Открытый урок Географическое положение материков южного полушария 
Муниципальное  бюджетное   образовательное  учреждение                             «СОШ№17 им. Кугультинова Д.Н.»               Использование  технологии УДЕ  в  преподавании  географии   « Дайте, дайте первую удачу ,пусть в себя поверит человек»Д.Н. Кугультинов       	                                                                                                            Учитель  географии                                                                                                              Дулаева В.А.                                                                                                   Элиста  2012год.
Использование УДЕ в преподавании географииУсвоение школьных знаний  и формирование учебных навыков  зависит от уровня умственного развития учащегося , в частности от самостоятельности мышления . УДЕ – один из кратчайших путей  формирования  самостоятельного мышления.   Технология УДЕ способствует формированию у учащихся целостной системы  географических  знаний  на уровне не только воспроизведения  и усвоения отдельных понятий , но и умение  распознавать  связи между  понятиями и системой понятий  в целом и отдельных ее частей  . УДЕ- блок знаний по темам, разделам  курса географии.  Материал нескольких уроков по одной или родственной теме включается в блок. Способы  УДЕ , которые можно использовать  в преподавании географии: - Совместное и одновременное изучение  взаимосвязанных вопросов  программы- Использование обзорных способов  выражения информации ( графические и матричные)- Решение прямой задачи и преобразование  ее в обратные или аналогичные- Усиление удельного веса творческих заданий . Мною использован один из способов укрупнения  дидактических единиц,  предложенных   Пюрвя   Мучкаевичем -  совместное  и одновременное изучение  взаимосвязанных вопросов программы. Наиболее успешно изучение географического материала крупными блоками по технологии УДЕ ведется в курсе "Географии материков и океанов". Здесь идет совместное и одновременное изучение природы всех четырех океанов, южных материков, северных материков. Учащиеся делят страницу своей тетради на колонки (например, пять: план изучения и   четыре океана) в каждой фиксируется изучаемая информация с помощью опорных ориентиров моделирования: схем-контуров, ключевых фраз, стрелок, цифровых показателей и т.п.  По традиционному планированию  вопросы  программы   изучаются разрозненно по отдельным материкам, в  данной разработке родственные  вопросы: географическое положение, климат, рельеф, население отдельных   материков   объединены  в крупные блоки:  Географическое положение материков южного полушария, Рельеф материков южного полушария, Климат материков южного полушария и т д.Такое изучение способствует освобождению от второстепенных сведений, нерационального расположения теоретического материала, исключает разрозненность информации, обеспечивает обобщение и систематизацию, устраняет перегрузки. При  изучении  физико-географических  особенностей   материков  важно обеспечить  формирование  знаний  о  влиянии  этих  условий  на хозяйственную  деятельность   населения  и  конкретных  стран,  расположенных  в  пределах  изучаемого  материка  ,  и  умений  устанавливать  взаимосвязи  в  системе  «природа-  человек-  хозяйственная  деятельность»,  используя  различные  источники   географических  знаний.  
          В курсе "Географии России" перераспределение учебного материала по системе УДЕ возможно при изучении природы отдельных регионов России, например, Западной и Восточной Сибири в сравнении;  укрупненно изучаются межотраслевые комплексы России  Хорошей таблицей, позволяющей наглядно показать подаваемый материал, является матрица. Матрица - это таблица с двумя входами. На этом принципе устроена таблица Пифагора, периодическая система  Менделеева Д.И.  Элементы знания, распределённые ранее по разным разделам , объединяются и образуют тем самым целостный сплав структурно – новых знаний.. Таблица служит опорой  с помощью   которой можно объяснить материал, прочитать лекцию, провести зачет, организовать   взаимоопрос,  проверить себя. Опора может  заполняться  с помощью учителя по ходу продвижения по материалу , может  заполнятся и учащимися.Схемы упорядочивают содержание. Поэтому их легче запоминать, затем воспроизводить, анализировать При подаче информации крупными блоками  материал обрабатывается  и структурируется, ей придается  динамичная форма. Смысл концепции укрупнения дидактических единиц (УДЕ) состоит в том, что знания усваиваются   системнее ,  прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. Методическая система  УДЕ является одной  из составных частей педагогики сотрудничества.          Обобщение  + творческие  задания +  выделение  главного  +  целостное  представление =      УСПЕХ                                                                                УДЕ позволяет :-       Применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке.-      Устанавливать больше логических связей  в материале -     Увеличение объема изучаемого материала, объединение его в крупные блоки создает резерв времени, который используется для творческой работы, а также уроков-практикумов, экскурсий, диспутов, конкурсов и т.п. -     Выделять главное и существенное  в большой дозе материала-      Выявить больше  метапредметных  связей-     Сделать  более эффективным  закрепление материала.
