Методика проектной деятельности младших школьников

МБОУ СОШ №1



Сообщение на тему:
«Методика проектной деятельности младших школьников на уроках»










Выполнила: Крутикова А.Г.




г. Красновишерск 2015г.

В современном мире основные цели обучения формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. В настоящее время используется другой подход, ориентированный на развитие самостоятельного мышления учащихся. Немаловажную роль в достижении этих целей играет метод проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века.
Он возник во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США в трудах американских педагогов Джона Дьюи, У. Х. Килпатрика, Э. Коллинза и других. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В 20-е годы советская школа активно внедряла и использовала метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развитие ученика В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торидайка и других американских ученых. Главные их идеи состоят в следующем:
с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;
деятельность строится не в русле учебного предмета;
опора на сиюминутные увлечения детей;
истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – “Все из жизни, все для жизни”. Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.
В СССР в первые годы советской власти проектный метод применялся во многих массовых школах, по распоряжению Н.К. Крупской. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов. И век новации был недолгим. А в 30-е годы метод проектов был осужден в постановлении ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 года “О начальной и средней школе”. После этого постановления был сделан вывод о том, что этот метод не дает глубоких знаний по предметам. Советская школа была полностью переведена на традиционное обучение. В 60-70гг. ХХ века и в США тоже развернулась массовая критика метода проектов, вызванная нарушением систематичности обучения и снижением уровня теоретических знаний учащихся общеобразовательной школы по основам наук.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.
Для развития у младших школьников способности работать с информацией, для того, чтобы научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии. Исследователи отдают предпочтение методу проектов.
При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты:
темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близких к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития;
длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования и исследования, как общеучебными умениями;
целесообразно в процессе работы над темой включать социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию;
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость» заключающаяся в следующих моментах.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействия в процессе обучения, к которым относятся:
Умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
Умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
Умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свою точку зрения, аргументировано ее доказывать);
Умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение);
Данные умения формируются с первых дней нахождения ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения», регулирующие как построение высказываний, так и их содержание.
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость».
Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий, как интегративной характеристики, включающей в себя:
Развитие аналитико-синтетических действий;
Сформированность алгоритма сравнительного анализа;
Умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих учебные задачи;
Возможность выделять общий способ действий;
Перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование, как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с первого по четвертый класс в процессе работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления – через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
Адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
Обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
Выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуя особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.



В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.
Проект – обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проект включает в себя выбор цели (что и почему сделать), разработку или выбор рациональной технологии, изготовление и реализацию изделия, продукта. Во время выполнения проектов школьники осуществляют экологическую и экономическую оценку выполненной работы, проводят работу по маркетингу (изучение спроса и предложения на произведенную продукцию и возможностей ее реализации). Все результаты деятельности учащиеся по выполнению проекта фиксируют в виде отчета. Совокупность всех рабочих материалов и само готовое изделие, а также фотодокументы и составляют выполненный творческий проект.
Итак, проект – это творческая задача интеллектуально – практического характера, выполненная учащимися, но под умелым и чутким руководством учителя.
Можно выделить разные подходы к классификации проектов. Е. С. Полат предложила следующие типологические признаки проектов, которые лежат в основе классификации:
По целям и задачам:
Практико-ориентировочный проект, направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа могут быть учебные пособия для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы.
Исследовательский проект, по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование и др.
Информационный проект, направлен на сбор информации о каком-либо объекте с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.
Творческий проект, предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: театрализация, спортивная игра, произведение декоративно-прикладного или изобразительного искусства, видеофильм и т.п.
По предметно-содержательной области:
Монопроекты, проводятся, как правило, в рамках одного предмета ли одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Межпредметные проекты, выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
По продолжительности:
Мини-проекты, могут укладываться в один урок;
Краткосрочные проекты, требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлении продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты, выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии учителя.
Годичные проекты, могут выполняться как в группах. Так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.
По характеру координации:
С открытой, явной координацией (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы);
Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный участник).
По количеству участников:
Индивидуальные;
Парные (между парами участников);
Групповые (между группами участников).
Следует отметить то, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно. Для современного этапа развитие системы образования важно обогатить практику многообразием личностно ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения, который имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
1.2 Алгоритм выполнения проекта
Работу над проектом можно разбить на пять этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком, - поиск способов разрешения проблемы – решение проблемы.( №1) Необходимо помнить важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Основные шаги работы над проектом можно схематически изобразить на рисунке.














