Из опыта работы Формы исследовательской и проектной деятельности учащихся 5 классов во внеурочной работе по истории и краеведению


Формы исследовательской и проектной деятельности
учащихся 5 классов во внеурочной работе по истории и краеведению (выступление из опыта работы на методическом объединении учителей истории)
Внеурочная деятельность является основной частью образовательного процесса в школе и направлена на общеинтеллектуальное и общекультурное развитие учащихся.
Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес ученика, формирует его кругозор и мышление. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуаль-ных интересов учащихся и для формирования у них устойчивых умений коммуникации, творческой и исследовательской деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Мифология» помогает расширить познания мифологии, с которой пятиклассники начали знакомство в рамках основного образования, с помощью метода проектов, а также решить множество задач для развития потенциала личности, что является приоритетным направлением ФГОС второго поколения.
Курс «Мифология», изучаемый в 5 классе, рассматривает наиболее известные сюжеты и образы славянской и античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость и в наше время. В курсе основной акцент ставится на образную и сюжетно-событийную сторону изучаемых произведений, общечеловеческие ценности и моральные нормы.

Мифология, особенно античная, представляет богатейшее собрание сюжетов и образов, которые вдохновляли художников на протяжении тысячелетий. Культура античности – один из столпов, на котором строилась европейская цивилизация. Чрезвычайно важно познакомить детей с основными персонажами и образами античных мифов, что облегчит им в дальнейшем понимание произведений искусства; с основными персонажами и образами славянских мифов, что облегчит им понимание многих явлений русской культуры и реалий современной жизни.
Программа построена на основе межпредметной интеграции с предметами гуманитарного цикла: историей, литературой, изобразительным искусством, что позволяет ликвидировать разрыв в изучении образовательных дисциплин, помогает формировать разносторонне развитую личность.
Задачами данного курса является знакомство учащихся не только с мифологией славянского или греческого народа, но и с теми произведениями, авторы которых использовали темы и образы указанной мифологии. Курс помогает приучать учащихся читать обдуманно, аналитически подходя к прочитанному, видеть не только современные образы в произведениях, но и вычленять мифологические мотивы, расширяя тем самым кругозор школьников; воспитывать в учащихся потребность в приобретении и освоении новой информации, так же немаловажным является воспитание у школьников чувства гордости за Родину, чувства патриотизма путём приобщения их к культурно-литературным ценностям страны. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
В результате изучения курса «Мифология» обучающиеся научатся пользоваться различными источниками информации; выполнять учебные и творческие задания (доклады, презентации), получат навыки исследовательской и проектной деятельности.
При реализации данной разработки для решения поставленных задач при выборе методов обучения отдается предпочтение активным методам обучения: проблемному, частично-поисковому, исследовательскому, проектному.

Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, учитель, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Школьники как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.     
Частично поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.
Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.  Обучающимся будет предоставлена возможность выбирать виды и темы заданий в рамках заданного учителем содержания.
Метод проектов - это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной цели, которая была определенной, значащей для школьников и оформленной в виде какого-то конечного продукта. Основная цель метода проектов заключается в предоставле-нии учащимся возможности самостоятельного получения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которое требует интеграции знаний из разных сфер.
Популярность метода проектов обеспечивается возможностью объединения теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Виды деятельности: виртуальные экскурсии, творческие работы детей, проектная деятельность, викторины, конкурсы, подготовка презентаций.

Остановлюсь на некоторых формах нашей работы, которые позволяют организовать дифференциацию деятельности детей по интересам, применить игровые, информационные, коммуникативные, исследовательские и проектные технологии.

Первый наш совместный проект «Газета «Истоки»». Мы начали изучать мифологию, и достаточно трудно было понять пятиклассникам, зачем им это надо. Помог это понять как раз наш первый проект, а мне помог лучше познакомиться с ребятами, их интересами и возможностями, к тому же мы заявили о себе в школьном пространстве, что для пятиклассников очень важно.

Были организованы все этапы проектной деятельности: выбор проблемы, определение целей и поэтапных задач, определение масштабов работы, формирование гипотезы проекта, выбор команды и информационное обеспечение проекта.

Славяне считали, что за нами безмолвно стоят Предки.
Родители наших учеников редко рассказывают детям о своих предках, потому что и сами мало что знают о них. У нас стартует проект «И память предков оживает в нас!» Пятиклассники получают задание узнать у родителей о своей семье, своих бабушках и дедушках. Работа дает прекрасную возможность общения с семьей, несет большой потенциал духовно-нравственного воспитания. Я думаю, что этот проект будет иметь продолжение и в будущем.
Еще одна форма работы – виртуальная экскурсия. Здесь требуются особые навыки, умение работать с информацией, на компьютере. Античная мифология создает большие возможности для этого. Ребята могут выбрать свою тему, свой сюжет из античности и составить виртуальную экскурсию с посещением различных музеев, картинных галерей. Свои работы они будут представлять одноклассникам на занятиях внеурочной деятельности.
36995106857900 «Туалет Венеры» Ф.Буше
Виртуальная экскурсия – интересный вид итоговой работы по славянской мифологии, например, темы «История Бабы-Яги», «История Колобка» с использованием литературных, художественно-изобразительных источников, позволяющая показать трансформацию этих образов от мифологических до сказочных.
Еще одним видом проекта является интеллектуальная игра по итогам изучения курса славянской и античной мифологии. Опыт подготовки и организации таких игр накоплен еще в прошлом учебном году, в этом году сценарий будет дополнен домашним заданием команд, организованным таким образом, чтобы задействовать весь класс.
Различные виды игр можно использовать при изучении материала, например, этимологическая игра «Тайны имен славянских богов».
Вызывают большой интерес театрализованные игры по славянским праздникам «Святки. Колядки», «Масленица».

Я уже говорила о том, что программа построена на основе межпредметной интеграции с предметами гуманитарного цикла: историей, литературой, изобразительным искусством, но есть прекрасная возможность интеграции с физкультурой, биологией, технологией.
Изучая историю возникновения Олимпийских игр, мы можем провести свои Олимпийские игры среди пятиклассников, используя знания по истории, мифологии, опираясь на помощь учителей физкультуры.
Изучая тему о славянской символике, мы знакомимся с тайнами узоров на вышивках, посуде, деревянной резьбе. Здесь можно не только продемонстрировать свой рассказ, исследование, но и выполненный своими руками оберег. Так ребята с удовольствием делают «обережную утицу» для родных. Можно изготовить модели славянских духов из различных материалов.

Мы изучаем тему «Волшебные растения в славянских мифах». Здесь можно подготовить интересные проекты о целебных растениях или, например, презентацию «Цветет ли папоротник?» А можно и подготовить презентацию, и приготовить, и попробовать копорский чай.

Данный курс дает очень большие возможности для работы с детьми: позволяет удовлетворить их разнообразные интересы, приобрести различные компетенции, получить возможность личностного роста, развития духовно-нравственных качеств.

Учитель Соколова Е.В.