«РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА. МЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ»
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
«РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА. МЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ»
I. Нормативно - правовые основы
выявления в образовательных учреждениях несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами
Согласно п.7 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 года № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» одной из основных задач государства в сфере образования является всесторонняя забота о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов.
В целях повышения эффективности деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков разработаны «Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях» (Письмо N ВФ-1376/06 от 21 сентября 2005 года).
Согласно данным Рекомендациям, органы управления образованием, образовательные учреждения в пределах своей компетенции:
Выявляют обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача и совершающих иные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, ведут учёт таких обучающихся, проводят с ними индивидуальную профилактическую работу в целях оказания им педагогической, психологической, социальной, медицинской, правовой помощи, предупреждения совершения ими преступлений, правонарушений и антиобщественных действий.Незамедлительно информируют органы внутренних дел и органы по контролю за оборотом наркотиков:
о выявлении родителей (иных законных представителей) обучающихся и иных лиц, вовлекающих обучающихся в совершение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
о правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных обучающимися либо совершенных иными лицами на территории образовательных учреждений.Закрепляют за конкретными работниками органов управления образованием и образовательных учреждений функции по координации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.
Принимают меры по обеспечению охраны территории образовательных учреждений, ограничению свободного входа и пребывания на территории образовательного учреждения посторонних лиц.
Включают в уставы и локальные акты образовательных учреждений положения, регламентирующие организацию работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.
Обеспечивают:
разработку и внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся, предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях;
организацию правовой пропаганды, информационно - просветительской работы с обучающимися и работниками образовательных учреждений, родителями (иными законными представителями) обучающихся по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Обеспечивают по согласованию с органами внутренних дел и органами по контролю за оборотом наркотиков участие педагогов и психологов в допросах несовершеннолетних потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых в соответствии со ст.ст. 191 и 425 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации, а также в опросах несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в соответствии со ст. 25.2 и 25.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
И. Возрастные характеристикинакопления интереса к наркотическим средствам
8-10 лет - интересует все, что связано с наркотиками - их действие, способы употребления.
О последствиях злоупотребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не употребляют, с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.
Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания).
11—13 лет - основной интерес вызывает возможность употребления легких наркотиков из-за широко распространенного заблуждения об их существовании. Пробовали наркотик немногие — из любопытства, знакомы с потребителями многие.
О наркотиках знают много, информация черпается из опыта знакомых или из рассказов. Многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.
Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих, неорганизованным досугом. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства, именно они оказываются тем, с чего начинается употребление психоактивных веществ.
14-16 лет - наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Опыт знакомства с наркотиками на дискотеке, молодёжной вечеринке, в компании друзей - в изолированных от влияния взрослых пространствах.
По отношению к наркотикам формируются 5 групп:
«употребляющие и втягивающие других» - интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительностью употребления без наличия зависимости. Употребление считается признаком независимости, уверенности и силы. Среди членов этой группы много лидеров. Вовлечение других в среду употребляющих наркотики может быть связано с убеждением полезности или быть продиктовано негативными стремлениями: нанесением вреда, материальной выгодой и т.д.;
«употребляющие, но понимающие опасность» - не стремятся распространять наркотики, себя считают жертвами. Многие хотели бы избавиться от пагубной привычки, но им не хватает силы воли преодолеть возникшую зависимость или мешают внешние обстоятельства. В этой группе есть и такие, кто идёт на сознательное саморазрушение;
«радикальные противники» - самая малочисленная группа, их позиция: «сам никогда не буду и не дам гибнуть другу» - многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности. Иногда эта позиция основана на знаниях, чаще - на эмоциональном отражении. Во втором случае «грамотный наркоман» может поколебать уверенность радикального противника;
«равнодушные противники» - входящие в эту группу отказываются от наркотиков при допущении их употребления другими: «Я наркотики не употребляю, а судьба других меня не касается. Хотят травиться - их дело»;
«не определившие своего отношения к наркотикам» - значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей.
16—18 лет - группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.
Общие признаки употребления наркотиков.
Определить, употребляет ваш ребенок наркотики или нет, сложно, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет наркотики периодически.
Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки могут появляться совершенно по другой причине. И все же стоит насторожиться, если проявляются:
Резкие перепады настроения - энтузиазм, веселость сменяются безразличием, доходящим до апатии. Отмечаются: утомляемость, слабость, сонливость, приступы раздражительности, нетерпимости, агрессивности, плачь без повода.Меняется ритм сна - днем подросток может быть сонливым, а вечером бодрым. Ложится спать очень поздно.
Меняются ритм и манера еды - подросток может длительное время отказываться от еды, ссылаясь на отсутствие аппетита, а порой готов съесть большое количество пищи. При этом он набрасывается на еду, не прожевывает, а глотает большими кусками («волчий аппетит»).