Рис.1 Основные этапы выполнения проектов.
В Таблице 1 отображены основные этапы работы над проектом, виды деятельности и формируемые умения исследовательской деятельности учащихся на каждом из этапов.






Основные этапы работы над проектом
№ п/п
Название этапа
Вид деятельности

Формируемые умения

1
Поисковый
Моделирование идеальной (желаемой) ситуации;
Анализ имеющейся информации;
Определение и анализ проблемы;
Определение потребностей в информации;
Сбор и изучение информации
Самостоятельно находить недостающую информацию;
Запрашивать недостаточную информацию у эксперта;
Находить несколько вариантов решения проблемы;
Выдвигать гипотезы;
Устанавливать причинно-следственные связи

2
Аналитический
Постановка цели проекта;
Определение задач проекта;
Определение способа разрешения проблемы;
Анализ рисков;
Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
Анализ ресурсов;
Планирование продукта;
Анализ имеющейся ситуации;
Определение потребностей в информации;
Сбор и изучение информации
Формулировать цель деятельности по решению проблемы;
Формулировать задачу, исходя из формулировки цели;
Планировать поэтапное достижение цели;
Анализировать результат по практической важности;
Собирать информацию;
Сопоставлять свои возможности и свои интересы;
Отстаивать свои интересы;
Четко определять цели своей деятельности;
Определять и обосновывать свои конкретные шаги по осуществлению деятельности на практике;
Осуществлять свою деятельность на практике:
Планировать свою практическую деятельность

3
Практический
Выполнение плана работ;
Текущий контроль
Уметь взаимодействовать с любым партнером, коллективом;
Уметь оказывать взаимопомощь в группе в решении общих задач;
Развивать умения делового партнерского общения;
Принимать решения и прогнозировать их последствия;
Анализировать собственную деятельность;
Подмечать, формулировать и связывать практическую
Деятельность и условия, в которых она осуществляется;
Обсуждать практическую деятельность;
Находить возможности практической деятельности

4
Презентационный
Предварительная оценка продукта;
Планирование презентации и подготовка презентационных материалов;
Презентация продукта
Логически связно выстраивать сообщение;
Структурировано излагать материал;
Развивать артистичные навыки;
Отвечать на незапланированные вопросы;
Использовать различные средства наглядности при выступлении;
Уметь представить результаты практической деятельности

5
Контрольный
Анализ результатов выполнения проекта;
Оценка продукта;
Оценка продвижения.
Анализировать собственную деятельность;
Оценивать значимость проект;
Оценивать результаты практики, исходя из первоначальных целей;
Ставить цели будущей деятельности на основе приобретенного опыта.


