Доклад на тему Одарённые дети 
“Дети – прирождённые художники, учёные, 
изобретатели –видят мир во всей его свежести 
и первозданности; каждый день они заново 
придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса 
окружающего мира с удивлением и восторгом”. 
П.Вайнцвайг
146050121285
                                                                                        Мернова Татьяна Александровна 
по начальным классам,МБОУ СОШ №1 с. ТарскоеВ динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.
Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия  между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Варианты организации работы с одаренными детьми в начальной школе 
создание специальных классов, групп («гимназических», «лицейских» и др.), 
создание кружков для одарённых и талантливых детей
 позволяет максимально сосредоточить педагогический потенциал учебного заведения на развитии одаренности
          одаренный  ребенок искусственно удаляется из естественной для него микросреды
Организация системы работы с одаренными 
                                                                    детьми в начальной школе
         социально-психологические и дидактические задачи:
выявление, сохранение и развитие потенциала одарённых детей, обеспечение возможности дать шанс проявить свои таланты не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они выявляются на более поздних возрастных этапах;
создание адекватных условий для развития психосоциальной сферы, здоровья и эмоционального благополучия, социализации одарённых детей;
формирование у одарённых детей и их сверстников позитивного отношения к различиям в умственных и творческих способностях людей. 
Наиболее целесообразна организация процесса обучения и воспитания одаренных детей, не выводя их из круга обычных сверстников, создавая в классном коллективе благоприятные условия для развития и максимальной реализации их выдающихся возможностей и аналогичных возможностей одноклассников. 
Одаренность -  возможность достижения обучаемым более высоких или незаурядных результатов в личностном развитии и процессе обучения, по сравнению с другими детьми. 
уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). 
Категории одаренных детей
дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях; 
дети с высокими творческими (художественными) способностями; 
учащиеся с высокими лидерскими качествами. 
Выявление одаренных детей
наблюдение, изучение педагогом:
психологических особенностей, 
речи, 
памяти, 
логического мышления учащихся, 
особенностей их семейного воспитания,
специфики интеллектуально-личностного развития 
Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе, а не в более старших классах
Характерные признаки, отличающие одаренных учеников в младшем школьном возрасте 
высокая концентрация внимания, 
развитая система личностных ценностей, 
хорошая память, воображение и способности к быстрой классификации информации и полученного опыта, 
быстрый поиск решений, интерес к высокоинтеллектуальным играм и заданиям высокой сложности, 
умение пользоваться большим словарным запасом, доп. источниками, 
упорство в достижении результатов, стремление к самостоятельности,
повышенное чувство справедливости, частая эгоцентричность в общении, 
подверженность влиянию (из-за повышенной эмоциональности, страхов и чувства своего отличия от других детей), 
творческая активность, стремление к исследовательской деятельности,
целеустремленность, скрупулезность, 
оригинальность и нестандартность в решениях, 
открытость к исследованию нового, непрерывный 
поиск несоответствий, постановка новых вопросов, 
попытки преодоления чрезмерно трудных задач, что вызывает информационную и физическую перегрузку, затрудняющую изучение необходимого материала.
Формы работы с одаренными детьми в начальной школе
групповые занятия и факультативы, 
работа по индивидуальным планам развития в соответствии с личностно-образовательным профилем, 
кружки по интересам, творческие объединения, 
исследовательские проекты, 
участие в конкурсах, интеллектуальных марафонах, олимпиадах, КВН и др. мероприятиях в том числе в сотрудничестве с другими образовательными заведениями (включая систему дополнительного образования) 
Методы группового обучения при работе с одаренными детьми в начальной школе
кооперативное обучение (ученики взаимодействуют в небольших группах, решая общую задачу), 
групповая дискуссия (совместная деятельность учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи), 
«мозговой штурм» (стимуляция высказываний детей по теме или вопросу за счет создания групп генерации идей, анализа ситуации и оценки идей, контридей), 
методы «круглого стола» и  «американской мозаики» («пилы»), 
когнитивные методы «вживания» и «придумывания». 
Виды упражнений и заданий  при работе с одаренными детьми
интеллектуальные разминки с целью максимально быстрого включения учащихся в работу, стимулирования и дальнейшего развития психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);  
задания с отсроченным вопросом;  
интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы и склонности учащихся; 
задания, направленные на развитие психических механизмов; 
частично-поисковые задачи разного уровня с повышением уровня сложности; 
различные творческие задания. 
Работа с одаренными детьми
Одаренным детям нужно давать возможностьвысказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или явного категоричного обсуждения педагогом или другими обучаемыми этих идей или мнений 
Подобная организация педагогической работы обеспечивает
результативное взаимодействие одаренных и обычных учеников в классе,  
обучение осознанию личной и коллективной ответственности и собственного вклада, 
обучение навыкам формировать и отстаивать, уточнять собственное мнение, позицию, уметь слушать других учеников, принимать самостоятельные и совместные решения,  обсуждать проблемы и видеть их с разных сторон,  
ослабляет конфликтные ситуации между одаренными и другими учащимися, 
позволяет удовлетворить потребность одаренных детей в признании одноклассников.
Система работы с одаренными детьми
формы и методы работы с одаренными детьми не ограничиваются стенами класса и внеклассными мероприятиями
ведется непрерывная работа с родителями, в том числе:
- проведение просветительской работы и консультаций, регулярных встреч с целью отслеживания динамики личностно-интеллектуального развития и проблем одаренных обучаемых, 
- вовлечение родителей в совместную с детьми творческую деятельность. 
проблема одарённого ученика начинается с проблемы одарённого учителя. В связи с этим подготовка педагогов начальной школы к работе с одаренными детьми должна быть направлена на непрерывное развитие их профессионального мастерства и личностно-социальных качеств на основе комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов.