Реферат по гражданско-патриотическому воспитанию на тему Гордимся и помним
МБОУ ВМР «Семёнковская основная школа имени С.В. Солодягина»
РЕФЕРАТ
на тему
«Гордимся и помним»
Педагог-организатор Власова Валентина Владимировна
г. Вологда
2015 г.
Содержание
Введение
Понятие гражданско-патриотическое воспитание
Актуальность гражданско-патриотического воспитания
Цели и задачи гражданско-патриотического воспитания
Актуальность темы Великая Отечественная война 1941-1945 ггЗначение темы Великая Отечественная война 1941-1945 ггЦель проекта
Задачи проекта
Формы и методы используемые в проекте
Ожидаемые результаты
Приложение
Литература
Введение
«История Отечества» как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано.
При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о мужественных солдат, которые участвовали во всех сражениях войны.
Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.
Великая отечественная война 1941-1945 - справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость социалистической родины против фашистской германии и ее союзников, важнейшая и решающая часть второй мировой войны 1939-1945.Боевые действия продолжались 1418 дней. Тем не менее, приняв капитуляцию, Советский Союз не подписал мир с Германией, то есть формально остался с Германией в состоянии войны. Война была формально окончена 25 января 1955 г. изданием Президиумом Верховного Совета СССР указа «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией»
Великая Отечественная война отличалась ожесточенной вооруженной борьбой многомиллионных армий и решительным противоборством государств в экономической, дипломатической, идейно-политической, духовной и других сферах. В то время как для Советского Союза конечным ее результатом стала победа, для нацистской Германии это было сокрушительное поражение. Завершившаяся война предъявила каждой из сторон свой счет, цена которого была различной во всех отношениях, в том числе и в понимании ее итогов, последствий и уроков.
Вне всякого сомнения, человеческие жертвы, принесенные гражданами нашей страны на алтарь Победы, являются главной составляющей цены Великой Отечественной войны.
История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы. Фашистские орды превратили в руины десятки тысяч городов и деревень нашей страны. Они убивали и истязали советских людей, не щадя женщин, детей, стариков.
Понятие гражданско-патриотическое воспитание
В начале XX в в западной педагогике проблема гражданского воспитания окончательно выделилась в самостоятельную воспитательную проблему, закрепился сам термин «гражданское воспитание». В Рейном, Ф Паульсеном, Г. Кершенштейнером разрабатывались концепции гражданского воспитания, в основе которых лежала идея о том, что действенные государственные воспитательные институты – трудовая школа и армия должны совершенствовать гражданина как часть социального целого.
В работе «Понятие гражданского воспитания» Кершенштейнер конкретизировал содержание гражданского воспитания: это последовательное приучение детей и подростков к добросовестной работе на благо государства. Важнейшим качеством гражданина, как подчеркивал немецкий педагог, является осознание своего труда как необходимого государству, а следовательно, требующего тщательности и ответственности.
В России идея гражданского воспитания развивалась в русле мировой педагогической мысли, но вместе с тем ее отличало качественное многообразие. Которое определялось спецификой развития самодеятельных начал в жизни российского крестьянства, составлявшего большинство населения страны.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением». А гражданственность раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». Отсюда следует, что понятие «гражданское общество» использовалось в России, но, в отличие от его западной, преимущественно правовой трактовки, имело ярко выраженное нравственное содержание.
В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе гражданско - патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско – патриотического воспитания.Актуальность гражданско – патриотического воспитания/
Условия, в которых сегодня находится российское общество. В целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания. Ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско – патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:
- в настоящее время Россия переживает духовный кризис. Вслед за распадом коммунистических ценностей поставлен под вопрос и ее либеральная альтернатива;- основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;
- поиски национальной идеи которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество, не принесли желаемых результатов.
- упадок общественной морали, которая не может быть остановлена без приоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения. Однако в 90-е г.г. приоритетом школьной реформы стал перенос акцента с воспитательной деятельности образовательного учреждения на внедрение либеральной модели обучения (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободы и плюрализма в образовании). Очень скоро стало очевидно, что в этой модели воспитание не имеет того особого значения, которое оно приобрело в традиционной российской культуре и педагогике, а именно не направлено на духовно – нравственное развитие человека в процессе образования.
- единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные детские организации, которые должны были подчеркнуть плюрализм молодежной политики и ее свободу от какой – либо идеологии. Оказавшись в новой рыночной среде, без государственной поддержки эти организации не смогли эффективно влиять на воспитание детей и молодежи. Патриотические ценности были монополизированы радикальными группировками левого и правого толка.
- однако и формирование государственной системы воспитания не сулит быстрого успеха. Этому мешает общее неблагоприятное состояние социальной среды: непомерно высокий уровень социальной дифференциации населения, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей;
- нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.
Все отмеченные факторы не благоприятствуют развитию гражданско – патриотического самосознания. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально – психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы гражданско – патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.
Цели и задачи гражданско – патриотического образования.
Начало 21 в. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Изменения. Происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей. Учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия. Нравственности. Уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.
В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.
Нормативные документы и информационно – методические материалы Министерства образования РФ стимулировали деятельность общеобразовательных учреждений в области гражданского образования. В субъектах РФ с целью разработки региональных концепций и их реализации созданы региональные Центры гражданского образования.
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе. Применить свои знания и умения на практике.
Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы. формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть. Общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.
На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону. Праву. Правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и в внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей.
Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом.
Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса.
Актуальность темы Великая Отечественная война 1941-1945 ггОдной из самых героических страниц в истории нашей Родины навсегда останется Великая Отечественная война 1941-1945 гг., ставшая в этот трагический для всей страны период ярким проявлением лучших черт характера советского народа – необыкновенного мужества, силы духа, готовности к самопожертвованию и глубокого чувства патриотизма. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что высокий духовный потенциал и не-виданный героизм советских людей как на фронте, так и в тылу фактически определил Победу в этой войне, которая была достигнута, безусловно, дорогой ценой. Общее число людских потерь в годы Великой Отечественной войны со-ставило 26, 6 млн. человек.
Значение темы Великая Отечественная война 1941-1945 гг
Тема «Патриотическое воспитание школьников на примере Великой Отечественной войны» выбрана не случайно. Социально-экономические процессы последних двух десятилетий оказали негативное влияние на общественное сознание населения РФ, особенно на подрастающее поколение, которое не проявляет интереса к историческому процессу развития страны и не желает изучать историю своей Родины, не видит смысла в изучении данного предмета.
Кризисное положение во всех сферах жизни российского населения, вызванное произошедшими социальными изменениями, идеологическим вакуумом, далеко зашедшим социальным и имущественным расслоением общества, в первую очередь наблюдается в среде молодежи.
Общество заинтересовано в том, чтобы молодежь формировалась с опорой на существующие социальные, культурные, этнические, исторические и нравственные традиции.
Ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, с глубоко развитыми патриотическими чувствами, ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, жить и работать на благо своей Родины.
Данный проект призван содействовать формированию этих качеств у подрастающего поколения.
Приказом Министерства образования РФ от 30.10.2001 № 3511 была разработана программа «Патриотическое воспитание граждан». Среди образовательных стандартов второго поколения в школьном образовании выделена задача социокультурного развития учащихся – воспитание гражданских, демократических, патриотических убеждений.
От того, насколько глубок мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области изучения истории своей Родины.
В Национальной доктрине «Образование» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить, прежде всего, историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому опыту и культурному наследию народов России. Уроки истории, экскурсии и внеклассные мероприятия по изучению исторического наследия страны как нельзя лучше служат этой цели.
В общественном сознании нашей молодежи отмечается обострение проблемы формирования духовности и духовной личности. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами, добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Понятие патриотизм отождествляется с национализмом и окрашивается либеральными СМИ в серые тона. Человеку в наше время, особенно с высокой трибуны, неудобно сказать, что он патриот, так как его могут обвинить в национализме. В ущерб интересам российского общества СМИ навязывают идею космополитизма.
В результате кризиса социальных институтов культурной преемственности, важнейшим из которых является школа, существенно деформирована система духовного воспитания подрастающего поколения. В современной образовательной системе недостаточно времени отводится на уроки истории, и это сказывается на знаниях современного школьника. Результаты экзаменов и многочисленные социологические опросы показывают, что школьники не могут назвать имена знаменитых российских деятелей, расшифровать аббревиатуру СССР, вспомнить, когда началась Великая Отечественная война и т. д. Неграмотная молодежь, в современных условиях, легко верит подтасованным историческим фактам, различным мифам очерняющим историю отечества. События Великой Отечественной войны с каждым годом все дальше от нас, ветераны войны, как непосредственные свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. Это дает возможность для заинтересованных лиц подтасовывать факты и переписывать историю, что иногда отражается и в учебниках, например «Новейшая история зарубежных стран» А. А. Кредера.
