«Инновационная деятельность педагога в рамках реализации приоритетных проектов системы образования Пермского муниципального района»
НАПРАВЛЕНИЕ: «Инновационная деятельность педагога в рамках реализации приоритетных проектов системы образования Пермского муниципального района».
Петрова Татьяна Фёдоровна,
Заместитель директора по ВР
МАОУ «Платошинская средняя школа»
Школа социального успеха, направленная
на поддержку детских социальных инициатив.
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Дай действовать мне самому, и я научусь!»
В современном обществе бытует мнение, что молодежь равнодушна ко всему, а её интересы - компьютерные игры и социальные сети. Но нельзя оставить без внимания тот факт, что существует категория молодых людей, активистов классов, ломающих эти стереотипы, задающие стиль для подражания и стиль поведения другим обучающимся школы.
Одним из основных элементов успешно действующей школы гражданства, в которой формируются качества активного участника, является правильно организованная и целенаправленно работающая система детского самоуправления. Самоуправление через организацию личностно – значимой для ребёнка деятельности позволяет включить его в реальную социально - востребованную деятельность, помочь в овладении необходимым социальным опытом, сформировать гражданскую готовность к творческой, социально – преобразовательной деятельности, развивать лидерский потенциал, расширить сферы общения и самореализации ребёнка. Нельзя забывать, что всякое детское самоуправление чаще всего строится под руководством взрослого и действует под скрытым или явным контролем наставника.
Чтобы умело осуществлять продуманный учебно-воспитательный процесс в школе, каждый раз задумываешься над вопросами. Как добиться того, чтобы коллектив был определяющей, путеводной, воспитывающей силой? В чём состоит содержание коллективной деятельности? Как возможно целесообразнее построить организационные и духовные взаимоотношения с ученическим сообществом? Как добиться того, чтобы одиннадцатиклассника и первоклассника, которые являются членами школьного коллектива, объединяли общие интересы, общая деятельность? Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: « Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».
Используя в работе разнообразные формы, средства я стараюсь использовать предоставленное Совету старшеклассников право на самостоятельность, творчество, поиск, право на собственное лицо! Ищу необычное в обычном, делаю «открытия». И всегда помню, что за внешней обычностью, скрывается удивительная неповторимость…
Определяющие мною принципы воспитания школьного коллектива:
Гражданская идейность (жить тем, чем живёт наше общество);
Единство идейной и организационной основ школьного коллектива (совместная деятельность с другими организациями);
Богатство отношений между обучающимися и педагогами, между учениками, между педагогами (многообразие переплетающихся интересов воспитателей и воспитанников);
Самодеятельность, творчество, инициатива (активная деятельность обучающихся);
Гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний (всестороннее развитие личности);
Сохранение традиций, передача их от поколения к поколению (умелое использование в духовной жизни наших детей);
Радость за достигнутые результаты (понимание того что приносишь радость другим).
Самоуправление в школе – это сложный, а иногда недостижимый процесс, в результате которого все члены школьного коллектива добровольно подчинены избранной группе.
Организация ученического самоуправления по поддержке социальных инициатив у меня началась в образовательном учреждении с реализации проекта «Учимся правильному общению».
Целью проекта стало развитие норм демократического уклада в детско-взрослых сообществах образовательных учреждений путём активизации деятельности органов детского самоуправления в классах.
Идея проекта – проект был направлен на формирование гражданской позиции в ученическом сообществе и организацию социальных проб и практик в своей школе.
Участниками проекта стали: Совет старшеклассников, обучающиеся 1- 11 классов, педагогический коллектив МАОУ «Платошинская средняя школа», родительская общественность.
В основе деятельности были заложены мероприятия, приобщающие к духовно-нравственным ценностям. Совместными усилиями участников проекта и Советом старшеклассников была создана и ежегодно обновляется «Копилка добрых дел». Она отражает многообразие социальных проб и практик по следующим направления:
«Мы - волонтёры!» - социально-значимые дела.
«Пять колец милосердия» - поддержка детей с ОВЗ.
«После школьного звонка» - творческие дела в школе.
«На старт приглашаются» - физкультурно-оздоровительная работа, позволяющая восполнить дефицит двигательной активности.
«Голубая планета» - деятельность, направленная на сохранение окружающей среды.
