Научная статья Особенности организации самостоятельной учебной деятельности при изучении английскому языку
Луговец В.В.
Особенности организации самостоятельной учебной
деятельности при изучении английскому языку
Для современной ситуации в образовании в нашей стране характерен переход к инновационному обучению от традиционного. Особую роль действующая концепция модернизации образовательной системы отводит самостоятельной деятельности обучаемых. Предусмотрено повышение ее роли и усиление ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за воспитание инициативы и творческой активности обучающихся, за стимулирование их профессионального и личностного роста [Методики применения]. В связи с этим многие ученые в настоящее время рассматривают проблему организации самостоятельного обучения, отвечающей современным задачам высшего образования [Коломиец 2003; Коряковцева 2012; Никитина 2003].
Данная проблема особенно актуальна при изучении иностранного языка. В последнее время наблюдается сокращение учебных часов, отведенных на аудиторное изучение иностранного языка. Цели обучения при этом требуют подготовки специалистов, владеющих иностранными языками на уровне, дающем возможность осуществления эффективной межкультурной коммуникации.
На сегодняшний день иноязычная коммуникативная компетентность характеризует определённый уровень владения иноязычной коммуникацией, позволяющий обучаемым целесообразно и коммуникативно приемлемо в зависимости от функциональных факторов варьировать собственное речевое поведение. Многие ученые рассматривают вопросы повышения качества преподавания иностранного языка как средства межкультурного общения [Тер-Минасова 2006, Титова 2006 и др.]. В частности, С.Г.Тер-Минасова, подчеркивает важность умения осуществлять коммуникацию на профессионально значимом уровне [Тер-Минасова 2006].
Педагогу для реализации современных целей языкового образования важно верно представлять средства и условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку. Г.В. Елизаровой отмечается, что для овладения межкультурным общением важно обладать межкультурной компетенцией (МКК), для которой характерна особая природа. Исследователь отмечает значимость развития «такого качества языковой личности, которое позволяет ей выйти за пределы собственной культуры и приобрести качества медиатора культур, не утрачивая собственной культурной идентичности» [Елизарова 2011:236].
К одному из доминирующих факторов общественного развития относится информатизация, активно внедряемая не только в производственную и научную деятельность, но и в повседневную жизнь. Информационное общество выдвигает для специалистов условия, согласно которым требуются умения полноценного использования новых информационных технологий, глобальных компьютерных сетей и компьютерных телекоммуникаций в профессиональной деятельности [Раинкина URL]. А из-за непрерывного характера современного образования подталкивает его субъекты оказываются вынужденными постоянно самостоятельно повышать уровень владения навыками межкультурного общения. Таким образом, изучение иностранного языка в современных условиях должно содействовать развитию личности специалиста, владеющего не только иноязычной, но и информационно-коммуникационной компетенцией.
Несоответствие между целями обучения языку и аудиторным временем, отводимым для этого, значительная разница в уровне владения иноязычной компетенцией, степени мотивации и сформированности учебных умений, отсутствие языковой среды, психофизиологические особенности студентов стимулируют педагогов к поиску эффективных способов организации самостоятельной учебной деятельности студентов с целью приобретения базовых компетенций.
В решении данной проблемы важно трансформировать подход к организации самостоятельной учебной работы при изучении языка, разработке такой системы домашнего обучения, которая соответствовала бы требованиям времени и помогала в воспитании современного обучающегося.
Развитие дидактической системы обучения, в которой доминантой выступает самостоятельная деятельность обучаемого, зависит от ее организации и управления. Во многом активизация и эффективность домашнего обучения зависит от способности оптимально организовать эту деятельность и управлять ею. Данная способность непосредственно с содержанием учебной деятельности, условиями и средствами для ее организации.
