опыт работы педагога психолога с элементами изотерапии

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
















« Влияние развития
творческих способностей
учащихся на успешное
прохождение адаптационного периода первоклассников»





Введение.

В условиях экономической нестабильности и экологической напряжённости, на фоне снижения уровня жизни идёт ухудшение психического, физического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития («кризис 6-8 лет»), поступление ребёнка в школу несёт с собой серьёзные испытания его адаптационным возможностям, т.к. новая (школьная) деятельность объединяет два процесса: собственно обучение (овладение знаниями определённого объёма и уровня) и школьную социализацию (включение в коллектив, систему школьных межличностных отношений). От того, насколько ребёнок впишется в школьную систему требований, норм и социальных отношений, приспособится к новой системе социальных условий, режиму жизнедеятельности, новым видам деятельности зависит его дальнейшее отношение к учебной работе, общение с учителями и одноклассниками. Необходимо, чтобы этот процесс адаптации к школе был осуществлен ребёнком без серьёзных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, снижения самооценки. Проблема школьной адаптации ребенка младшего школьного возраста сегодня очень значима и для меня является актуальной. Период школьной адаптации очень сложен и ответственен как для первоклассников, их родителей, так и для педагогов. Проблему школьной адаптации ребенка младшего школьного возраста, можно сформулировать следующим образом: какова необходимость осуществления психологической поддержки психоэмоционального состояния первоклассников на этапе вхождения в школьную жизнь? Решение этой проблемы и составляет цель и задачи. Цель развивающей деятельности на данном этапе обучения – это создание социально – психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения. Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:
Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе.
Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Формирование устойчивой мотивации и на фоне позитивной «Я - концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Эти задачи рассматриваются в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определенных психологических феноменов.
По мнению многих специалистов, необходимо включить в образовательный процесс элементарные сведения из области психотерапии. Они полагают, что освоение некоторых доступных психотерапевтических приёмов и форм работы позволит целенаправленно, осознанно, систематически заботиться о психическом состоянии школьников. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления может служить арт-терапия. Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы педагога и психолога в пределах возможных для них затрат времени. К тому же некоторые специалисты не относят данное направление к психотерапии, а рассматривают его как разновидность творческой деятельности со значительным «лечебным» эффектом. В частности, согласно В. Беккеру-Глошу, назначение арт-терапии не в том, чтобы выявлять психические недостатки или нарушения. Напротив, она обращена к сильным сторонам личности, а также обладает удивительным свойством внутренней поддержки и восстановления целостности человека.
Арт-терапия является специализированной формой психотерапии, основанной на сильном влиянии искусства через эмоциональную и личностно-смысловую сферы человека, систему его отношений.
Теоретические основы арт-терапии формировались под сильным влиянием идей 3. Фрейда и К. Юнга, а в дальнейшем приобретали более широкую концептуальную базу, основываясь на гуманистические модели развития личности К.Роджерса и А. Маслоу. По мнению представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Процесс творчества
· это исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.
С точки зрения классического психоанализа, главным психологическим механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая легенды и мифы, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».
Л. Д. Лебедева, декан психологического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, видит специфичность арт-терапии в синхронном протекании процессов диагностики, самодиагностики и психотерапии. Именно арт-терапевтический процесс создаёт уникальную возможность для одновременной диагностики и поддержки саморазвития человека. Анализ и обобщение теоретического материала и практической деятельности позволили нам выявить и обосновать совокупность психолого-педагогических условий эффективности применения арт-терапии в период прохождения адаптации первоклассников.


