Презентация к игре: Что? Где? Когда? 10 класс
Экологическая игра«Что? Где? Когда?»для учащихся 10 классов. Цель: углубить экологические знания учащихся 10 классов. 1.Конкурс «Экологические высказывания известных и не очень известных людей».Ведущий читает высказывания великих людей с паузами, там, где пропущены слова, учащиеся команды должны их вставить. 1. «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств - это всё равно, что оценивать … великих художников по их метражу или по затратам на холст, краски и раму». Российский натуралист, детский писатель… (Природу, полотна, Н. Сладков.)2. «… брало разгон 30 тыс. лет, а теперь ему осталось 30 лет, чтобы затормозить перед …». Французский писатель, эколог….(Человечество, пропастью, Ж. Дорет).3. «Нельзя допустить, чтобы…направляли на своё собственное уничтожение те силы…, которые они сумели открыть и покорить». Французский учёный, физик… (Люди, природы, Ф. Жолио- Кюри.)4. « … не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьёзна: она всегда.., ошибки же и заблуждения исходят от…» Немецкий поэт… (Природа, права, людей, И. Гёте.) 1.Современные хозяйки обязательно на кухне имеют вытяжку или воздухоочиститель. Что предпочтительней с экологической точки зрения?Ответ: Воздухоочиститель, так как фильтр поглощает вредные вещества. А при вентиляции вредные вещества, образующиеся при сгорании газа и при приготовлении пищи, попадают в атмосферу и загрязняют её.2.Установлено, что не менее 90% курильщиков «со стажем» воспитывались в семьях, где хотя бы один из родителей курил. Чем объясняется этот факт?Ответ: Ребёнок в курящей семье является косвенным курильщиком, и его организм становится зависимым от никотина. У таких людей потребность курить вырабатывается быстрее. 2.Конкурс «Экологические задачи». 3.В Московском Кремле с первой половины 16 в. До 30-х годов 18 в. функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств среди членов царской семьи. Объясните причины этих явлений.Ответ: Свинец, растворённый в водопроводной воде, способен вызывать отравления, накапливаться в тканях, разрушать половые клетки.4.Англичане, любители молочных продуктов, пополнили фауну Австралии коровами. Но случилось непредвиденное. Навоз стал отравлять растительность, почвы подверглись эрозии. Как можно исправить положение?Ответ: Нужно завезти в Австралию естественных санитаров - навозных жуков. 5.Чтобы стереть с лица Земли варварский по мнению, римлян, Карфаген, они в 5 в. До н. э. прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Как вы думаете, к чему это привело?Ответ: К засолению почв, резкому снижению урожая, голоду. 6.В средние века существовала казнь «под колокол». Кто был палачом?Ответ: Гул колокола мучил и медленно убивал человека, помещённого под колокол. Предельная норма для громких звуков- 80 децибелов, звук в 130 децибелов вызывает болевые ощущения, а в150 децибелов - непереносим. 7.Травоядные млекопитающие и птицы, в рацион которых входит большое количество растительной ткани, имеют специальные приспособления, помогающие им подготовить к пищеварению богатый целлюлозой и лигнинами растительный корм. Что это за приспособления?Ответ: Растительноядные копытные долго перетирают пищу на плоских, как терка, зубах имеют специальные отделы желудка. Многие виды птиц перетирают растительную массу. В мускульных желудках, иногда заглатывая мелкие камешки, гальки и песчинки. 8.Итак, мы уже осознали, что каждый организм может кем-то быть съеден, и, чтобы не стать совсем уж лёгкой добычей, живые существа в ходе эволюции обзавелись разнообразными средствами защиты: физическими, химическими, механическими или поведенческими. Приведите примеры.Ответ: Механические: • корюшка с иглами, которые спасают ее от окуня еж с иглами, которые спасают его от лисицы; •шипы и гребни разных коловраток и дафний; • эпидермальные волоски, покрывающие поверхность многих растений; • толстая скорлупа ореха; • волокнистая шишка, в которую упрятаны семена сосны; • раковины мидий, для раскрывания которых, требуется время и дополнительные усилия. Химические • вещества в растительном царстве, которые не участвуют в нормальных химических превращениях и служат для защиты - от щавелевой или синильной кислоты до гораздо более сложных алкалоидов, терпеноидов, флавоноидов и танинов; • цианогенные гликозиды, которыми богаты молодые листья папоротника-орляка; • серная кислота, которую выбрасывают из видоизмененных слизистых желез некоторые морские брюхоногие моллюски; • в брюшке жука-бомбардира имеется резервуар, наполненный гидрохиноном и перекисью водорода; когда жуку угрожает опасность, вещества выталкиваются в своеобразную камеру сгорания, где смешиваются с ферментом пероксидазой, в присутствии которого перекись водорода окисляет гидрохинон, пре вращающийся в ядовитый хинон. Поведенческие: • многие животные могут довольно удачно прикинуться мертвыми и тем самым избежать реакции убийства со стороны хищников; таковы опоссум, многие жуки, пауки, ящерицы и кузнечики; • другие птицы и млекопитающие в случае опасности прибегают к так называемому «затаиванию», т. е. прячутся, скрываясь за травами, зарослями или посевами зерновых, так ведут себя коростель, заяц, еж; • сюда же относятся способности других организмов убегать в заранее заготовленные убежища — норы, дупла; • либо свертываться в клубок, чтобы прикрыть наиболее уязвимые части тела — броненосцы, ежи, кивсяки; • наконец самая обычная реакция избежать опасности быть съеденным — просто убежать. 9.В конце 80-х годов одно из государств юго-восточной Азии Бангладеш весьма успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10млн. долларов в год. Однако вскоре этому государству пришлось потратить значительно большие суммы на «смягчение» весьма неблагоприятных экологических последствий подобного бизнеса. Как вы полагаете, почему?Ответ: История весьма незамысловата: из-за того, что численность лягушек сократилась, мухи и комары (среди последних был и переносчик малярии) размножились до такой степени, что для борьбы с ними пришлось закупить инсектициды, истратить гораздо больше валюты. 5.Конкурс «Экологическая маркировка».Командам на экран выводятся знаки экологической маркировки. В течение 2-х минут команда должна назвать данный знак и страну, где он используется. «Голубой ангел» (Германия) 5.Конкурс «Экологическая маркировка». «Эко-знак (Япония) 5.Конкурс «Экологическая маркировка». «Белый лебедь» (Скандинавские страны) 5.Конкурс «Экологическая маркировка». знак, призывающий не сорить, не загрязнять окружающую среду, сдавать соответствующие предметы для вторичной переработки. 5.Конкурс «Экологическая маркировка». знак, которым в морских перевозках отмечаются опасные для флоры и фауны вещества. Спасибо за участие!!!