Важно учитывать, что в ходе обучения иностранному языку у домашнего образования возникает определенная специфика, заключающаяся в том, что её предмет составляет речевая деятельность. Именно эта деятельность является целью обучения и средством его реализации. Теория и практика обучения широко использует понятие «самостоятельная работа» (СР). Проведенный анализ существующих в отечественной и зарубежной науке определений самостоятельной работы позволил сделать вывод о том, что СР считается вид учебной деятельности студентов без помощи, но под наблюдением педагога. СР выступает определенным методом обучения, успех которого возможен и без внешнего руководства. При этом самостоятельная работа выступает формой организации самостоятельной познавательной деятельности и дидактическим средством высшей школы [Елизаров 2005].
Это позволяет сделать вывод о том, что данный вид деятельности носит операциональный, тренировочный характер. Деятельность в то же время, в отличие от «работы», предполагает обязательный творческий аспект.
Многие исследователи [Бурлаков 2003, Коряковцева 2012, Никитина 2003, Щеголева 2005] указывают на необходимость постоянной интеллектуальной активности обучаемого в значимых для него сферах деятельности при обучении иностранному языку.
Самостоятельное обучение иностранному языку представляет собой фундамент для активизации самостоятельной деятельности, являясь процессом овладения учащимися операциями и действиями с языковыми единицами, выступая основой для выработки навыков совершения языковых поступков на иностранном языке. Самостоятельная работа в нашей системе является средством организации и реализации домашнего образования.
Рассмотрение самостоятельной учебной деятельности в качестве сложной динамической системы, а обучаемого – как субъекта этой системы вынуждает педагога, являющегося другим субъектом этой системы, создавать такую обучающую среду, которая бы содействовала бы развитию приемов познавательной деятельности обучаемого, позволяла бы эффетивно реализовывать цели и задачи обучения языку по развитию в современных условиях базовых компетенций. В такой системе должно использоваться информационно-методическое обеспечение, адекватное данной деятельности.
Достижение адекватности происходит благодаря привлечению в соответствии с конкретными целями и задачами обучения различных средств реальной и виртуальной образовательной среды, интересами обучаемых и уровнем их подготовленности. Благодаря всему этому создаются такие внешние условия и факторы воздействия, которые позволяют не только развить нужный вид деятельности, но и достигнуть необходимого внутреннего состояния обучаемого, его интеллектуальной, эмоциональной и психической готовности.
Анализ междисциплинарных исследований, учитывающих не только когнитивные процессы и лингвистическую составляющую обучения иностранному языку, но также личность обучающегося, дает возможность определения характеристик, способствующих эффективной организации и управлению самостоятельным образованием. Достигнуть поставленных коммуникативных целей, осуществить эффективную коммуникацию представителей различных культур помогают знания, умения и навыки специфического характера, из которых складываются его базовые компетенции. Развитие последних определяется во многом самостоятельностью учащихся и их личной активностью, адекватностью самооценки, уровнем их самосознания, умением планировать свои действия для достижения поставленной цели, рефлексивностью мышления, умением корректировать самих себя, инициативностью и готовностью к творческой деятельности.
Современные требования к усилению степени автономии обучаемых имеют прямую взаимосвязь с новыми требованиями к информационно-методическому обеспечению процесса обучения. По мысли Е.Н. Соловова, на пути достижения готовности к автономии в образовании важно решить следующие задачи, которые связаны с развитием у обучаемых определенных способностей, не востребованных в педагогическом процессе до настоящего времени. Автор отмечает важность умения самостоятельной постановки целей и задач обучения, концентрации внимания на них, способностей оценивать и контролировать динамику своего развития, соблюдать определённые сроки контроля. Также достаточно значимым является партнерский характер взаимоотношений между обучаемым и обучающим [Соловова 2004:129]. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что при обучении иностранному языку важна правильная организация самостоятельных действий каждого обучаемого. С учетом основных положений теории деятельности можно отметить, что наиболее эффективными способами формирования необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции являются организация самостоятельной аудиторной и внеаудиторной деятельности посредством методически разработанной информационной образовательной среды. По мнению М.Г. Евдокимовой, информационно-образовательная среда представляет собой «среду моделирования иноязычного общения; источником иноязычных аутентичных учебных материалов разного уровня сложности, предоставляя доступ к иноязычным информационным ресурсам; средой создания и обновления профессионально значимых продуктов учебной деятельности в виде банков информации, таких как словари, энциклопедии, тексты и пр.» [Евдокимова 2007:9].