Зрачки - они или очень узкие («игольное ушко») или очень широкие («тарелки»). Самое главное, что они почти не реагируют на свет. Это можно заметить, если подвести ребенка из темноты к свету.
Следы от уколов в различных местах тела - чтобы скрыть от окружающих следы уколов, подростки делают инъекции в такие места, которые легко спрятать под одеждой. Часто дети маскируют уколы искусственным расчесыванием. Нередко подростки носят в любую погоду одежду с длинными рукавами.
Резко меняется отношение к жизни - школьные и домашние дела подростка не интересуют. Он может забросить любимое дело, прекращает дружбу со старыми друзьями. О новых друзьях старается ничего не говорить. От вопросов уходит, больше молчит.
Меняется манера разговора - на вопросы отвечает после долгих пауз. Он может что-то делать или даже говорить, но ответа на вопрос так и не давать. Или просто молчать. Это значит, что он не слышит вопрос, его «здесь нет». По телефону он много не говорит, пользуется отрывочными фразами: «Где? Когда? Сколько?». И если вы начнете расспрашивать его по поводу звонка, то он начнет кричать, обвинять Вас в том, что лезете в его жизнь и мешаете ему.
Появление в речи обилия жаргонных слов - такое впечатление, что ребенок говорит на чужом непонятном языке.
Меняется внешний вид - сначала имитируются наколки, появляются странные прически. Одежда, тело могут быть грязными, подростка трудно заставить помыться. Наступает полное безразличие к внешнему виду.
Слезы, слюнотечение, насморк - внешне напоминают симптомы гриппа.
Сухость во рту - в связи с этим также появляется привычка сплевывать.
Поглаживание тела, потягивания, желание распрямиться - это происходит из-за скованности мышц, болей в суставах, головной боли.
Исчезновение из квартиры предметов и денег - подросток может упорно доказывать, что он не брал их, будет при этом клясться.
Появление у подростка денег, часто крупных - ситуация, когда подросток начинает продавать наркотики, чтобы обеспечить свою потребность в них.
Лживость.Странное поведение - оно может проявляться в различных формах. Например, Вы разговариваете со своим сыном (дочерью) и вдруг понимаете, что он (она) Вас не слышит. Глаза открыты, вроде бы направлены в Вашу сторону, и никакой реакции, и подросток замолкает на полуслове и затихает, как будто спит с открытыми глазами. Может заснуть с куском во рту.
Специфические признаки употребления различных видов наркотиков
Каннабис (препараты конопли):марихуана - высушенное растение (травка, план, дудка, шала, шмаль)
гашиш - смола каннабиса (анаша, план, хэш, пластилин, киф, афган, ливанец и т.д.) по консистенции может быть гранулированным или однородным, сухим или рыхлым, пластичным или твёрдым. Гашишу часто придают форму колбасок, лепёшек или плоских кружков;
экстракт конопли - сиропообразный раствор черного или чёрно - коричневого цвета с неприятным запахом (гашишное масло, жидкая конопля). Экстракт обычно смешивается с табаком для курения.
Способы применения:
курение - основной способ;
гашиш иногда пьют как чай, проглатывая мелкие частички;
гашиш также смешивают с сахаром, специями, маслом, получая особого рода сладость под названием «давамеск».
Интоксикация коноплей:
Интоксикация начинается через несколько минут и продолжается несколько часов.
Физиологические симптомы
большие, расширенные зрачки;
конъюнктивит (красные глаза);
опухшие веки;
учащенный пульс и повышенное кровяное давление;
сухой рот;
тошнота и рвота.
Психические симптомы
нарушение связности мышления;
ухудшение памяти;
искажение восприятия времени (сложности с оценкой скорости течения времени);
эйфория, сопровождаемая хихиканьем;
дезориентация, а в тяжелых случаях - беспокойство или галлюцинаторные расстройства и агрессивность.
Что искать?
Рулоны бумаги, сухие растения, папиросы.
2. Опиаты (опиум–свернувшийся млечный сок опийного мака).
Героин - светлый порошок с оттенками от белого или светло - серого до коричневого, по консистенции напоминает пшеничную муку.
Курительный героин похож на маленькие серовато - белые или коричневые камешки.
Способы применения:
курение в специальных трубках;
в виде таблеток, настоек;
инъекции;
вдыхание;
Интоксикация опиатами:
Физиологические симптомы
суженные или очень узкие зрачки, тяжелый взгляд;
полуприкрытые глаза;
влажная, холодная кожа;
плохие зубы;
затруднено сохранение прямой осанки;
тошнота и рвота;
замедленный пульс и пониженное кровяное давление;
редкое дыхание, при тяжелых передозировках возможен паралич дыхания, быстрая смерть.
Психические симптомы
апатия или оцепенение, при высокой степени интоксикации - кома;
невнятная речь;
затруднение речевого контакта;
снижение болевой чувствительности;
искаженное восприятие времении пространства.