Я считаю, что в современных программах недостаточно часов отводится таким темам, как “ Отечественная война 1812 г.”, “ Великая Отечественная война” и т.д. Раскрытие и изучение этих важных исторических событий дает самый существенный толчок для формирования высоконравственной и духовной личности, с развитыми патриотическими чувствами и бережным отношением к своей Родине, к ее героическому прошлому.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение прошлого нашего государства. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, молодое поколение, повзрослев не будет бездумно ругать прошлое нашей страны, возможно, станет служить людям и добру, жить и работать на благо своего Отечества.
Цель проекта
Цель данного проекта состоит в том, чтобы выявить проблемы, определить пути и способы совершенствования методов работы по патриотическому воспитанию учащихся, подготовить и осуществить проект школьной программы патриотического воспитания подрастающего поколения на примере Великой Отечественной войны, который существенно повлияет на духовное развитие личностных качеств учащихся, характеризующиеся богатством интеллектуального и эмоционального потенциала, высоким нравственным развитием, с глубоко сформированными патриотическими чувствами, ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, жить и работать во благо своей Родины.
Проект должен изменить отношение детей к истории своей страны и способствовать формированию не только отзывчивости и уважительного отношения к ветеранам войны и труда, пожилым людям, а также развить стремление оказывать им помощь.
Задачи проекта
Для достижения вышеуказанной цели в процессе учебно-воспитательной работы в школе, необходимо решить следующие задачи:
продолжить создание системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания учащихся, внедряя инновационные формы и направления учебно-воспитательной работы ;превратить школу в центр духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, посредством проведения внеклассных мероприятий на исторические темы и экскурсий по памятным местам;
формировать принципы здорового образа жизни у детей и подростков, организуя акции и походы;
формировать патриотические чувства в сознании учащихся на основе раскрытия исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохраняя и развивая чувства гордости за свою страну;
работать по воспитанию личности гражданина-патриота, способного встать на защиту своей Родины;
обобщить систему опыта по данному вопросу;
выявить интересы, запросы и уровень знаний детей, учесть их при планировании работы школы;
актуализировать формы и методы работы по патриотическому воспитанию учащихся.
Формы и методы используемые в проекте
Наиболее ценный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки и мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне.
С первых бесед и уроков по данной теме, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, использую фонохрестоматию, иллюстративный материал и информационно-коммуникативные технологии.
10. Ожидаемые результаты
К ожидаемым результатам реализации проекта относятся:
рост патриотизма и гражданственности у детей;
развитие традиции духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения;
создание условий для развития духовных качеств личности;
улучшение инновационной деятельности педагогического коллектива;
оптимизация учебного процесса;
создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья школьников;
будет повышена осведомленность детей и подростков в области нравственности;
создание предпосылок для роста социального оптимизма подрастающего поколения.
Реализация проекта должна привести к качественным изменениям воспитательной работы в школе, усилению интереса детей к истории и культуре своей Родины, формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, а также подготовить учащихся к ответу на вопросы: Почему нужно любить и беречь то, что имеешь: свою страну, свой дом, свою семью, свою школу?
Как воспитать в себе умение быть человеком не на словах, а на деле?
Как научиться быть достойным памяти предков?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Прошла война, прошла беда…
Зарница
Встреча с сотрудниками полиции
Смотр строя и песни
Конкурсы рисунков
Посвящение в пионеры Вологодского района
Музей Сергея Солодягина
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны
ЛИТЕРАТУРА
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/11/15/doklad-na-temu-grazhdansko-patrioticheskoe-vospitaniehttp://xreferat.ru/78/245-2-grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-shkol-nikov.htmlhttp://www.scienceforum.ru/2013/10/6131Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 209-211
Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. - М.:Айрис-пресс,2006.-192 с. - (Методика).
Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
http://pages.marsu.ru/bigwar/http://refoteka.ru/r-112850.htmlhttp://xreferat.ru/35/2251-1-velikaya-otechestvennaya-voiyna.htmlСССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945
Военное издательство министерства обороны СССР, М., 1970г.
КРАТКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
"Высшая школа", М., 1993 г.