Эффективной организации самостоятельного обучения содействует информационно-обучающая виртуальная среда, оптимально организованная и управляемая со стороны педагога. Ее интеграция в самостоятельную учебную деятельность существенно повышает эффективность образовательного процесса и повысить мотивацию обучаемого.
Эффективность учения обусловлена объективными преимуществами информационного виртуального пространства. Важно указать, что люди современного поколения являются членами информационного общества, которые воспитываются не на текстовой, а на визуально представленной информации. Согласно исследованиям физиологов показывают, человек получает 80% информации через зрительный анализатор [Титова 2006:15].
Можно говорить о ряде преимуществ «сложившейся сегодня среды информационного обмена» [Попов 2012:7]. В современных мультимедийных программах имеет место комбинация звука, видеоизображения и текстов, «что позволяет эффективно использовать все известные способы представления знаний». Они позволяют достичь большей информативности учебных материалов, концентрируя внимание на нужных фрагментах. Учебный процесс при использовании современных обучающих средств представляет собой «когнитивный инструмент», «усиливающий умственные способности учащихся на этапах обдумывания, решения задач и анализа результатов». Благодаря современной «информационно-инструментальной среде» достигается самостоятельность обучаемого и осуществляется контроль за ходом его деятельности с учебными материалами. Также самостоятельное обучение может быть активизировано с помощью программ для создания мультимедийных презентаций в программе Microsoft PowerPoint.
Интересные данные представлены в педагогической физиологии, согласно которой эффективность различных режимов обучения распределяется следующим образом: чтение текстового материала – 10%, восприятие на слух информации – 20%, сочетание визуальной и звуковой информации – 50%, обсуждение с другими – 70%, приобретение знаний посредством собственного опыта – 80%, объяснение материала кому-либо – 90% [Чучалин URL]. Таким образом, визуально воспринятая информация должна подвергнуться критическому осмыслению, быть актуализирована с помощью обсуждения с другими людьми. Именно благодаря деятельности «деятельности по обработке и усвоению» знаний учащимся открывается смысл обучения [Раинкина URL]. Поэтому в система организации домашнего обучения важно достичь правильной комбинации внеаудиторных и аудиторных форм самостоятельной учебной деятельности.
К важному инструменту информационного виртуального пространства можно отнести всемирную сеть Интернет, которая предоставляет обширные возможности для самостоятельной работы при обучении иностранному языку. М.Г. Евдокимова указывает, что «…возникающая благодаря Интернету виртуальная реальность, становящаяся новым технологическим, психофизиологическим и социокультурным способом бытия человека в мире, формирует принципиально новый тип символического существования человека, культуры, социума и новый характер общения, в том числе и межкультурного, специфическими особенностями которого становятся виртуальность, интерактивность, гипертекстуальность» [Евдокимова 2007:17].
Использование в учебном процессе интернет-технологий, и, прежде всего информационных и коммуникационных средств, является чрезвычайно благоприятным для всей системы образования, а интегрирование интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку – настоящий катализатор передовой педагогической теории, продолжение личностно-ориентированного подхода к обучению на новом, более высоком уровне. Личностно-ориентированный подход, ориентированный на развитие личности учащегося, имеет сильные и давние традиции в отечественной методической науке. Его основы заложены в работах П.Я. Гальперина [Гальперин 2007], И.А. Зимней [Зимняя 2007], А.А. Залевской [Залевская 2005], А.А. Леонтьева [Леонтьева 2007] и др. Внедрение интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку придает личностно-ориентированному подходу к обучению новый благоприятный импульс, помогает одновременно с использованием того лучшего, что создано в отечественной методике, выйти на принципиально новый, более высокий уровень в практике изучения и преподавания иностранного языка (ELT).
Следует отметить, что применение возможностей интернета в образовательной практике является новым действенным инструментом интенсификации учебного процесса, инструментом превращения ELT в творческий процесс сотрудничества преподавателя и студентов в достижении общей цели: непрерывно повышать уровень владения студентами иностранным языком, при этом занимаясь тем, чем им интересно заниматься.
