Обмен опытом. Формирование УУД во внеурочной деятельности при обучении иформатике в начальной школе
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ НА МО учителей начальных классов
(СЛАЙД 1)
ПОДГОТОВИЛА: Вожжова Виктория Александровна,
учитель начальных классов.
Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции.
В новых условиях стремительного роста объёма информации идёт переоценка ценностей в образовании. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, её анализа, обработки, хранения.
(СЛАЙД 2) Современный ученик сегодня должен не только обладать неким объемом знаний, но и должен уметь учиться.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом ФГОС НОО как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
(СЛАЙД 3) «Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащихся» Медведев Д.А.
(СЛАЙД 4) Мы живем в информационном обществе, каждый из нас и наши ученики, в том числе, ежедневно “перевариваем” гигантские потоки информации.
Возможности курса информатики и ИКТ в развитии универсальных учебных действий представляют особый интерес. Это связано со следующими факторами: (СЛАЙД 5)
активно развивающийся учебный предмет;
наличие специальных технических средств (каждый ученик имеет индивидуальное рабочее место и доступ к общим ресурсам);
интенсивно развивается идея «метапредметности»;
общие характерные виды деятельности для информатики и системы универсальных учебных действий.
(СЛАЙД 6) Информатика как школьный курс имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:
во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств;
во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом:
каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой доступ к общим ресурсам;
ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных компетентностей);
в-третьих, именно на занятиях информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;
в-четвёртых, курс информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нём создаёт учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания, и для органичного внедрения компетентностного подхода.
Информатика определена как школьный курс, способный повысить эффективность учебной деятельности, поддержать процессы интеграции знаний ученика, выбрать индивидуальный путь саморазвития, самообразования, реализации знаний.
(СЛАЙД 7) Методический аппарат учебника «Информатика и ИКТ» авторов С.Н. Тур и Т.П. Бокучава позволяет системно решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. (СЛАЙД 8) Рассмотрим различные УУД, принципы их развития, заложенные в учебнике и примеры учебных заданий.
(СЛАЙД 9 ) Личностные УУД
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» ученик получает возможность для формирования:
умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
Использование специальных обучающих программ связанных с материалом учебника формирует отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
(СЛАЙД 10) Действие нравственно-этического оценивания
Развитие действия нравственно-этического оценивания происходит во время изучения содержательной линии «Компьютеры в жизни человека», а также в процессе создания различных информационных объектов с помощью компьютера.
Результатом развития УУД нравственно-этического оценивания на уроках информатики и ИКТ является сознательное принятие и соблюдение правил работы с компьютером в школьной сети, а также правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика.
Изучение правил поведения в компьютерном классе и этических норм работы с информацией развивает умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, углубляет знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Хотя изложению этого материала в программе курса в сумме отводится всего несколько часов, к нему ученики постоянно возвращаются перед тем, как начать работу на компьютере, добиваясь не только знания этих правил, но и их сознательного выполнения как общепринятых моральных и этических норм.
(СЛАЙД 11) Регулятивные УУД
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» выпускник научится:
сохранять учебную задачу
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
адекватно воспринимать оценку учителя
различать способ и результат действия
вносить коррективы в случае расхождения результата решения задачи
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» ученик получит возможность для формирования действий:
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения.
Все элементы двух названных списков составляют перечень регулятивных универсальных учебных действий.
(СЛАЙД 12) Универсальные учебные действие планирования и целеполагания
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий по решению задачи способствует развитию УУД планирование. Это задания в программе «ЛАБИРИН».
Содержанием этих заданий является:
планирование учебной и бытовой деятельности школьника,
планирование действий формальных исполнителей
Начинается обучение с развития функции принятия внешнего плана. Цель при этом задаётся учителем или учебником.
Примеры заданий на определение последовательности действий:
Задание № 3 (учебник-тетрадь 2 класса, урок 2) «Записать действия, которые понадобятся для рисования фигуры»
и более сложная задача -
Задание № 1 (выбраться из лабиринта Колобку)
(СЛАЙД 13) После выполнения заданий в учебнике-тетради, задачи по определению последовательности действий закрепляются заданиями за компьютером в прикладных программах «Лабиринт» и «Алгоритмы».
