Производительность труда», «Себестоимость», «Прибыль», «Рентабельность»; закрепить практические умения и навыки учащихся, решая конкретные задачи; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, навыки работы в группе; воспитывать культуру общения, экономическое мышление.Основные понятия: экономические системы и их типы (традиционная, плановая, рыночная, смешанная); три основных вопроса экономики (Что производить? Как производить? Для кого производить?); средства производства, предметы труда, средства труда, производительность труда, норма времени, норма выработки, прибыль, рентабельность, себестоимость, свободные рыночные цены.Тип урока: комбинированный.
Структура урока.
I Организационный момент – 1 мин.
II Актуализация опорных знаний учащихся -2 мин.
III Мотивация учебной и трудовой деятельности учащихся – 4 мин.
IV Проверка теоретических знаний учащихся 14 мин.
V Практическая работа – 15 мин.
VI Итоги урока -8 мин.
VII Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
I Организационный момент.(Проверка наличия учащихся на уроке.)
II Актуализация опорных знаний учащихся.
Слово учителя: Известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс сказал: «Экономика не дает готовых выводов, которые сразу же можно применить на практике. Она скорее всего является методом, нежели доктриной, складом ума, способом мышления, который помогает тому, кто его освоил».
В связи с этим, ребята, дайте ответ на вопрос:
- Какими экономическими категориями мы должны оперировать для того, чтобы дать характеристику тем экономическим условиям, в которых сейчас живем? (Ответы детей)
III Мотивация учебной и трудовой деятельности учащихся.
Слово учителя: Тема нашего сегодняшнего урока технологии непосредственно связана с этим понятием и звучит она так: «Экономическое обоснование проекта».
На уроке мы закрепим знания, полученные на уроках экономики, и повторим темы:
- Экономические системы и их типы;
- С какими вопросами сталкивается любая экономическая система;
- Процесс производства и его составляющие;
- Производительность труда и пути ее повышения;
- Себестоимость. Расчет себестоимости;
- Прибыль и его виды;
- Рентабельность;
- Свободные рыночные цены.
Закрепить эти теоретические знания мы сможем на практической работе
по расчету себестоимости и цены проекта.
IV Проверка теоретических знаний учащихся.
Слово учителя: Экономическая жизнь каждого общества определенным образом организована. Давайте вспомним:
- Что такое экономическая система?
- Какие экономические системы вы знаете?
- В какой системе хозяйствования мы живем?
- С какими вопросами сталкивается любая экономическая система?
- Что такое процесс производства и его составляющие?
- Дайте определение производительности труда.
- Как рассчитать себестоимость продукции или услуги?
- Как рассчитать прибыль?
- Дать характеристику видам прибыли.
- Что такое рентабельность? Как ее рассчитать?
- Как формируются свободные рыночные цены?
V. Практическая работа.
Слово учителя: тема вашей практической работы «Расчет себестоимости проекта.» Ее цель - определение экономической оценки целесообразности разработки проекта по изготовлению продукции в производство, выпуск, продажу. Предварительно для проведения работы вы объединились в группы. Каждый член команды получил свои роли и имеет представление о своих функциональных обязанностях: руководитель, бухгалтер, экономист, маркетолог, наблюдатель. На столах вы видите перед собой 3 вида карточек: карточка-задание, карточка-отчет, карточка для наблюдателя. Также вашему вниманию представлены объекты, стоимость и цену которых вы должны рассчитать и исходные данные к ним. Через 15 минут вы должны представить работу своей команды.
VI Итоги урока. Капитаны команд оглашают расчеты и выводы, проведенного экономического анализа. Наблюдатели комментируют работу группы.
Учитель подводит итоги практической работы, комментируя и исправляя ошибки в практической работе. Оценивание осуществляется с учетом рейтинга каждой команды.
VII Домашнее задание.
Написать сочинение эссе на одну из тем: «Показатели экономической эффективности производства», «Пути экономии материальных ресурсов», «Пути повышения производительности труда».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Расчет материальных затрат
Материал Стоимость единицы измерения, руб. Затраты материаловСтоимость затрат, руб.
Итого: Расчитать стоимость затрат на электроэнергию, где Се – стоимость потребленной электроэнергии.
Е = Рt
Где Е – электроэнергия,кВт * час;
Р- мощность потребителя электроэнергии, Вт;
t – продолжительность работы потребителя электроэнергии,час.;
Се = тариф на электроэнергию(руб. /кВт) * Е
3.От – оплата труда (договорная);
Расчитать величину налога на заработную плату Н = 0,15*От
Расчитать амортизационные отчисления на инструменты и оборудование Аоб. по таблице
Инструменты и оборудованиеСтоимость,руб. Время износаАмортизационные отчисления,руб
Расчитать себестоимость изделия:
С = М3 + Се + От + Н + Аоб.;
Расчитать величину прибыли: П = (0,1 – 0,25)С;
Расчитать договорную цену: Дц = С + П;
Определить рентабельность изделия: Р = П/Дц * 100 %
Карточка- заданиеОпределить стоимость материалов.
Определить стоимость электроэнергииОсуществить расчет оплаты труда и налога на зарплату.
Расчитать амортизационные отчисления на оборудование и инструменты.
Расчитать себестоимость изделия,прибыль, цену и рентабельность.
6. Сделать выводы.
Карточка для наблюдателя.
Дайте оценку:
Как работала команда?
Как принимались решения?
Как определялись цели?
Как решали проблемы?
Как контролировали друг друга?
Как выполнили задания?
Ваши пожелания.