Мастер-класс «Основные этапы проектной деятельности»
Мастер-класс «Основные этапы проектной деятельности»
Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов Вы углубите свои знания о методе проектов, об алгоритме создания проекта. Я надеюсь, что проведённый сегодня мастер – класс поможет вам начать активно внедрять метод проектов в образовательную деятельность учащихся.
Все вы прекрасно знаете, какое большое значение в настоящее время уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, ведущую роль играет проектная деятельность, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % - из того, что слышит, 50 % - из того, что слышит и видит, 90% - из того, что делает сам.
Поэтому в качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие строки:
“Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и поддержать в руках,
Послушать, понюхать и,
Может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!”
Нарабатывать свой опыт начала с изучения теории в мастер-классах, дистанционных курсах.
13151773013В октябре, ноябре 2011году прошла обучение в рамках мастер-класса «Организация учебно-исследовательской деятельности с учащимися» в творческой группе «Исследовательские умения и навыки» на образовательном портале «Сеть творческих учителей», выполнила все зачетные работы, которые опубликованы на этом сайте и используются для дистанционного обучения педагогов.
11246775098С октября 2011г. по январь 2012г. прошла обучение в дистанционном мастер-классе «Методика организации проектной деятельности» в творческой группе «Технология обучения проектной деятельности» в объеме 72 ч. проводимом на портале «Сеть творческих учителей» в сообществе «НОУ-ХАУ» .С марта по май 2012г. повысила свою квалификацию 93417310096в Иркутском институте повышения квалификации работников образования по программе «Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания и развития одаренных, способных и талантливых детей» в объеме 108 часов. Сдала зачет по дисциплине «Процессуально-технологические характеристики обучения, воспитания и развития одаренных детей».
Используя технологию проектной деятельности, я ставлю цель выработать у учеников самостоятельные исследовательские умения, развить творческие способности и логическое мышление, и приобщить к конкретным жизненно важным проблемам.
Использую эту технологию на уроках. В 2012г. давала открытый урок для учителей секции физико-математических наук по теме «Взаимное расположение графиков линейной функции». В проведении уроков по темам: «Признаки параллельности прямых» 7 класс, «Параллелепипед» 5 класс, «Танграмм» 5 класс, «Координатная плоскость» 6 класс , «Многогранники» 11 класс используется технология проектной деятельности. На уроках экономики.
-5143552070Во внеурочной деятельности являюсь руководителем проектных работ учащихся, которые участвуют в научно-практических конференциях. В 2008г Калинин А.(11 кл.) стал призером в III научно-практической конференции «Эврика» Сибирского федерального округа в г. Новосибирске.
2010 г Ананьев Костя (6кл)- призер в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее».
-16332202755902011г. Ананьев Костя (7кл) участник всероссийского дистанционного конкурса ученических рефератов «Кругозор».
2012г. Морозов Иван в рамках мастер-класса «Методика организации проектной деятельности» на портале «Сеть творческих учителей» разработал и представил проект « Один из крупнейших математиков XX века – Колмогоров А. Н.».
-16224256889752012г. Морозова Маша, Морозов Иван – участники 2 тура региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее, Сибирь!» г. Усолье-Сибирское.
Работы учащихся можно найти на сайтах:
1. «Первое сентября» фестиваль «Портфолио».
2. Сайт «Педагогическая планета» http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=870 3. На интернет- портале «Про шолу» http://www.proshkolu.ru4. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/5. Сайт «Сеть творческих учителей» www.it-n.ruТеория.
Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной задачи.
Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы и которая должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе работы и также становится средством решения проблемы. Еще одно его свойство – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы, каждый из которых имеет промежуточные задачи, определить способы их решения, найти ресурсы для этого, разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.
