Методические рекомендации: Развитие коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 4»
620138, Россия, г. Екатеринбург, ул. Байкальская, 55 тел. (343)262-02-06; e-mail: ekb.school.4@mail.ru; официальный сайт: http://екб-школа4.рф
Развитие коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью.
Учитель – логопед
1 категории Сумина Е.Г.
Екатеринбург
2016
Задачи и направления по развитию коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью:
Вызвать интерес у обучающихся к вербальному и невербальному общению, стимулировать активность в процессе общения.
Развивать понимание речи, языковых средств и невербальных средств коммуникации. Формировать диалогическую речь.
Формировать умение участвовать в речевой ситуации.
Учиться сотрудничать в процессе работы, устанавливать контакты со сверстниками, с педагогом.
Учиться разрешать проблемные ситуации, контролировать свою речь.
Формировать навыки установления, поддержания и завершения контакта.
Развивать способности применять полученные знания для решения аналогичных задач.
Формировать положительное отношение ребенка к занятиям; устойчивую мотивацию к выполнению заданий и развитию целенаправленных действий.
Развивать умение вести себя правильно в общественных местах.
Для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью важное значение имеет:
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
— мотивация двигательной активности, поддержка и освоение новых способов передвижения, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
—обучение детей альтернативной коммуникации.
Дети с более серьезным интеллектуальным недоразвитием и тяжелым речевым нарушением никогда не овладеют речевыми умениями либо научатся издавать отдельные звуки. Для них весь процесс обучения будет связан с невербальными технологиями.
Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении, являются методы и средства альтернативной коммуникации, с помощью которой дети учатся выражать свои мысли: картинки, жесты, символы, мимика. Любая картинка, пиктограмма, фотография или жест является способом передачи информации.
Достижение этой цели возможно при решении ряда задач:
-обучение адекватной реакции на речевые обращения;
-обучение доступной знаковой системы (речи, жестам, пиктограммам, картинкам, мимики) в жизни, в играх и в режимных моментах для сообщения о своем состоянии, просьбы;
-воспитание элементарных этикетных умений (выражение приветствия, прощания, благодарности);
-формирование умений выполнять действия по подражанию действиям учителя внеречевыми средствами общения;
-создание ситуаций практического применения навыков поддерживающей коммуникации;
-воспитание мотивации к общению;
-обучение детей пониманию своих индивидуальных эмоционально-личностных особенностей и обучение правилам поведения в классе, школе;
-расширение ориентировки детей в ближайшем окружении.
При овладении детьми альтернативными коммуникативными навыками общения возможно формирование экспрессивной стороны речи при наличии карточек – пиктограмм. Учить детей показывать пиктограммы с действиями, соотносить свои действия. (Я хочу пить. Я пью. Я бегу, стою, сижу и т.д.) Учить детей использовать информацию, извлеченную из картинок, жестов, символов. Развивать интерес к обучению.