Статья для методического сборника
«Успешность родителей и педагогов – залог успеха детей».
Мы живем в столь трудное,
но и замечательное время,
когда каждый имеет шанс
«сделать себя», добиться всего
к чему стремится.
Успех и успешность в жизни человека – это отнюдь не случайное или единичное явление. Успех в жизни человека должен быть постоянным, непрерывным.
Когда речь идет о всестороннем развитии личности ребенка, то успех играет совсем не последнюю роль в этом важном и сложном процессе.
Но что же необходимо сделать родителям и педагогам для того, чтобы ребенок был успешным? На этот вопрос каждый может дать свой ответ, высказать свое мнение…
Для начала необходимо определить, как трактуется понятие «успех» в различных источниках.
Успех – удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели.
Успех – это не случайность, а закономерность, многократно подтвержденный позитивный жизненный опыт, который формируется благодаря положительному образу мышления и оптимистичному способу жизни, сильным желаниям человека достичь определенных вершин и неуемная деятельность, направленная на их покорение.
Удача – это однократный успех, везение - двукратный успех, а настоящий успех – это многократный постоянный успех, который характеризуется бодростью духа и оптимизмом, уверенностью в собственных силах и желанием жить, двигаться, развиваться дальше.
В современном толковании успешным считается человек, достигший высокого положения в социальных структурах или определенного финансового достатка.
Так как в статье речь пойдет об успешности ребенка, то необходимо поговорить о том, что должны делать родители и педагоги, так как успех ребенка целиком и полностью будет зависеть от них, и именно они должны нацелить ребенка на успех…
Родители должны поддерживать ребенка во всех его начинаниях.
Родительская поддержка – это процесс, в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка, помогает ему поверить в себя и в свои способности, поддерживает ребенка при неудачах.
Для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Опираться на сильные стороны ребенка.
Избегать подчеркивания промахов ребенка.
Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.
Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
Проявлять эмпатию к ребенку и верить в него.
Принимать индивидуальность ребенка.
Позволить ему самостоятельно решать проблемы, где это возможно.
Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
Поддержать ребенка можно посредством:
- отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово)
- высказываний («Я горжусь тобой!», «Все идет хорошо!», «Спасибо!»)
- совместных действий (посидеть вдвоем, постоять рядом)
- выражения лица (улыбка, кивок, смех)
Для того, чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание делать следующее:
- забыть о прошлых неудачах ребенка;
- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с поставленной задачей;
- позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способности достичь успеха.
Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон.
Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения.
Быть успешным в наше время очень важно. Успех в жизни человека играет огромную роль. Успешность ребенка, будь он дома, на учебе, в компании друзей, помогает ему учиться, общаться, преодолевать трудности, избегая конфликтов и тем самым, сохранять свое здоровье.
Роль родителей в воспитании успешного ребенка ясна, шаги по достижению успешности определены, осталось выяснить роль педагога в обучении и воспитании успешного ученика. Для этого педагогу и ученику необходимо выработать совместную линию поведения в отношении достижения успеха:
Для успешности нужен лидер. Следовательно, задачей педагога является развитие лидерских качеств в ребенке.
Педагог и ученик должны иметь общую цель, к которой будут стремиться в ходе совместной деятельности.
Педагог и ученик достигнут успеха лишь в том случае, если будут непрерывно взаимосвязаны друг с другом, будут планировать свою работу (как будем действовать) и анализировать ее (что и как у нас получилось).
Создавать для учеников ситуации успеха, стараться уделять им больше внимания, делать все возможное, чтобы ребенок получал удовольствие от общения и совместной деятельности с педагогом, хвалите ребенка. Когда мы хвалим ребенка или выражаем удовольствие от того, что он делает, это поддерживает его, стимулирует продолжать дело или делать новые попытки, экспериментировать, а значит, он получает удовольствие от себя, повышает свою самооценку, самоутверждается, следовательно – он открыт для успеха, и готов впустить его в свою жизнь!
Самое главное для педагога в процессе «настраиваемости» ученика на успех, следующее:
- твердо верить в то, что все дети рождаются быть успешными;
- верить в своих учеников – вера двигает горы, вера в учащихся может поднять их на высоты, которые трудно представить;
- учить со страстью, учить с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех;
- никогда не падать духом; если вначале педагогу не удается ничего сделать с ребенком, стараться вновь и вновь, веря, что еще одно усилие может изменить в корне ситуацию.
Учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех. Прилагайте все возможные усилия для достижения успеха, будьте счастливы!
Педагог-психолог МАОУ гимназии № 1
города Советска Калининградской области
Сийм Ольга Ингмаровна