Работа над проектом осуществляется по алгоритму:
№ Этапы Описание работы
1 Подготовительный 1.Формирование темы
2.Проблема
3. Объект исследования
4.Предмет исследования
5.Гипотеза
6. Цель
7. Задачи
8. Определение продукта
2 Планирование 1.Этапы и сроки
2.Источники информации
3. Способы сбора информации
4. Распределение обязанностей
3 Исследование 1. Сбор информации
2.Основные инструменты
3.Выводы по результатам
4 Результаты 1. Оформление проектной работы(продукта)
2. Анализ работы (рефлексия)
Назначение работы
5 Подготовка к защите 1. Электронная презентация
2. Публичное выступление
3. Стендовая защита
6 Защита в выбранной форме Объяснение по презентациям Кугут Ирины Анатольевны, учителя географии МОУ СОШ №32 «Эврика-развитие» г. Волжского на сайте «Сеть творческих учителей» www.it-n.ruДля дальнейшей работы раздаются памятки с основными понятиями. Приложение 1.
Имитационная игра.
Подготовительный этап. Рассмотрим насущную, очень важную проблему. Вы сформулируете ее после прочтения текста. «Школьные ранцы, напичканные учебниками, первая тяжесть, с которой приходится сталкиваться детям. Позвоночник в этом возрасте не рассчитан на большие нагрузки. Именно в школьном возрасте, когда происходит активный рост мышечной и костной массы, дети получают искривление позвоночника. Американский педагог Банкрофт в своей книге «Осанка школьника» в 1867 году писал: «Осанку легко испортить переносом тяжелых книг. Придет время, и тестирование физического развития опередит по важности любые другие образовательные тесты...». Обратите внимание, что изменилось за последние сто лет? Осанка детей ухудшилась настолько, что при медицинских осмотрах выявляют более половины детей с серьезными дефектами осанки, а количество заболеваний связанных с осанкой и физическим развитием увеличилось в разы. И все же школьные ранцы не стали легче».
Итак, мы имеем проблему: «Как тяжелый ранец влияет на осанку ученика?» или «Сколько должен весить ранец?» или «Как правильно выбрать ранец». Сформулируйте название проекта. Например: «Портфель на страже здоровья ученика». «Сколько весит здоровье школьника?»
Объект исследования: школьник.
Предмет исследования: осанка школьника или портфель школьника.
Гипотеза: япредполагаю , что тяжелый ранец вредит здоровью школьника.
Цель: влияние веса портфеля на здоровье школьника.
Задачи:
Изучение литературы в том числе и санпины.
Выяснить сколько весит портфель.
Провести исследование, узнать соответствует ли ранцы первоклассников и второклассников принятым нормам.
Исследовать содержимого школьных портфелей.
Что лучше ранец или портфель.
Исследовать: вес пустого портфеля, цвет (светоотражатели), лямки, ткань, замки, карманы, швы.Выявит заболевания от тяжелого груза.
Определение продукта: либо рекомендации родителям, ученикам, учителям относительно портфеля либо рекомендации по формированию правильной осанки (упражнения).
Планирование. Распределение по месяцам решение задач, которые мы поставили перед собой. Выбор источников- книги, интернет, санпины, местное СМИ.
Определить способы сбора информации. Разделить на группы. Распределить обязанности между учащимися, кто и за что отвечает.
Исследование. Определить методы исследования: анкетирование, опрос, эксперимент, наблюдение, сравнение, составление диаграмм. Произвести выводы по результатам и составить рекомендации для учеников, учителей и для родителей.
Результаты. Оформить продукт проекта в виде буклета с рекомендациями. Определить назначение проекта. Провести рефлексию в группах.
Рефлексия.
-Согласны ли вы работать в том же составе группы?
-Какие сложности возникли в работе?
-Понравилась ли работа?
-Хочется ли продолжить работу?
- Вы удовлетворены своей работой?
- Оцените работу своих товарищей по группе и свой вклад.
- Оценивание результатов работы
Подготовка к защите. Сделать презентацию к защите, оформить портфолио и методический паспорт проекта, подготовить публичное выступление.
Защита проекта. Презентация «Портфель на страже здоровья ученика».
Моделирование.
Аудитория разбивается на группы, и каждая группа выбирает себе тему работы.
Темы работ.
1.«Так ли глуп Иван-дурак?» Исследовательский проект по русским народным сказкам.
2.«Жилой дом будущего». Научно-фантастический проект
3.«Без особого труда, но не детская еда» Исследовательский проект.
4.«Экзамен и стресс» Исследовательский проект.
