Опоры для начальной школы
ЛОС-орудие мышления «Если с раннего детства я всё объясняю детям, то препятствую формированию логических сетей, которые структурируют мысль, мешаю интеллектуальным «ощупываниям», которые связывают эти сети воедино».
С. Лашкар
Новые образовательные стандарты ориентируют учителя на особый вид организации образовательного процесса, формирующего системно-структурное мышление, то есть те сети, ячейки, соты, куда ребёнок будет помещать самостоятельно добытые знания. Роль учителя при этом – организация поиска, участие в нём, сотрудничество. Программой поиска может служить ЛОС (лист опорных сигналов). Такой практический подход возник в недрах психолого-педагогической науки, а именно, теории умственного развития. Этот подход назван Н. И. Чуприковой , доктором психологических наук, профессором Психологического института РАО, системно-структурным. Он опирается на универсальный закон развития любых органических процессов – закон развития от общего к частному. Он подтверждён философией, психологической теорией и практикой, представлениями современной психологии о структурах долговременной памяти, которые рассматриваются в качестве носителей умственного развития. П.Я.Гальперин отмечал, что «…носителем умственного развития являются не сами по себе знания, не навыки и не что-либо ещё, а обобщённые оперативные схемы, которые устанавливают рациональную структуру эмпирических объектов и используются как орудия при решении задач в отношении изучаемых объектов». Таким образом, под умственным развитием личности понимается, по мнению Н.И.Чуприковой , создание «внутренних психологических структур, которые складываются в процессе жизни и обучения в голове человека и в которых представлена сложившаяся у него картина мира, общества и самого себя». Эта структура напоминает собой улей с сотами и собранным продуктом, который вместе с пчёлами – единый живой организм. Такая структура является не просто «системой хранения, но и средством познания». Через эти внутренние структуры (матрицы, схемы, планы, сетки, модели, ульи) или посредством их, человек смотрит на окружающий мир и на самого себя. С их помощью человек извлекает информацию, анализирует её, синтезирует новые впечатления и сведения. Чем больше развита эта структура, тем больше возможности увидеть и понять в окружающем мире и в самом себе, так как в ней записаны не только сами знания, но и способы их получения и обобщения в структуры-схемы. Такая «сотовая» система хранения знаний даёт возможность анализа и синтеза множества объектов и событий, она выбирает из потока информации свойства и отношения, соответствующие этим «сотам». Но, чтобы сформировать систему, нужна определённая организация и структурирование воспринимаемого материала , нужна предвосхищающая схема. Создавая эту схему, человек закономерно движется от общего к частному. Такой подход вносит изменения в организацию обучения , в последовательность обнаружения ,усвоения и использования новых знаний обучающимися. Как всё живое имеет корни, так и знания должны иметь «корневые» общенаучные основания . Это значит, что обучение должно начинаться с небольшого числа наипростейших элементов, содержащих в себе целое, которое потом вырастает и развивается. Расположение изучаемого материала должно быть таким, чтобы всё последующее вытекало из предыдущего, было его развитием, а не представляло собой совершенно новое, не связанное с известным. При обучении русскому языку по принципу естественного развития за исходное целое могут быть приняты различные целостные основания. Например, в системе С.Ф. Жуйкова таким основанием является различение слова как звуко-буквенного комплекса и его предметно - денотатного содержания. В.В.Давыдов за исходное основание принял сообщение. Мои поиски привели меня, православного человека, к звучащему слову. Ведь Евангелие от Иоанна начинается так: « В начале было СЛОВО, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» . Исходным основанием я приняла слово как нерасчленённую звуковую структуру, как смыслоноситель, смыслоразличитель. От начального звучащего слова в добукварный период начинается движение в «макрокосмос» - к предложению, тексту, речи. Мы не вычленяем слово из речи, а наоборот, вводим его в речь. Слово, как магнит, притягивает другие слова и возникает словосочетание, потом предложение, текст. Дети на практическом уровне усваивают законы построения словосочетаний, предложений, текста, грамматический строй речи в целом. Затем движение от слова направляется в «микрокосмос» - к слогу, звуку. При выделении звука используется известный в психологии «феномен края», сначала выделяются первый и последний звуки в слове. Дети учатся слушать, повторять, характеризовать способ образования звука (образуется голосом, голосом и шумом, только шумом). Следующим знанием является дифференциация звуков: гласные и согласные. Гласные звуки могут быть ударными и безударными, согласные – твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими. Теперь дети проводят звуковой анализ уже целого слова. Под представленной предметной картинкой появляется звуковая схема. Последовательно, протягивая (или повторяя) каждый звук, дети устно дают характеристику звуковой структуры слова. Например, слово «лес»:
[л`]- согласный, мягкий, звонкий[э ]- гласный, ударный[c ]- cогласный, твёрдый, глухой
В этот период могут быть проанализированы и такие слова, как ёж, пень, якорь. На этом же этапе вводятся понятия сильной и слабой позиции звука. Гласный звук удлиняется при произнесении, выделяется голосом. Для согласного звука сильная позиция – перед гласными, перед [ л,м,н,р,в] и их мягкими парами. Теперь, анализируя звуковой состав слов, дети указывают, в какой позиции находится звук. Такая работа развивает у детей орфографическую зоркость, готовит их к восприятию не только звукового состава слова, но и буквенного. Дальнейшая работа строится от звука к букве: дети слышат звук, характеризуют его и обозначают нужной буквой на письме. При чтении происходит обратный процесс. Так открывается букварный период. Все полученные знания постепенно складывались в таблицу и теперь она представлена полностью:
РЕЧЬустная письменная
ТЕКСТ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
СЛОВО
слог звук
гласный согласныйударный безударный твёрдый мягкий звонкий глухой Так процесс перевода звуковой модели слова в графическую и обратно становится осмысленным. При этом исходное понятие – звуковая структура слова, наполняется многочисленными подструктурами , которые должны оставаться в памяти обучающегося надолго и использоваться в нужных ситуациях. Лучшему запоминанию будет способствовать схема- опора, ЛОС, эта своеобразная ячейка, в системе знаний, куда будет отбираться, где будет храниться материал по данной теме, получаемый на протяжении всего периода обучения, откуда он будет извлекаться в нужной ситуации и использоваться в мыслительных операциях. Таким образом, листы опорных сигналов становятся совершенно необходимым орудием мышления .