(СЛАЙД 14) Система заданий, связанных с одновременным анализом нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения необходимой информации стимулирует действия по формированию внутреннего плана.
Примеры таких заданий:- Задание на составление «магического квадрата» - Восстановление примера по заданному алгоритму в виде блок – схемы - Для заданного арифметического примера составить и записать алгоритм в виде блок-схемы
(СЛАЙД 15) Универсальные учебные действия контроля и коррекции
Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» создаёт информационную среду для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Исполнив алгоритм, ученик сличает способ действия и его результат, то есть соответствие конечного состояния исполнителя поставленной в задании цели и в случае обнаружения отклонений вносит исправления в алгоритм.
При работе за компьютером каждый сеанс работы на компьютере заканчивается сличением способа действия и его результата с заданным эталоном и внесение необходимых изменений.
Создание информационных объектов предполагает самостоятельное планирование работы на компьютере (внутренний план) и сравнение созданных на компьютере информационных объектов с заданием (эталоном) и внесение изменений в случае необходимости.
(СЛАЙД 16) Примером таких заданий могут служить задания по составлению алгоритмов для формального исполнителя Колобок. Задания включают в себя как составление алгоритмов, так и исправление ошибок в составленном алгоритме. Кроме того задания поддерживаются прикладной компьютерной программой «Колобок» и «Колобок на линейке», в которой есть 2 режима – «Запись программы» и «Исполнение программы». В режиме «Исполнение программы» как раз и проверяется алгоритм, составленный учащимся. Здесь же можно исправить допущенные ошибки.
(СЛАЙД 17) Познавательные УУД
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» выпускник научится:
осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации,
организацию информации в виде списков, таблиц, деревьев
использовать знаково-символические средства
узнавать разнообразные способы решения задач
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
устанавливать аналогии
владеть общим приемом решения задач
Примером таких заданий являются задания учебника-тетради по
- Кодированию информации
- Организации хранения информации
- Обработка информации. Базы данных
- Логика и информация
(СЛАЙД 18) Программа "Множества"
Программа предназначена для формирования умения разделять предметы по множествам, а также для знакомства с "пустым множеством".
Предлагаемые программой предметы нужно "разложить" с помощью мыши по двум разным множествам. Если предмет помещается не в то множество, то он возвращается на прежнее место (правильность определяется после того, как в множестве размещен первый предмет).
В программе предусмотрено 2 задания, каждое из которых содержит серию вариантов. После того, как вариант выполнен правильно, программа автоматически переходит к следующему.
Программа "Логика"
Программа содержит три задания:
· "Истинные и ложные высказывания";
· "Высказывания со словами-связками",
· "Выводы из пары утверждений".
Задания "Истинные и ложные высказывания" и "Высказывания со словами-связками"
Требуется выбрать истинный или ложный вариант (с помощью соответствующей кнопки на экране) для предложенного высказывания. После выбора варианта нужно нажать кнопку Готово или клавишу
. Если выбран правильный ответ, программа предложит следующее высказывание.
Задание "Выводы из пары утверждений"
Требуется дополнить фразу, предлагаемую в текстовом поле, в соответствии с исходными утверждениями. Если фраза дополнена правильно, программа предложит следующую фразу.
(СЛАЙД 19) Общеучебные универсальные действия
Действие «поиск и выделение необходимой информации». Для развития действия поиска и выделения информации учебник-тетрадь содержит систему заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию в словаре, в тексте, а также других источниках информации, определяемых учениками.
Действие «знаково-символическое моделирование». Действие развивается на протяжении всего срока обучения.
Пространственно графические модели реальных объектов ученики узнают при изучении тем «Устройство компьютера» и «Алгоритмы и исполнители».
(СЛАЙД 20)
Программа "Криптограммы"
Программа позволяет зашифровывать и расшифровывать слова и фразы в соответствии с заранее определенными шаблонами. Программа содержит задания:
· "Расшифруйте";
· "Зашифруйте";
· "Шифруйте самостоятельно".
Программа "Литеры"
Программе позволяет научиться зашифровывать и расшифровывать слова и фразы с помощью пронумерованного алфавита.
Программа содержит задания:
· "Шифровка";
· "Расшифровка";
· "Шифруйте самостоятельно".