5.«Кошки- домашние целители» Исследовательский проект.
6.«Разноцветный алфавит» Творческий проект.
Работа выполняется по этапам на заготовленных листах с таблицами. Приложение 2.
Выбранный член группы защищает проект.
Рефлексия.
1.Удовлетворены ли Вы результатом своей деятельности на уроке?
2. Сформировалось ли у Вас понимание важности полученных на этом мастер-классе знаний?
3.Какие сложности возникли в работе?
4.Понравилась ли работа?
5.Кого из участников группы можно похвалить?
6.Хочется ли продолжить работу?
Приложение 1.
Основные понятия этапа.
Проблема - это противоречия между существующей ситуацией и желаемой. Она берется из реальной жизни, формулируется в ходе урока. На основе проблемы формулируется тема проекта.
Тема (от греч. thema, букв. - то, что положено в основу) - предмет описания, изображения исследования, разговора и т.д.
Актуальность - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).
Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования.
От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке
цели.
Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Формулировка цели всегда начинается с существительного «Исследование, изучение, выявление и т.д.»
Задачи - конкретизированные или более частные цели, это последовательно выполненные "шаги", которые необходимо предпринять для достижения цели.
Обычно они формулируются в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу, охарактеризовать и т. п.)
Если проект исследовательский, то последовательность действий несколько иной.
Объект исследования - то, на что направлена познавательная деятельность.
Предмет исследования - совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта, в которой вычленяется проблема , требующая решений.
Гипотеза — недоказанное утверждение, предположение или догадка. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.Продукты проектной деятельности. Внешние продукты:
Веб-сайт (предметный, тематический), Атрибуты несуществующего государства, Видеоклип, Газета, Игра, Костюм, Музыкальное произведение, Спектакль, Анализ, Публикация, Справочник, Учебное пособие, Урок, Атлас, Бизнес-план, Выставка, Действующая фирма, Журнал, Макет, Праздник, Картина, Социологический опрос, Сценарий, Чертеж, Оформление кабинета, Система школьного управления и другие.Формы защиты проектов - виды презентаций:
Деловая игра;
Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий;
Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей;
Игра с залом;
Ролевая игра;
Спектакль;
Соревнование;
Демонстрация видеофильма;
Научная конференция, доклад
Пресс-конференция
Отчет исследовательской экспедиции;
Путешествие, экскурсия;
Реклама;
Телепередача;
Мультимедийная презентация и др.
Методы исследования:
Анализ
Дедукция
Индукция
Классификация
Моделирование
Наблюдение
Обобщение
Описание
Прогнозирование
Синтез
Эксперимент
Опыт
Опрос
Интервью
Анкетирование
Вывод - умозаключение, подведение итогов работы. Как правило, отражает полученный результат в ходе работы над проектом. Написание вывода полностью исходит от автора работы.
Приложение 2.
Этапы работы над проектом.
№ Этапы Описание работы
1 Подготовительный 1.Формирование темы
2.Проблема
3. Объект исследования
4.Предмет исследования
5.Гипотеза
6. Цель
7. Задачи
8. Определение продукта
2 Планирование 1.Этапы и сроки
2.Источники информации
3. Способы сбора информации
4. Распределение обязанностей
3 Исследование 1. Сбор информации
2.Основные инструменты
3.Выводы по результатам
4 Результаты 1. Оформление проектной работы(продукта)
2. Анализ работы (рефлексия)
Назначение работы
5 Подготовка к защите 1. Электронная презентация
2. Публичное выступление
3. Стендовая защита
6 Защита в выбранной форме Рефлексия.
Закончите предложения.
1 Я познакомился с…
2 Было не просто…
3 У меня получилось…
4 Хотелось бы…
5 Мое настроение…
(улучшилось, ухудшилось) Темы работ.
1.«Так ли глуп Иван-дурак?» Исследовательский проект по русским народным сказкам.
2.«Жилой дом будущего». Научно-фантастический проект
3.«Без особого труда, но не детская еда» Исследовательский проект.
4.«Экзамен и стресс» Исследовательский проект.
5.«Кошки- домашние целители» Исследовательский проект.
6.«Разноцветный алфавит» Творческий проект.