Во-первых, интернет-технологии как инструмент обучения иностранному языку придают ELT дополнительную мощную мотивацию: студенты имеют возможность использовать полученные знания и сформированные умения в условиях реальной, а не учебной коммуникации, на практике убеждаться в эффективности и полезности своих усилий в изучении английского языка. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения английскому языку создает предпосылки к развитию умений приобретать знания самостоятельно и «позволяют учащимся реализовать личностно-ориентированный подход к изучению языка». Интересна точка зрения зарубежных исследователей использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Например, M. Carrier [Carrier 1997] отмечает, что умения пользователей интернета (но не специфические умения чтения мультимедийных текстов) у учащихся часто сформированы более полно, чем у преподавателей. Соглашаясь с этой точкой зрения, подчеркнем, что процесс преподавания – изучения иностранного языка превращается в процесс, взаимно обогащающий знаниями и умениями обе его стороны.
Во вторых, студенты учатся эффективно извлекать информацию из размещенных Интернете электронных текстов, которые как правило, отличаются более актуальным содержанием, чем тексты на бумажных носителях.
Преимущество Интернета перед традиционными средствами обучения с дидактической точки зрения заключается в следующих его достоинствах. Интернет является информационным образовательным ресурсом, обладающим неисчерпаемым запасом аутентичных материалов, имеет коммуникативную направленность обучения и его индивидуализацию. Ресурсы Интернета могут послужить визуальной поддержкой в процессе восприятия и усвоения не только новой, но и уже изученной прежде информации.
Важным достоинством Интернета также является то, что его ресурсы на момент пользования предстают уже в готовом виде, благодаря чему время, затрачиваемое преподавателем на предварительную методическую и дидактическую разработку, существенно сокращается. Интернет-материалы содействуют овладению на коммуникативном уровне иностранным языком, расширяют знания о культуре страны изучаемого языка. Для развития соответсвующих компетенций могут применяться соответсвующие Интернет-сайты. Благодаря Интернету развивается межкультурная компетенция, обеспечивается возможность участия в реальных коммуникациях с представителями другого социума.
В.А. Коломийцем также отмечается специфика «пространственно-временных характеристик виртуального пространства», заключающуюся в снятии ограничения, связанного с местом и временем получения образовательных услуг [Коломиец 2003:86]. Изучающий язык благодаря этому получает возможность использовать дистанционное образование в любой точке мира, выбрав самое для него подходящее время.
В настоящее время наибольшей популярностью пользуется всемирная сеть World Wide Web, основными достоинствами которой можно назвать богатые ресурсы и доступность.
Однако помимо достоинств имеют место и недостатки, к которым относится, прежде всего, ее не ограниченный объем, а также неструктурированная информация. Поиск необходимого материала из-за этого существенно затрудняется. Кроме того, из-за отсутствия контроля над содержанием и качеством могут возникать материалы с низким уровнем последнего. Поэтому педагогу, прежде чем давать рекомендации студентам по выбору материалов, крайне важно изучать содержание этих материалов и сайтов, выявляя их образовательный потенциал и оценивая с точки зрения соответствия целям обучения.
Основным источником аутентичных мультимедийных текстов являются так называемые «статичные» сайты. Перед тем, как решить для себя вопрос о целесообразности использования того или иного сайта в качестве источника учебного материала, преподаватель должен ответить себе на ряд вопросов.
1) Кто создал данный сайт?
Действительно, создать свой собственный сайт может сегодня каждый. Это может быть как компетентный в своей области человек, так и человек, совершенно не представляющий себе, какую информацию он намеревается донести до своей аудитории. Поэтому информация, представленная на конкретном сайте не обязательно ценна и надежна. Если преподаватель ранее не слышал об этом сайте, необходимо ознакомиться с информацией в разделах: «О нас», «Информация о компании» или «Профиль». Важно понимать, что использовать в учебном процессе информацию, размещенную на не вызывающем доверие сайте нецелесообразно.
2) Надежен ли данный веб-сайт?