В каждом из заданий предусмотрены два варианта:
· "В алфавитном порядке";
· "В обратном алфавитном порядке".
Они отличаются друг от друга способом соотнесения букв алфавита и дополнительных символов (пробела и тире) с числовыми кодами: в первом случае буквы алфавита пронумерованы по порядку (от А к Я), во втором в обратном порядке (от Я к А).
В третьем и четвёртом классах учащиеся используют готовые графические модели процессов для решения задач, а также составляют такие модели самостоятельно в процессе изучения темы «Алгоритмы и исполнители». К таким моделям относятся алгоритмы перехода объектов из начального состояния в конечное. Широко используются табличные модели. Таблицы используются для описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком.
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Развитие действия выбора эффективных способов решения задач осуществляется в 4 классе и связано с составлением алгоритмов формальных исполнителей. Критерии эффективности вначале задаются учителем, а затем формулируются учениками.
Общеучебные универсальные действия формируются при помощи следующих заданий:
Задания, формирующие навыки знаково-символического моделирования:
- Задание 2 (Учебник-тетрадь 3 класс, Урок 8), Задание 1 (Учебник-тетрадь 3 класс, Урок 9), Задание 2, 3 (Учебник-тетрадь 3 класс, Урок 10), Задание 1 (Учебник-тетрадь 3 класс, Урок 13), Домашнее задание (Учебник-тетрадь 3 класс, Урок 13).
Поиск и выделение необходимой информации, применение методов поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- Задание1 (Учебник-тетрадь 3 класс, Урок 20), Задание 4 (Учебник-тетрадь 3 класс, Урок 21), Домашнее задание № 1 (Учебник-тетрадь 3 класс, Урок 19).
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий:
- Задание № 1 (Учебник-тетрадь 3 класс, Урок 23).
- Задания на составление циклических алгоритмов для исполнителя Колобок: Задание2 и Дополнительные задания (учебник-тетрадь 4 класс Урок 17), Задание 1 (учебник-тетрадь 4 класс Урок 18), Задание 1 (учебник-тетрадь 4 класс Урок 19), и др.
Аналогичные задания выполняются за компьютером. Возможно вариативное проведение урока – с проверкой составленного алгоритма в тетради – за компьютером, или сразу составление за компьютером.
Анализ двух – трёх разнородных информационных объектов (текст, таблица, дерево, список, рисунок, схема) с целью выделения необходимой информации:
- Задание 1 (учебник-тетрадь 3 класс Урок 13),
- Задание1 (учебник-тетрадь 3 класс Урок 20),
- Задание 1 (учебник-тетрадь 3 класс Урок 23),
- Домашнее задание (учебник-тетрадь 3 класс Урок 23),
- Примеры различных видов информации Урока 1, 4 класс
(СЛАЙД 21) Универсальные логические действия
Анализ объектов с целью выделения признаков. Развитие действия анализа объектов начинается в 3 классе в процессе выполнения заданий, связанных с развитием логического мышления. В третьем и четвёртом классах развитие данного УУД осуществляется в рамках изучения тем «Объекты и их свойства» и «Действия объектов».
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. В 3 классе развитие действия выбора оснований и критериев для сравнения осуществляется в процессе решения заданий типа «продолжи последовательность». Рассматриваются численные, символьные и графические последовательности.
(СЛАЙД 22) В третьем классе данное УУД развивается в рамках тем «Организация хранения информации», «Таблицы», «Порядок записей в таблице».
(СЛАЙД 23) Построение логической цепи рассуждений. УУД развивается на протяжении всего периода обучения информатике в процессе изучения всех основных содержательных линий. В 3 классе вводится понятие истинных и ложных высказываний. Задания на определение истинности содержат высказывания с кванторами общности (все, некоторые, каждый, ни один и т.д.).
(СЛАЙД 24) В третьем классе рассматриваются сложные высказывания, образованные с помощью действий логического сложения и умножения. Учащиеся выполняют задания на определение истинности сложных высказываний и составление сложных высказываний как условия выбора продолжения действий в алгоритме. Такие задания связаны с решением математических задач, а также анализом геометрических фигур.