Что искать?
Метки от игл, шприцы.
Психостимуляторы:кокаин - это белый порошок с горьким вкусом и отчётливо ощущаемым эффектом «замораживания» при пробе на язык (снег);
амфетамин - белый порошок, иногда с оттенком желтого, коричневого или серого цвета (федор, фен);
метамфетамин — разновидность амфетамина, но с более сильным действием (изготавливается в виде белого порошка, иногда в виде прозрачной кристаллической формы, под названием «айс»).
Способы применения
жевание;
ингаляции;
заваривание чая;
инъекционно;
глотание;
курение.
Интоксикация психостимуляторами:
Физиологические симптомы
расширенные зрачки;
повышенная температура тела и потливость;
истощение;
сухость во рту, часто сопровождаемая чмокающими звуками при попытках повысить отделение слюны;
судороги и эпилептические припадки (при больших дозах);
тремор и подергивание мышц, искажающие выражение лица и ухудшающие мелкую моторику.
Психические симптомы
нервозность;
раздражительность;
изменчивость хода мыслей с бессвязной речью;
тревога и паника;
помрачение сознания (в тяжелых случаях - параноидный психоз).
Что искать?
Пилюли, капсулы, таблетки, порошок, шприцы, следы инъекций.
Галлюциногены.
Натуральные:
псилоцибин (из отдельного вида грибов)
Синтетические:
ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) - синтетический наркотик виде белых кристаллов;
экстази - белый порошок, в виде таблеток или капсул.
Способы применения:
глотание маленькими кусочками;
в виде таблеток, марок, которые легко растворяются в воде;
курение (фенциклидин) в смеси с табаком или марихуаной;
инъекционно.
Интоксикация галлюциногенами:
Физиологические симптомы
расширенные или нормальные зрачки;
учащенный пульс;
повышенное кровяное давление;
тремор;
тошнота;
озноб;
мышечные спазмы;
нарушения координации;
частое (иногда поверхностное) дыхание;
кома (фенциклидин, кетамин);
полное отсутствие болевой чувствительности (фенциклидин, кетамин).
Психические симптомы
разорванность мышления;
взрывная непредсказуемая агрессивность;
затруднения со вступлением в общение;
пассивность;
замедленная невнятная речь;
провалы в памяти;
возбудимость;
бред преследования.
Что искать?
Капсулы, таблетки, квадраты промокательной бумаги, марки.
Алгоритм
действий педагогов и администраиии учебного заведения
при подозрении, что подросток находится на территории образовательного учреждения
в состоянии наркотического опьянения
Удалить учащегося из класса и по возможности изолировать его от остальных обучающихся до приезда родителей или законных представителей.
Незамедлительно поставить в известность руководство образовательного учреждения.
Вызвать медицинского работника учебного заведения для определения по видимым признакам состояния одурманивания у подростка.
В случае, когда состояние подростка расценено как состояние наркотического опьянения, незамедлительно известить о случившемся родителей или законных представителей.
Информировать родителей о государственных медицинских учреждениях, оказывающих квалифицированную наркологическую помощь несовершеннолетним.
Освидетельствовать несовершеннолетнего на состояние наркотического опьянения в государственном медицинском учреждении возможно только с согласия и в присутствии родителей или законных представителей.
В случае передозировки наркотическими веществами или общего ухудшения состояния здоровья несовершеннолетнего незамедлительно вызвать бригаду врачей скорой медицинской помощи.
При совершении подростком хулиганских действий прибегнуть к помощи сотрудников правоохранительных органов.
Учащиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных веществ, должны быть по согласованию со школьным врачом поставлены на внутришкольный учет.
О каждом выявленном факте потребления обучающимися наркотических средств или психотропных веществ сообщать в территориальные органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Алгоритм
действий педагога
при возникновении подозрения
периодического потребления несовершеннолетним наркотиков
Корректно сообщить о своих подозрениях родителям (законным представителям) несовершеннолетнего.
При подозрении на групповое потребление наркотиков провести повторные беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра - нарколога, работника правоохранительных органов.
Организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей с врачом - наркологом.
Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в данном направлении.
Организаиии и учреждения, которые могут оказать помощь
в решении проблем, связанных с наркоманией
Управление ФСКН России по Оренбургской области
телефон доверия 77-03-51, 34-07-51
УМВД России по Оренбургской области
телефон доверия 79-10-00
Областной наркотический диспансер
телефон доверия 57-26-26, 57-24-68
Детский телефон доверия 8-800-200-01-22,
64-63-07, 36-45-55
Негосударственная реабилитация
- Благотворительный фонд по содействию алко и наркозависимым людям «ВЕРА»
- Некоммерческий фонд «Здоровая страна Оренбург» 8-987-796-12-88
8-987-845-80-84