Семинар – практикум для педагогов: «Использование изотерапии через нетрадиционные техники рисования»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана
«Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
Семинар – практикум для педагогов:
«Использование изотерапии через
нетрадиционные техники рисования»
Воспитатель: Соболева М. В.
Абакан 2013 г.
Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, восприятии явлений жизни и природы. Выражая себя через рисунок, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Изотерапия – один из эффективных инструментов в педагогической работе, использование которого даёт ребёнку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно – моторной координации.
Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворённостью ребёнка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями.
Наиболее эффективным методом психопрофилактики и психокоррекции негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста является арт – терапия - метод психотерапевтического воздействия, использующий средства искусства. В зависимости от творческой деятельности и её продукта выделяются следующие виды арт – терапии:
рисуночная терапия (или изотерапия);
библиотерапия;
музыкотерапия;
сказкотерапия;
вокалотерапия и др.
Смысл педагогической арт – терапевтической работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, что они получают возможность выразить себя, сделать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплёскиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая большей частью тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия, уступают место инициативности и творчеству.
Один из самых распространённых видов арт – терапии – ИЗОТЕРАПИЯ. Возраст от 5 до 10 лет называют «золотым веком» детского рисунка. Именно поэтому применение рисуночной терапии особенно эффективно в старшем дошкольном возрасте. Рисуя, ребёнок неосознанно даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
В профилактической и коррекционной работе со старшими дошкольниками изотерапия позволяет получить следующие позитивные результаты:
обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование;
способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
создаёт благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;
оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
содействует формированию позитивной «Я – концепции» и повышению уверенности в себе.
Нетрадиционные техники рисования.
В работе с детьми я использую разнообразные техники рисования. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Рисование пальчиками.
Материал и инструменты: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла – рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами – рисование настроения).
Рисование ладошкой.
Материал и инструменты: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, дерева).
Оттиск печатками из картофеля («печатки»).
Материал и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля – их изготавливает воспитатель, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы и пр.).
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Оттиск поролоном.
Материал и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Вместо поролона можно использовать пенопласт или ластик.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает кусочек поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.
Оттиск смятой бумагой.
Материал и инструменты: блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки (свеча) и акварель.
Материал и инструменты: восковые мелки или свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов. Изображение, нарисованное мелками, остаётся не закрашенным.
Монотипия предметная.
Монотипия – (от «моно» и греч. Tupoc – отпечаток) – вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607 – 1665). Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Материал и инструменты: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, прорабатывая детали изображения, каждый раз также складывая лист.
Монотипия пейзажная.
Материал и инструменты: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги пополам. На одной его половине рисует пейзаж, на другой – получается его отражение, как в озере, реке (отпечаток). Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Часть листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как с него сделан оттиск, «оживляется» красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку, на которую краской наносится рисунок, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Цветной граттаж.
Граттаж – (от франц. – скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
Материал и инструменты: цветной картон или плотная бумага, предварительно затонированные акварельными красками либо гуашью, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом или пустой стержень, жидкое мыло.
Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист тонируется слоем гуаши (контрастным по цвету) с добавлением жидкого мыла. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможна доработка недостающих деталей гуашью.
Кляксография обычная.
Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка № 5 и больше).
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой, выливает на бумагу или набирает толстой кистью разведённую водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются произвольно расположенные пятна. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой.
Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка № 5 и больше), трубочка – соломинка для напитков.
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку), или набирает кистью разведённую водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. Затем дует на это пятно из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с ниточкой («цветные ниточки»).
Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины длиной в два раза больше размера листа.
Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску (можно держать нить за оба конца и окрашивать её, постепенно опуская в баночку с разведённой краской и придерживая ложечкой, палочкой или кистью). Затем на лист бумаги (или на половину сложенного листа) выкладывается изображение из нитки или различные петли, причём концы нити остаются свободными (за пределами листа). После этого сверху накладывается другой лист (или половина сложенного листа), прижимается одной рукой, а другой нитка вытягивается за кончики с одновременным её потягиванием в разных направлениях. Работа просушивается, недостающие детали дорабатываются тонкой кистью.
Набрызг.
Материал и инструменты: бумага, гуашь, кусочек картона, жёсткая кисть или расчёска, зубная щётка.
Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и легонько ударяет ею о картон, который держит над бумагой, - краска разбрызгивается на бумагу. Для разбрызгивания краски можно также использовать зубную щётку или расчёску.
Опечатки листьев.
Материал и инструменты: листья разных деревьев (опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Особенно приветствуется при изотерапии, когда ребёнок изображает абстрактные понятия – «ДОБРО», «ЗЛО», «СЧАСТЬЕ», эмоциональные состояния и чувства – «РАДОСТЬ», «ГНЕВ», «УДИВЛЕНИЕ» и пр. После изображения психологического состояния проводится обсуждение рисунка с пояснением значения этого понятия, ситуаций, которые связаны с переживанием данного чувства, причин, его вызывающих, способов и приёмов преодоления негативных состояний.
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Рисуем счастье».Цель: формирование понятия слова «счастье»; совершенствование умения изображать абстрактные понятия в рисовании; преодоление коммуникативных барьеров и снятие эмоционального напряжения.
Задачи:
Формировать у детей представление о счастье.
Развивать абстрактное мышление, творческое воображение, умение запечатлевать свои фантазии на бумаге.
Воспитывать чуткое, бережное, осторожное отношение к значению слова «счастье», к окружающему миру и близким людям.
Снять эмоциональное напряжение, развивать ощущение собственной значимости, формировать способы эффективного взаимодействия с другими людьми, преодолевать коммуникативные барьеры и психологическую защиту.
Оборудование: листы А4, акварельные краски, кисточки, стаканы с водой на каждого ребёнка, мягкий тканевый мячик среднего размера, «волшебные» очки (пластмассовые разноцветные детские очки с тёмными стёклами).
Ход организованной образовательной деятельности.
Приветствие (2мин.)
Инструкция.
Поприветствовав детей, педагог предлагает им поздороваться друг с другом. Для этого они должны по кругу передавать мяч. У кого в руках он окажется, ласково называет своё имя и рассказывает о том, что любит делать больше всего.
Игра «Волшебные очки» (3мин.)
Инструкция педагога:
«Жил – был один волшебник, который изобрёл удивительные очки. Через них можно было увидеть только радостные события. Мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и рассказал нам о самом радостном и счастливом событии в своей жизни».
Основная часть. Беседа на тему «Счастье» (2мин.)
Вопросы для беседы:
Вы когда – нибудь слышали о слове «счастье»? Где? Когда?
Кто обычно говорит о нём? (Люди, которые не болеют, у которых всё хорошо.)
Когда говорят о счастье?
Что делают люди, когда бывают счастливыми? (Совершают добрые поступки.)
Что надо людям для счастья? (Иметь крепкое здоровье – как один из вариантов ответа.)
Вывод. Каждый понимает счастье по – своему, и у каждого оно своё. Для ребёнка счастье – «это мама, это я, это папа, вся семья».
Волшебная история (3мин.)
Инструкция.
Педагог рассказывает сказку: «Жила – была роза. Она была нежная, красивая, стройная. Все, кто проходил мимо, любовались ею. Роза росла одна в саду. Хозяин, который заботился о саде, никогда не забывал поливать её. Но однажды роза стала вянуть. Солнышко, увидев это, спросило у неё: «Что с тобой? Неужели тебе не хватает моего солнечного света? Или воды, которой поливает тебя хозяин? Ты ведь такая красивая!» Роза тихо ответила: «Милое солнышко, спасибо за свет. Чтобы быть счастливой, мало иметь красоту. Я несчастная, потому что….»
Далее педагог просит ответить детей на вопросы:
Почему роза несчастная?
Что нужно сделать, чтобы осчастливить розу?
Вывод. Когда человека окружают родные, близкие, друзья, то он не ощущает одиночества. Такого человека тоже можно назвать счастливым.
Продуктивная деятельность. Рисование по теме (10мин.)
Инструкция.
Педагог предлагает детям закрыть глаза, подумать и представить, что такое счастье. Наводящие вопросы:
Как можно изобразить счастье на листе бумаги?
Какие краски вы будете использовать?
С каким настроением вы будете рисовать?
Затем детям предлагается открыть глаза, улыбнуться друг другу, взять нужные краски и нарисовать то, что они представили.
Обсуждение рисунков (3 мин.)