Результат:
Рост уровня социального взросления.
Индивидуально-личностное развитие обучающихся через участие в проектной деятельности.
Рост числа реализованных социальных инициатив.
Достигнутые результаты стали основой нового проекта «Школа – СТАРТ», через направление «Школа социального успеха».
Цель: совершенствование системы гражданского воспитания детей и подростков на основе организации творческих и социальных практик в социокультурном пространстве.
Задачи:
Содействие формированию нравственных, гражданских и культурных ценностей в подростковой среде.
Развитие демократического уклада жизни детско-взрослого сообщества в образовательных учреждениях.
Ожидаемые результаты по проекту:
Развитие лидерских качеств, способность и готовность к реализации творческого потенциала.
Готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за результаты деятельности.
Готовность и способность к определению гражданской идентичности.
Основу деятельности Совета старшеклассников по проекту составляют следующие сетевые события:
Конкурс социокультурных проектов в Пермском муниципальном районе:
- «Кукольный театр у Вас дома», 2014 [Приложение 1 ].
- «Медиашкола «Юнпресс-Платошино-2016», 2015 [Приложение 2 ].
- «Вожатики», 2014, 2015, 2016 [Приложение 3 ]Конкурс «Моя социальная инициатива». Конкурс проводится в рамках Краевого фестиваля благотворительности «Пермский Благотворительный сезон» (2014, 2015).
Организаторы экологического районного слёта юных экологов «Зелёная планета глазами детей» (2014).
Организаторы первого районного слёта СШП «Перезагрузка» (2014) .
Выпуск школьной газеты «Школьный пророк» (2014-2016) [Приложение 3 ]Организовано сотрудничество с Центром гражданского образования г. Перми. Работает творческая площадка «Я – БУДУщее России», направление «Мои права», сайт группы https://overhear.club|publik129410694 (подслушивание «Права человека»).
- Конкурс «Хакатон «ПЧ.ру»,. (2015-2016)
Участники и волонтёры профильных лагерей смены для активистов (2014-2016).
Актив совета лидеров в Пермском муниципальном районе (3 активиста, 2015, 2016).
Активные участники Российского движения школьников (представляли свой опыт работы на первом краевом слёте РДШ г. Пермь.,2016).
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.
В основе методики организации и проведения различных мероприятий в моей деятельности лежит КТД. Основой является система коллективно-творческого воспитания.
Его идеи звучат так:
Общность взрослых и детей, возникающая в процессе демократического взаимодействия на фоне естественной творческой состязательности.
Забота об окружающих людях и окружающем мире.
Творчество как способ коллективной и индивидуальной самореализации.
Технология Стратегия
Зачем делаем?
Тактика
Как себя вести?
Логика
Что и зачем следует?
Техника
Как делаем?
Детализация Чем сопровождаем?
Кому мы смогли принести пользу?
Важно, чтобы сегодняшние подростки – будущие лидеры ХХI века, которые станут управлять государством на разных уровнях, - владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, отличались умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешного развития общества и государства. По своей сути и содержанию общественное движение, ученическое самоуправление, социально-полезная, общественная деятельность – сферы, благоприятные для осуществления этих целей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Приложение 2.
Социальный проект
«Медиашкола «Юнпресс-Платошино-2016»
1. Информация об участниках.
Если вы посмотрите на карту мира, где отмечены все, даже самые маленькие страны, то всё равно не найдёте страны Журналистики. Но, тем не менее, она существует. Стоит нам включить радио, телевизор, взять в руки журнал или газету, зайти в Интернет, как мы без особых усилий попадём в удивительное государство.
Радиовещание, телевидение и газеты, Интернет – всё вместе составляют средства массовой информации или сокращённо СМИ.
Сегодняшние репортёры предпочитают, чтобы их называли корреспондентами или журналистами. Журналист – это человек умеющий писать. Он исследователь происходящего в мире, который может грамотно изложить в письменном виде ход событий.
Творческое объединение «Юный журналист» в МАОУ «Платошинская средняя школа» существует два года. За это время участники объединения смогли не раз о себе заявить.
Данные ученики принимали участие в конкурсе «Прыткопишущее перо-2015» и выиграли ГРАН-ПРИ конкурса (http://mou-duts.jimdo.com ) .