Одной из проблем «всемирной паутины» сегодня является то, что пользователь не может быть уверен, что сайт, который он видит сейчас, останется там же спустя некоторое время. Для учебных целей необходимо выбирать сайты, имеющие некоторую историю.
3) Для кого предназначен сайт?
Очевидно, что у каждого сайта имеется своя целевая аудитория. В некоторых случаях содержание сайта рассчитано на не очень образованных людей (например, сайты, популяризирующие достижения науки и техники), и язык изложения этого содержания, а также информация, представленная на сайте, слишком просты для обучающихся. Еще одной проблемой Интернета является тенденция к использованию упрощенного английского языка, содержащего множество сокращений, не ставших общепринятыми, а также «сетевых жаргонов». Такие сайты в учебных целях использовать не рекомендуется.
Одним из невербальных средств иллюстрации текстового материала могут быть видеоролики. В Интернете нетрудно найти видео по любой теме. Преподаватель или студенты могут и сами создавать видеоклипы, иллюстрирующие тот или иной прибор, конструкцию и т. д. с помощью обычной цифровой видеокамеры (например, в формате AVI Video). Но в этом случае возникает проблема аутентичности английского языка. Избежать возникновения этой проблемы позволяет использование специально созданных видеоклипов, размещенных в Интернете. При выполнении некоторых заданий по поиску в интернете студенты сначала находили ролик, содержащий нужную информацию, или фотографию, иллюстрирующую эту информацию, а уже затем – описывающий его текст. Такой маршрут может значительно сэкономить время, требуемое для поиска нужной информации.
Кроме Интернета можно отметить наличие огромного количества учебных курсов и компьютерных программ, основанных на максимальном использовании наглядности. Во многих компьютерных учебных курсах использованы новые возможности презентации учебного материала на компьютерных дисках.
М.А.Бовтенко специфическими особенностями компьютерных средств обучения называет интерактивность; индивидуализацию обучения; наличие обратной связи; использование комплекса средств для представления информации: текста, звука, графики, видео [Бовтенко 2010:17]. Среди преимуществ компьютерных программ такие исследователи, как Н.С. Попов, Л.Н. Чуксина, Р.П. Мильруд выделяют «оперативные возможности управления учебным процессом» и их особую роль в дидактическом плане, поскольку они обеспечивают «введение учебного материала, моделирование ситуаций общения, организацию игровых заданий, контроль и оценку знаний, позволяя использовать все виды наглядности» [Попов 2012:6]. Особенно удобны компьютерные программы в работе, направленной на закрепление изученного на занятиях, а также для подготовки к аудиторном занятиям [Бовтенко 2010:51]. С их помощью обеспечивается формирование речевых умений и языковых навыков на основе жесткого управления, опосредованного программой, а также гибких действий со стороны педагога. Компьютерные словари и энциклопедии представляют собой ценный источник страноведческой и лингвистической информации, великолепный материал, помогающий практиковаться в аудировании, доступный для использования в подготовке рефератов и докладов на иностранном языке.
Особенностью информационно-коммуникационной среды является создание ею принципиально новых средств обучения, постепенно берущих на себя функции других обучающих средств. Компьютер в этом процессе «приобретает статус комплексного, интегративного и универсального технического средства обучения» [Евдокимова 2007:13]. Интегрирование компьютерных средств обучения в процесс самостоятельного обучения позволяет благодаря варьированию ресурсами и программами применять наиболее эффективные обучающие средства и приемы работы с учетом интересов обучаемого, уровнем его подготовленности и выделенным для работы временем. Именно возможность сделать обучение максимально индивидуализированным позволяет отметить ее как важнейшее качество новой «информационно-инструментальной учебной среды» [Попов 2012:7].
Таким образом, создание новой педагогической информационно-образовательной среды обучения осуществляется за счет совокупности традиционных и программно-аппаратных средств обучения, подразумевая самостоятельно управляемую и более независимую учебную деятельность. Способность обучающихся осуществлять самостоятельную деятельность в домашнем обучении развивается в том случае, если это обучение представлено в виде как целостной системы на основе методически организованной и тщательно продуманной информационно-образовательной среды.