Поисковый этап, направлен на формулирование темы и целей деятельности. Предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности, основанной на умении генерировать и анализировать идеи, формулировать тему учебного проекта (проблемы). Потребности в проектной деятельности (существующие проблемы) могут возникать всюду: дома, в школе, на отдыхе, в бизнесе и т.д. Они определяют тему проекта и способствуют формированию внутренней мотивации в приобретении учащимися новых знаний. Этот этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого следует собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ее. Источниками информации могут быть учебники, справочники, журналы, книги, газеты, радио и телевидение, беседы по телефону, базы данных на электронных носителях, системе «Интернет», специальных каталогах и др. Полученная информация позволяет выдвинуть спектр идей и на основе их анализа выбрать для решения проблемы оптимальную идею (лучшую).
Второй этап - аналитический. В ходе его подготавливается общий план деятельности по разработке проекта. Этот этап необходим для определения основных разделов проекта. Основные разделы проекта лучше определять вместе с учащимися, методом «мозгового штурма». Аналитический этап включает планирование, составление необходимой документации, организацию безопасных условий труда, соблюдение технологической дисциплины, культуры труда, качества выполнения работ. Этот этап является центральным, основополагающим, связанным с продуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной. В дальнейшем этот план лишь корректируется при необходимости
Третий этап - практический. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проводится в группах, причем работа может быть организована по-разному, но общей для всех проектов является единая технология работы групп.
После того как все подготовлено к реализации проекта, необходимо скорректировать его программу и план с учетом социальной ситуации, определить деловых партнеров - организации и лица, способные помочь в реализации проекта. Выполнение плана требует объединения усилий всех участников проекта. Только дружному, сплоченному коллективу, действующему на основе взаимопомощи и взаимовыручки, по плечу решение сложных задач и проведение запланированных мероприятий.
Не рекомендуется отступать от намеченных пунктов плана. Это может произойти лишь в исключительных случаях. Также не следует отступать от намеченных сроков. Лучше все делать вовремя, чтобы избежать спешки и суеты. С другой стороны, любой план требует корректировки. Он может быть доработан и изменен с учетом новых обстоятельств. Поэтому нужно время от времени вносить изменения. Четкое, строгое, последовательное выполнение намеченных мероприятий приведет к воплощению в жизнь программы, достижению поставленных целей и решению проблемы.
Презентационный этап включает оформление и презентацию работы. Презентация проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей (учителя, родители). В ходе защиты проекта ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою очку зрения. Презентация проектов необходима для завершения работы, для анализа проделанного, для самооценки и оценки с другой стороны, для демонстрации результатов.
Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Он должен быть материальным, т.е. как либо оформлен. Речь идет о продукте проектной деятельности: рисунке, плакате, слайд-шоу, видеофильме, альбоме, альманахе, газете, сборнике, творческом отчете, доклад, компьютерная презентация и т.д.
Требования к презентации предъявляются следующие:
Защита-презентация проводится самим автором, группой авторов, творческим коллективом;
Содержание и композиция презентации определяется авторами самостоятельно, однако в выступлении должны быть освещены следующие вопросы: актуальность и обоснование выбранной темы, цели и задачи проекта, степень их выполнения; краткое содержание, ключевые положения и выводы; этапы выполнения проекта, распределение обязанностей между участниками; рекомендации по возможной сфере практического использования проекта;
После завершения выступления участники проектной группы должны ответить на вопросы жюри и других участников презентации;
В ходе защиты-презентации проекта можно использовать рекламно-пояснительную продукцию (рекламные плакаты, буклеты, программы, аннотации и др.)
Подготовка к защите проекта и его презентация требуют большой подготовительной работы. Ее можно сделать более эффективной, если предложить участникам какую-либо основу для подготовки к защите своей работы.
Пятый этап - контрольный. Он представляет собой анализ результатов выполнения проекта, оценку продукта. Это в основном обучающий этап, в ходе которого ученики приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение одноклассников, учителя. Подводя итог обсуждению, ученику ставится оценка. ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. В качестве оценки результата выполнения проекта могут использоваться конструктивные, технологические, экологические, эстетические, экономические и маркетинговые критерии, оригинальности качество выполнения проекта.
Параметры внешней оценки проекта:
значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
корректность используемых методов исследования и метода обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов выполненного проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
По мнению исследователей вопроса о взаимодействии учителя и ученика при работе над проектом, степень активности учителя и учеников на разных этапах проекта различна. Осуществляя проектную деятельность, ученики должны работать самостоятельно, педагогам важно понимать: степень самостоятельности учащихся зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействия в процессе обучения, к которым относятся:
Умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
Умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
Умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свою точку зрения, аргументировано ее доказывать);
Умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение);
Данные умения формируются с первых дней нахождения ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения», регулирующие как построение высказываний, так и их содержание.
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость».
Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий, как интегративной характеристики, включающей в себя:
Развитие аналитико-синтетических действий;
Сформированность алгоритма сравнительного анализа;
Умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих учебные задачи;
Возможность выделять общий способ действий;
Перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование, как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с первого по четвертый класс в процессе работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления – через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
Адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
Обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
Выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуя особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.



















































Защита проекта

Прогнозирование новых проблем

Исследовательская, поисковая проектная деятельность


Оформление результатов

Поиск способов решения (выдвижение гипотез)

Проблема

Проблемная ситуация




15