          - Технология УДЕ способствует развитию географических способностей учащихся, уверенности в географических и картографических знаниях, развивает логическую речь и стимулирует хорошие ответы. - Дети работают с различными источниками географических знаний, добывают знания  самостоятельно- деятельностный   подход налицо.        -  Совершенствуются надпредметные умения и навыки- умение обобщать, выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи        -  Технология УДЕ способствует формированию личности, работающей самостоятельно.         В  своей  статье  «Материки,  океаны,  народы  и  страны»   как  основа   деятельностного   подхода  в  обучении  И.В.Душина    пишет  - «  При  изучении  самого  большого  раздела  «Континенты  и  страны»  факты  и  представления  будут    усваиваться   легче  ,  если  будут  освещаться  определенными  идеями  ,  группироваться  и  систематизироваться   с  их  помощью         Заключение          Технология УДЕ является важнейшим открытием в педагогической науке. Укрупненная дидактическая единица -- это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Укрупненная дидактическая единица обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти.  Многие  учителя,  работающие  по  технологии  УДЕ  ,  доказали  ,  что  эта  система  может  успешно  применяться   не  только  при  изучении  математических  дисциплин  ,  но  и  общественных  и,  прежде  всего  , географии..
Географическое положение материков южного полушарияЦели: Создать общее представление  об особенностях географического положения  южных материков Развитие личностных структур  уч-ся  через организацию  самостоятельной  работы  на основе   компетентностного   подхода.Задачи:  Предметные:            Развитие познавательного интереса  и географического , пространственного мышления   уч-ся.            Формирование  представлений  об  особенностях  ГП  южных  материков.             Продолжить  формирование  умений    работы   с  географической  картой.                                                                                        Метапредметные:Развитие умений выделять  причинно- следственные  связи.    Вовлечение уч-ся  в  активную  практическую  деятельность( развитие  способности  к  самостоятельному  приобретению  знаний,  практических  навыков  и  умений  по  анализу  карты)Формирование  критического мышления Определение уровня усвоения  учащимися данной темы , способности к творческому     мышлению и самостоятельной  деятельности.                                                          Личностные: создание  условий   дляРазвития  коммуникативных навыков уч-ся. Совершенствования  навыков аудиторных  выступлений.Эстетического   воспитания , развития культуры  поведения,  речи учащихся.
Организационный  моментКласс  делится на  группы.  Группы  находятся  за   отдельными столами,  приготовлен  раздаточный материал  ;  листы заданий,  материал  для  моделирования,  оценочные  листы                         МОТИВАЦИЯУчитель демонстрирует  слайды  в  сопровождении    мелодий  коренных народов  материков  южного полушария.Умение  извлекать  информацию  из  различных  источников  - ПРазвитие   монологической  и  диалогической  речи-  КУмение  осуществлять  учебное  сотрудничество  со  сверстниками  и  со  взрослыми-  КФормирование  основ  эстетической  культуры-  Л
Актуализация  знаний уч-ся о южных материках1.Каким  названием  можно  объединить   эти  материки?2.Какие материки  называются южными?3.Почему? ( ведь они не  все  находятся  южнее  экватора)Те  материки ,  которые образовались  в результате «раскола»  материка  Пангеи,  затем  Гондваны.ГОНДВАНА-  означает   южный. Развитие   монологической  и  диалогической  речи-  К
Целеполагание{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деятельность  учителяДеятельность  учащихся1.Что  является  причиной  разнообразия  природы южных материков?Различия  в  географическом  положении.2.Что  такое  географическое  положение?Своеобразный  адрес  материка.3. Почему  мы  начинаем  изучение   южных  материков  с  географического  положения,  как  природа  зависит  от  географического  положения?От  географического  положения  зависит  сколько  данный  материк  будет  получать  солнечного  тепла  и  осадков,  их  распределение  по  временам  года  , а также  все  компоненты  природы   взаимосвязаны, следовательно  в целом  на  природный  комплекс.Сформулируйте  цель  урокаУмение  поставить  учебную  задачу-  РСоздать общее представление  об особенностях  ГП  южных материков.