Основная часть

Работая над данным вопросом, я убедилась, что все дети обладают природной способностью к творчеству; творческий процесс исцеляет; детские рисунки являются прекрасным средством диагностики самочувствия ребенка и зачастую становятся шедеврами детского творчества. Вместе с тем процесс детского творчества является глубоко преобразующим, поскольку в качестве движущего начала всякого творчества можно рассматривать стремление к самоактуализации.
Работая ни один год практическим психологом в системе образования и учителем ИЗО, я пришла к убеждению в том, что арт-терапевтические занятия необходимы каждому учащемуся не только для формирования его эстетических представлений, но в первую очередь как инструмент психического развития, способствующий «воспитанию» чувств.
Свой опыт и свои наработки в развивающей работе по программе
« Планета РАДОСТЬ» я придерживаюсь одной основной цели - создание условий в процессе развивающей деятельности с детьми необходимых для успешного прохождения адаптации учащимися первых классов, через их творческий потенциал.
В результате развивающей работы в арт-терапевтическом направлении получаю: положительный эмоциональный настрой группы, облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития, через коллективную деятельность помогает прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков, даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.
Основное содержание групповых занятий составляют игры, психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы, навыков адекватного волевого поведения школьников. Вместе с тем используются психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержания благоприятного внутригруппового климата, сплочения и организационное сплочение детского общества.
Основные методы, используемые в развивающей деятельности:
- рисуночная терапия (Наскальная живопись, Пальцевая живопись, Графическая музыка, Набрызгивание)
- Сказкотерапия
-Работа с пластилином, дополненная игрой, сказкой, музыкой, упражнениями на развитие мелкой моторики руки, коммуникативных способностей, сенсорное развитие.  
Эффективность арт-терапевтического направления в работе с детьми: Во-первых, рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы ребенка . Во-вторых, уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитие ребёнка, и в этом процессе "ведущий” сам ребёнок . В-третьих, при рисовании у ребёнка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания), производственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомер . В-четвёртых, рисование стимулирует развитие левого, образного полушария головного мозга ребёнка (следовательно, и образного мышления). В-пятых, возможность показать плоды своего труда другим (например, вывесить рисунок на стену для всеобщего обозрения) наполняет душу ребёнка положительными эмоциями через осознание своего творчества, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счёте, за себя как автора. Таким образом, дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру,  развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие. В ходе взаимодействия с детьми "отрабатываются” проблемы эмоционально-личностной сферы. У себя в школе я создала сказочный интерьер своими руками, сделан сказочный домик ростом с ребенка, из окон которого выглядывают различные герои – куклы верховые перчаточные, меняющиеся на каждом занятии: это царевич и принцесса, Лесная Фея, Цветочная Фея, Баба Яга, Старичок Боровичок, лесные звери, и самый главный герой Домовенок Кузя. Есть волшебное кольцо, которое помогает перенестись в любую сказку. Вместе со сказочными героями мы путешествуем по разным сказкам, попадаем в разные сказочные миры.
Программа « Планета РАДОСТЬ» делится на 4 блока занятий:
1 блок- «Путешествие в страну ЗЕЛЕБОНИ»( рисуночная терапия) Обучение навыкам успешной коммуникации. Формирование навыков совместной деятельности. Активизация знаний и представлений о себе.
1.занятие- «Встреча с динозавриком ЗЕЛЕБОНИ»
1.занятие- « Я и мое ИМЯ»
1.занятие- «Лесная семья»
1.занятие- « Дружба и ссоры»
1.занятие- « Какие мы разные»
2.блок –« В гостях у мудрой СОВУНИ»(сказкотерапия) Формирование мотивации развития, в том числе школьной мотивации.
1.занятие- « Я первоклассник»
1.занятие- « Лесная школа СОВУНИ»
1.занятие- «Страна почемучек»
1.занятие- «Волшебная азбука»
1.занятие- «Планета перевернутых букв»
3. блок-«Сказки Лесной Феи». (сказкотерапия) Создание ситуации успешной деятельности. Формирование устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
1.занятие- «Наши чувства»
1.занятие- «Радость»
1.занятие- «Темное и светлое в людях»
1.занятие- «Мы самые дружные»
1.занятие- « Страна смешных страхов»
4.блок- «Сказочные приключения волшебного пластилина» (работа с пластилином) снятие психологического напряжения в группе, поиск ресурсов в типичных трудных ситуациях.
1.занятие- «Образ из шара».
1.занятие- «Мое настроение».
1.занятие- «Мой гнев».
1.занятие- «Моя радость».
1.занятие- « Подарок ЗЕЛЕБОНИ»
Практическая значимость развивающей работы заключается в возможности использования арт-терапевтического направления для успешного вхождения первоклассников в школу и создания условий для их психологической диагностики и поддержки; в создании программы психологической поддержки, которая внедрена в работу в школе и имеет положительные результаты.
Литература
1. Бреслав.Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990г.
2. Добровольская, Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учебник для вузов / Т. А. Добровольская, Л. Н. Комиссарова, И. Ю. Левченко, Е. А. Медведева.
· М. : Академия, 2001.
3. Капская А.Ю., Миранчук Т.Л. Развивающая сказкотерапия для детей.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008г. – 221с.
4. Плутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. – СПб., 1998г.
5. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам.
· М. : Прогресс, 1990.
6. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О. С. Никольская.
· М., 1990.
7. Юнг К. Конфликты детской души. – М.,1995.













Результаты эмоциональной атмосферы в классе
(А.Н. Лутошкин Цветозапись эмоциональной атмосферы в коллективе)

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Результаты диагностики тревожности. ( А.Л. Прихожан)

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Анализ результатов взаимоотношений детей в классе (по анкете Н.Г. Лускановой)

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Результаты медицинских наблюдений за состоянием здоровья детей за период с октября по декабрь месяцы
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Показатели школьной мотивации в классе ( по анкете Н.Г. Лускановой)


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Показатель результатов мотивации достижения на адаптацию к школе в первом классах:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415










13PAGE 15


13PAGE 141015




Педагог -психолог Стрельба Е.Б.Times New RomanБумажный пакетст.Гиагинская МОУ СОШ№1Times New RomanБумажный пакет