Баранов Михаил – участник Международного юношеского медиафорума «Артек» осень – 2015, лидер районного самоуправления, организатор-волонтёр профильного лагеря «Поколение твоего времени», призёр муниципального этапа олимпиады по географии, выпускающий редактор ТО «ЮНПРЕСС».
Лапшина Анастасия – лидер районного самоуправления, организатор-волонтёр профильного лагеря «Поколение твоего времени», участник юных лидеров в лагере «Артек» (осень 2015).
Бачева Лариса - лидер районного самоуправления, организатор-волонтёр профильного лагеря «Поколение твоего времени», участник лагерной смены «Орлёнок» (январь 2016).
Болгова Карина – участник Пермской краеведческой экспедиции «Дети Прикамья о детях войны», победитель районного краеведческого форума «Наследие», победитель краевой научно-исследовательской конференции «Мой первый опыт», участник лагерной смены «Артек» (февраль 2016).
Боровых Дарья – победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений, призёр регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений.
Боброва Варвара – участница муниципального этапа олимпиады по русскому языку.
Все участники являются членами школьного ученического самоуправления.
2. Постановка проблемы.
В основе проекта «Медиашкола «Юнпресс-Платошино-2016» заложена идея объединяющего информационно-коммуникационного пространства, где бы ребята могли собираться, обсуждать последние новости, проблемы, собранную информацию, обучаться. Результаты могут иметь разную форму – газеты, сайт, статьи, акции, проекты, в зависимости от потребностей заинтересованных детей. Совместными усилиями, через творческую журналистскую деятельность на первом этапе нам хочется рассказать о выпускниках наших школ (МАОУ «Платошинская средняя школа», МАОУ «Бабкинская средняя школа» ,МАОУ «Курашимская средняя школа»). Результат работы представить на выпускном балу-2016. Мероприятия проекта будут проводиться по принципу «равный-равному», то есть их проводят ребята, имеющие опыт и достижения в области журналистики, творчества.
Преимуществом является наличие опыта работы и сплочённость проектной группы.
Цель проекта – создание системы условий для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и развитие индивидуальных качеств личности в рамках новой образовательной стилистики школьного СМИ.
Тип проекта: социально-образовательный.
Для этого мы поставили следующие задачи:
Создать условия для апробации и демонстрации обучающимися своей компетентности в предоставлении различных форм практики.
Подготовить работу творческих площадок для самоопределения, самовыражения;
Вовлечь в творческую деятельность обучающихся Бабкинской и Курашимской учебных заведениях;
Провести игровые и профессиональные пробы «Юных журналистов»;
Создать творческий демонстрационный материал по теме социального проекта.
Осветить подготовку и результаты проекта в школьной газете и на школьном сайте.
Качественные результаты проекта
В школах будет осуществляться работа юных журналистов на более высоком уровне;
Повысится уровень культуры и активности в школах;
Возникнут новые перспективы развития.
Для оценки эффективности нашего проекта и отношения к нему нашей целевой аудитории по завершению основных мероприятий мы планируем провести социальный опрос «Моё участие в проекте». Кроме этого, важными вехами нашего проекта будут линейка-старт проекта и итоговая линейка, где будут оглашены итоги проекта и произведено награждение наиболее активных участников проекта. Также наша проектная группа разместит статьи о проекте в районной газете.
Приложение 3.
Инициативное предложение от Совета старшеклассников о проведении районного мероприятия.
Экологический районный слёт юных экологов
«Зелёная планета глазами детей»
«Только в общении с природой человек может
достигнуть нравственного совершенства».
В.И. Вернадский
Актуальность
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое просвещение и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, работает на будущее.
Цель мероприятия: обобщить начальный опыт защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
Целевые группы слёта: младший школьник (1–4 классы), подросток (5–8 классы),старшеклассник (9–11 классы).
Существенную поддержку оказывают дополнительное образование «Импульс», Управляющий Совет школы, администрация МОУ Платошинская СОШ, Совет старшеклассников «Миллениум».
Инициатива одобрена.
3357245761301500-3879857614285003208020493395000-3994154935855003212465226949000-3790952265045003362325-38798500-377825-38798500