(СЛАЙД 25) Коммуникативные УУД
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной
учитывать разные мнения
формулировать собственное мнение и позицию
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
задавать вопросы
аргументировать свою позицию
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
(СЛАЙД 26) Развитие коммуникативных действий происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, работу в группе.
Также в учебнике-тетради предусмотрены уроки – конкурсы, уроки – игры, в которых учащиеся разделяются на команды, а команды выбирают капитанов. Задания связаны с материалом учебника и формируемыми универсальными учебными действиями.
Примеры таких уроков:
- Игра «Информация и мы»
- «Повторение изученного материала. Игра «Веселая информатика»
- Игра - конкурс «Учение с увлечением»
- Игра «Фокусы с числами»
- Игра «Найди клад»
- Игра - диктант «Расположи предмет»
- Игры «Кукарямбище» и «Скопируй фигуру»
Итоговая таблица распределения заданий на каждое УУД по классам
УУД
Пример задания
Номер урока
Класс
Планирования и целеполагания
Задание № 2 «Составление плана утреннего распорядка»
Задание № 1 «Выкатывание шариков из желоба»
урок 3
урок 3
4 класс
4 класс
Контроля и коррекции
«Колобок» и «Колобок на линейке
4 класс
Познавательные
Кодированию информации
Организации хранения информации
- Обработка информации. Базы данных
- Логика и информация
Урок 8, 9, 10, 11
Урок 13
Урок 17,18
Урок 27,28
3 класс
Общеучебные
Задания, формирующие навыки знаково-символического моделирования:
- Задание 2
Задание 1
Задание 2, 3
Задание 1
Домашнее задание
Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- Задание1
Задание 4
Домашнее задание № 1
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий:
- Задание № 1
Урок 8
Урок 9
Урок 10
Урок 13
Урок 20
Урок 21
Урок 19
Урок 19
3 класс
3 класс
3 класс
3 класс
3 класс
3 класс
3 класс
3 класс
Задания на составление циклических алгоритмов для исполнителя Колобок:
Задание 2 и Дополнительные задания
Задание 1
Задание 1 и др.
Анализ двух – трёх разнородных информационных объектов (текст, таблица, дерево, список, рисунок, схема) с целью выделения необходимой информации:
Задание 1
Задание1
Задание 1 и Домашнее задание Примеры различных видов информации:
Материал и задания
Урок 17
Урок 18
Урок 19
Урок 13
Урок 20
Урок 23
Урок 1
4 класс
4 класс
4 класс
3 класс
3 класс
3 класс
4 класс
Логические
-Задания 1, 3,4.
- Задания 1, 2 и Дополнительное
- Задание 2
Все задания
Задание 1, 2, 3, 4, 5, 6
Задание 2, 3, 4
Урок 3
Урок 2
Урок 8
Уроки 13, 17, 18, 20, 22, 24, 25
Урок 27
Урок 28
3 класс
3 класс
3 класс
3 класс
3 класс
3 класс
Коммуникативные
- Игра «Информация и мы»
- «Повторение изученного материала. Игра «Веселая информатика»
Игра - конкурс «Учение с увлечением»
Игра «Фокусы с числами»
Игра «Найди клад»
Игра - диктант «Расположи предмет»
Игры «Кукарямбище» и «Скопируй фигуру»
Урок 7
Урок 23
Урок 26
Урок 5
Урок 13
Урок 26
Урок 28
3 класс
3 класс
3 класс
4 класс
4 класс
4 класс
4 класс
(СЛАЙД 26) Заключение.
Учебно-методический комплект раннего обучения информатике авторов С.Н. Тур и Т.П. Бокучава позволяет создать специально организованное учебное пространство, обеспечивающее глубокое включение ученика в работу, независимо от уровня его интеллектуального развития, начального уровня учебной мотивации и индивидуальных психологических особенностей. Предлагаемая технология делает процесс обучения более интенсивным, вовлекает в него все способности восприятия и действенного усвоения учебного содержания, позволяя индивидуализировать обучение применительно к большому числу детей, обладающих различными способностями. Создаётся учебная среда, которая несёт не только образовательную нагрузку, но, используя мотивационную составляющую, задействует интеллектуальные и психические ресурсы ребенка.
Во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в Будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.
М. Булгаков
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Объект 1XђЗаголовок 115