Изучение  нового  материала{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деятельность  учителяДеятельность  учащихся1.Организует  работу  в  группах1. Определяют  по  выбору  один  из  южных  материков.2. Предлагает  систему  заданий  для  самостоятельной  работы.2. Изучают  листы  заданий  ,  знакомятся  с  алгоритмом  их  выполнения  по  инструктивной  карточке.3. Следит за  временем  и  определяет  готовность  групп.3. Выполняют  задания  ,  следуя  алгоритму  выполнения4. Слушает  выступления  учащихся.4.Представители  группы  «защищают»  свой  проект,  демонстрируют  его,  используя  творческий  подход.5.Используя  готовую  матрицу   выявить черты  сходства  и  различия  материков5. Учащиеся  заполняют  5-ю  графу  матрицы.- Поиск и отбор информации , развитие  умения  работать  с  разными  источниками  информ. -П. - Умение организовать  сотрудничество  в  поиске  и  сборе  информации.-  КУмение  строить  логическую  цепочку  и  выявлять  причинно-следственные  связи.- П Сравнение  полученного  результата  с  ожидаемым.- Р
Защита проектовЗащита проектов: 1 группа дает характеристику материка Африка  2 группа  дает характеристику  Южной Америки в сравнении с Африкой. 3 группа  Австралию сравнивает с Африкой и южной Америкой. 9. Проанализируйте  полученную таблицу и выявите черты сходства   и  различия материков южного полушария,  результаты  запишите  в таблицу.10.Сделайте вывод-  (географическое положение является причиной разнообразия и ярких контрастов в природе южных материков.      
ЗакреплениеТестКроссвордДеформированное  упражнениеСочинениеРепортажРассказ  ВЫВОД :  ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ   положение  является  причиной  единства, разнообразия  и  ярких  контрастов  в  природе  южных  материков.   Итоги урока. В таблице (№2) оцените свою работу на уроке( во 2 колонке), руководитель группы оценивает работу каждого в группе (в 3 колонке) итоговая оценка учителя остается свободной ( 4 колонка)Рефлексия:  высказывают  свое  мнение  -  анализируют   свою  деятельность  на уроке  (  умение  рассуждать  ,  делать  выводы  и анализировать-  П).         Умение  осуществлять  саморефлексию-  Р Дом. Задания 
Таблица № 1{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ФИ   уч-сяСамооценкаОценка  капитанаОценкаучителяИтоговаяоценка12345678
Инструктивная карточкаВыполнить задания ,  следуя  алгоритму  выполнения:1. Изучить  «План  описания  ГП  материка»  в  приложении  учебника  , стр.  311;2. Проанализировать  ,  что  необходимо  определить  ,  описывая  ГП  материка.3. Используя  физическую  карту  мира  ( атлас  стр.2-3,  физические  карты  отдельных  материков  ,  «Климатические  пояса мира»)  и  план  ГП  ,  создать  способом  моделирования  проектный  лист  «ГП  Африки,  Южной  Америки,  Австралии          1).Используя   геометрическме  фигуры, изобразите  контуры  материков  в таблице и расположение  их относительно экватора, тропиков и начального  меридиана. 2).Покажите территории с зенитальным  положением солнца ( с помощью значка) 3).В каких широтах и долготах будут располагаться данные материки, обозначьте их на таблице. 4).Используя карты атласа, определите крайние точки материков  и  их координаты.5).С помощью  градусной  сетки определите протяженность материков  с севера  на юг и с запада на восток  ( приложение №  )6). Используя  карту «Климатические пояса мира»  определите в  каких  климатических поясах расположены материки.( используйте  наборы климатических поясов) 7).Как  расположены материки относительно  океанов и морей.8).Как  расположены материки относительно  других материков. 
Таблица №2       Как  определить протяженность материкаПриложение №Определяем  протяженность Австралии 1) с запада на восток в градусах и километрах по параллели 26° ю. ш.:а) 153°—113°=40° (длина 1° на параллели 26° приблизительно равна 100 км);б) 100 кмХ40=4000 км;2) с севера на юг в градусах и километрах по меридиану 142° в. д.:а) 39°—10°=29°;б) 111 кмХ29 = 3219 км.Определяем протяженность Африки1) с запада на восток в градусах и километрах по параллели 10° с. ш.:а) 153°—113°=40° (длина 1° на параллели 26° приблизительно равна 100 км);б) 100 кмХ40=4000 км;2) с севера на юг в градусах и километрах по меридиану 20° в. д.:а) 12°±53°=65°;б) 111 кмХ65  =  км.Определяем протяженность Африки1) с запада на восток в градусах и километрах по параллели 26° ю. ш.:а) 153°—113°=40° (длина 1° на параллели 26° приблизительно равна 100 км);б) 100 кмХ40=4000 км;2) с севера на юг в градусах и километрах по меридиану 142° в. д.:а) 39°—10°=29°;б) 111 кмХ29 = 3219 км.
Материал  для  моделированияСубэкваторТропическийСубтропическийСубтропТропСубэквЭкваторСубэкватТропичСубтропичСССубэкватЭкваторСубэкватТропичесСубтропУмеренн