Каждый ребёнок рассказывает, что он нарисовал.
Заключительная часть. Прощание «Солнечные лучики» (2мин.)
Инструкция педагога.
«Ребята, возьмите свои рисунки, прижмите их к сердцу, и пусть ваше счастье сбудется. А теперь встанем дружно в круг, вытянем перед собой руки и соединим их в центре круга. Давайте тихо постоим, почувствуем себя тёплыми солнечными лучиками. Лучи солнца приносят людям радость и счастье. Я надеюсь, что вы будете радовать своих родных и друзей.
Все мы дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем,
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
На этом наша игра заканчивается. Всем спасибо!»
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Золотая осень».
Цель: знакомство детей с жанрами изобразительного искусства (пейзаж); совершенствование умения создавать сюжетную композицию; формирование эстетического восприятия от просмотра репродукций знаменитых художников.
Задачи:
Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем.
Развивать умение создавать различные образы деревьев, кустов и трав с помощью арт – терапевтических техник.
Формировать эстетические чувства у детей.
Воспитывать любовь к природе.
Оборудование и материалы: альбом репродукций картин «Четыре времени года» - осенние пейзажи, бумага формата А3, на которой дети ранее изобразили землю и небо акварелью, листья, букеты из различных осенних листьев, кисти, кусочек картона для набрызга (зубная щётка).
Ход занятия:
Организационный момент (посвящение в тему).
Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Осень»:
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.»
Пение песни детьми: «Падают листья» муз. М. Красева.
Познавательно – игровой.
Показ картин с изображением «Бабьего лета».
«Бабье лето» - это короткий промежуток времени с хорошей погодой ранней осенью, нет дождей, небо голубое, погода тёплая, листья разноцветные.
Беседа по картинам И. Левитана «Вечерний звон» и «Золотая осень».
Релаксация под музыку П. Чайковского «Времена года: «Осенняя песенка»».
Обсуждение ощущений детей после прослушивания мелодии.
Практический.
Игра: «Кто больше?»
Дети сочиняют на палитре как можно большее разнообразие оттенков.
Игра: «Найди и назови».
Дети выбирают осенние краски, краски золотой осени (жёлтый, коричневый, охра, пурпурный, бордовый, оранжевый, багряный) из множества имеющихся на палитре, показывают цвета и оттенки, которые понравились, а также те, которые присутствуют в букетах из листьев.
Гимнастика для глаз: «Поймай зайчика».
Рисование осенних пейзажей детьми, при помощи пальцев, рисования на влажной поверхности бумаги. Используется любая из техник, на выбор детей. А также, дети дополняют свои работы разными оттенками цвета и отпечатками листьев, наиболее понравившихся каждому из детей.
Итог занятия.
Выставка детских работ: «Осень».
Дети придумывают названия работам; рассказывают, чем похожи или не похожи их рисунки на другие картины осени.
Чтение стихотворения З. Федоровской «Осень».
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: «Создаём образ из пятен» (рисунок на влажной бумаге).
Цель: совершенствование умения детей приёмов рисования; стабилизация эмоционального состояния, формирование чувства уверенности в себе; развитие воображения, фантазии у детей.
Задачи:
Стимулировать потребность детей в изобразительной деятельности.
Развивать познавательные интересы.
Снять эмоциональное напряжение.
Развивать воображение детей.
Материалы и оборудование: листы бумаги, кисти, акварельные краски.
Ход занятия:
Организационный момент.
Подгруппе детей предлагается поиграть с красками. Они «волшебные»: с их помощью можно изобразить на бумаге волшебные картинки. Для этого нам надо с помощью кисточки сделать влажной поверхность бумаги.
Основная часть.
Затем детям предлагается разбрызгать на ней капли акварельными красками или сделать лёгкие движения кончиком мокрой кисти.
Во время экспериментирования с красками, их смешения, воспитатель общается с детьми, акцентируя внимание на их ощущениях, выясняя, что испытывают дети, когда краски, как живые «бегают» по мокрой бумаге, создавая фантастические образы.
Заключительная часть.
После того, как рисунки высохнут, воспитатель помогает детям разглядеть образы, которые получились на листе. Затем, педагог предлагает аккуратно обвести их контуры фломастером. Полученные изображения анализируются.
Выставка детских работ: «Рисунки волшебными красками».