ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Использование метода проектов в начальной школе как одно из требований ФГОС
Быкова Е. В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 11
В последние годы проблему формирования общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения, в начальной школе пытаются решить, в частности, через организацию проектной деятельности. Смысл метода проектов заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов, который обладает рядом отличительных особенностей:
- предполагает взаимодействие педагога, воспитанника, родителя и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий;
-межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков;
- высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, приобретение опыта исследовательской работы;
- служит средством развития творческой активности, мышления, умения нестандартно решить проблему;
- включает формирование у детей навыков по организации и использованию рабочего времени и пространства, умение оценить свои возможности, осознать свои интересы;
- предполагает развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. [1 с. 13-15]
Все темы, предлагаемые в качестве «проектных» в начальной школе, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Но, чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. В связи с переходом на обучение по новым ФГОС, учителю необходимо владеть теорией метода проекта для применения на практике.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности состоит в поиске информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
То есть проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.
В ходе проектной деятельности обучающиеся видят перед собой конечный результат – работу, которую они сделали сами, вложили в неё душу. Происходит развитие творческих возможностей и способностей обучающихся. Дети учатся решать новые, нетиповые задачи, выявлять деловые качества.
Проектная деятельность помогает учащимся самостоятельно добывать знания по определённой проблеме, что соответствует ФГОС 2 поколения. Не это ли главная цель в образовании сегодня? Уже доказано, что человек запоминает до 90% того, что он сделал сам.
Получив свою первую учебную книгу по УМК «Планета Знаний», дети уже в 1 классе на страницах «Букваря» знакомятся с учебными проектами. Например, по завершению темы «Наша школа» ребятам предлагаются несложные, но очень интересные творческие задания:
- сделай буквы из различных материалов;
- напиши другу рисуночное письмо;
- придумай свой проект.
Какие же виды проектов используют учителя нашей гимназии в своей работе?
Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.
1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Уже в первом классе мы попробовали провести с детьми такого вида деятельность. Мы предложили ребятам подумать над тем, что можно сделать, чтобы наш город оставался всегда чистым и красивым? Дали название проекту: «Сохраним наш город чистым!» Дети с помощью рисунков смогли показать, как можно решить проблему грязи в городе, попробовали вывести правила, помогающие соблюдать порядок на наших улицах и дворах.
2. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
3. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Один такой интересный проект, который мы выполнили с первоклассниками в этом учебном году «Роль подкорки зимующих птиц в зимнее время». Начали мы как обычно – с выбора темы. Побывав на экскурсии, посвящённой осенним изменениям в природе, я задала ребятам проблемный вопрос: «А все ли птицы с наступлением осени улетают в тёплые края?». На мой вопрос все дружно ответили: «Нет!» А вот вопрос «Почему?» вызвал у них удивление и интерес. Одни предположили, что птицам очень холодно, а другие, что им нечем питаться. И тогда было решено выяснить, с чем всё-таки связан осенний отлёт птиц. Была выдвинута гипотеза, которую мы решили доказать или опровергнуть. На следующем занятии мы разделились на группы по желанию: одни выбрали вопрос для исследования: «Кто же такие птицы?» Другая группа вызвалась собрать информацию о зимующих птицах в наших краях. Наметили этапы работы. Причём особое внимание при сборе информации уделялось питанию птиц и их пользе для окружающей природы. Большое место отводилось наблюдениям детей, которые они осуществляли за время работы над проектом.
Чтобы частично помочь поисковой работе, я приносила в класс энциклопедии, справочники, где дети могли поискать материал по данной теме. На уроках я использовала задания, где опять фигурировали тексты и задания по теме.
Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали на листочках и складывали в свои папки. На каждом листке указывается источник, откуда взята информация. Впоследствии я помогла им всю собранную информацию обработать и определить главное и второстепенное, отобрать наиболее интересные и неожиданные факты и данные.
Но на этом наша работа не закончилась, т. к., сделав вывод об огромной пользе птиц и подтвердив гипотезу, а также о том, что зимой птицы голодают, нами было принято решение изготовить кормушки, собрать корм для птиц и подкармливать их не только дома, но и на территории школы. Здесь, конечно, огромную помощь сыграли родители, которые являются большими и основными помощниками в любой проектной работе. Постепенно наша работа выросла в исследовательский проект, который занял 1 место в городском конкурсе.
4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Только в течение первого года обучения наши первоклассники стали участника нескольких творческих проектов. Это «Подарки осени», «Путешествие по городу Букваринску», «Прощай, первый класс!».
5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Итак, благодаря использованию метода проектов во внеурочное время повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. [2 с. 96-101]
Таким образом, работая над тем или иным проектом, мы решаем следующие цели:
1. Успех ребёнка. Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Главная идея проектной деятельности – развитие свободной творческой личности школьника, его самореализация проживание «ситуации успеха». 2. Развитие рефлексивных умений. Осмысливание задачи, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».
3. Развитие обще-учебных организационных умений (оценочных). Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
4. Развитие умений и навыков работы в сотрудничестве (коммуникативных умений): умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад, умение задавать вопросы. Сотрудничество с товарищами расширяет круг межличностных взаимоотношений. Совместная работа с родителями улучшает взаимопонимание в семье.
5. Развитие общеучебных умений поиска сведений (поисковых, исследовательских).
Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
6. Развитие творческих (презентационных) общеучебных умений и навыков. Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы.
7. Развитие менеджерских умений и навыков. Умения и навыки проектировать процесс (изделие), принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность (её ход и промежуточные результаты).
8. Применение полученных знаний. Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе.
9. Привлечение родителей. Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой. Совместная проектная деятельность создаёт ситуацию успеха, радости у детей, способствует формированию положительной самооценки. [4 с. 34-38] Каждый раз, при переходе детей на следующий этап обучения, мы, учителя, сталкиваемся с такими проблемами, как: - низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; - неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца; - разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки; - отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую. [3 с. 17-27] Метод проекта позволяет решить эти проблемы. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. С учётом требований Стандарта, проекта Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителя начальных классов при составлении программы проектной деятельности опирались и на собственный опыт работы и опыт учебного учреждения в этом направлении. Функционирование воспитательной работы осуществляется на основе проектной деятельности при комплексном взаимодействии таких направлений, как спортивно-оздоровительное, семейное и духовно-нравственное, эстетическое и этическое, нравственно-патриотическое, экологическое, трудовое. Проекты основываются на интеграции учебных дисциплин с внеклассными и внешкольными занятиями, кружковой работой.
Список литературы:
Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А.Гилева //Наука и школа. – 2007. - №4. – С.13-15.
Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. – 2004. - №2. – С.96-101.
Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. – 2006. - №1. – С.17-27.
Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. – 2008.- №5. –С.34-38..
15