Открытый урок Географическое положение материков южного полушария


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ№17 им. Кугультинова Д.Н.»        Использование технологии УДЕ в преподавании географии   « Дайте, дайте первую удачу ,пусть в себя поверит человек»Д.Н. Кугультинов        Учитель географии Дулаева В.А.    Элиста 2012год. Использование УДЕ в преподавании географииУсвоение школьных знаний и формирование учебных навыков зависит от уровня умственного развития учащегося , в частности от самостоятельности мышления . УДЕ – один из кратчайших путей формирования самостоятельного мышления. Технология УДЕ способствует формированию у учащихся целостной системы географических знаний на уровне не только воспроизведения и усвоения отдельных понятий , но и умение распознавать связи между понятиями и системой понятий в целом и отдельных ее частей . УДЕ- блок знаний по темам, разделам курса географии. Материал нескольких уроков по одной или родственной теме включается в блок. Способы УДЕ , которые можно использовать в преподавании географии: - Совместное и одновременное изучение взаимосвязанных вопросов программы- Использование обзорных способов выражения информации ( графические и матричные)- Решение прямой задачи и преобразование ее в обратные или аналогичные- Усиление удельного веса творческих заданий . Мною использован один из способов укрупнения дидактических единиц, предложенных Пюрвя Мучкаевичем - совместное и одновременное изучение взаимосвязанных вопросов программы. Наиболее успешно изучение географического материала крупными блоками по технологии УДЕ ведется в курсе "Географии материков и океанов". Здесь идет совместное и одновременное изучение природы всех четырех океанов, южных материков, северных материков. Учащиеся делят страницу своей тетради на колонки (например, пять: план изучения и   четыре океана) в каждой фиксируется изучаемая информация с помощью опорных ориентиров моделирования: схем-контуров, ключевых фраз, стрелок, цифровых показателей и т.п. По традиционному планированию вопросы программы изучаются разрозненно по отдельным материкам, в данной разработке родственные вопросы: географическое положение, климат, рельеф, население отдельных материков объединены в крупные блоки: Географическое положение материков южного полушария, Рельеф материков южного полушария, Климат материков южного полушария и т д.Такое изучение способствует освобождению от второстепенных сведений, нерационального расположения теоретического материала, исключает разрозненность информации, обеспечивает обобщение и систематизацию, устраняет перегрузки. При изучении физико-географических особенностей материков важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения и конкретных стран, расположенных в пределах изучаемого материка , и умений устанавливать взаимосвязи в системе «природа- человек- хозяйственная деятельность», используя различные источники географических знаний.   В курсе "Географии России" перераспределение учебного материала по системе УДЕ возможно при изучении природы отдельных регионов России, например, Западной и Восточной Сибири в сравнении; укрупненно изучаются межотраслевые комплексы России Хорошей таблицей, позволяющей наглядно показать подаваемый материал, является матрица. Матрица - это таблица с двумя входами. На этом принципе устроена таблица Пифагора, периодическая система Менделеева Д.И. Элементы знания, распределённые ранее по разным разделам , объединяются и образуют тем самым целостный сплав структурно – новых знаний.. Таблица служит опорой с помощью которой можно объяснить материал, прочитать лекцию, провести зачет, организовать взаимоопрос, проверить себя. Опора может заполняться с помощью учителя по ходу продвижения по материалу , может заполнятся и учащимися.Схемы упорядочивают содержание. Поэтому их легче запоминать, затем воспроизводить, анализировать При подаче информации крупными блоками материал обрабатывается и структурируется, ей придается динамичная форма. Смысл концепции укрупнения дидактических единиц (УДЕ) состоит в том, что знания усваиваются системнее , прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. Методическая система УДЕ является одной из составных частей педагогики сотрудничества. Обобщение + творческие задания + выделение главного + целостное представление = УСПЕХ УДЕ позволяет :- Применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке.- Устанавливать больше логических связей в материале - Увеличение объема изучаемого материала, объединение его в крупные блоки создает резерв времени, который используется для творческой работы, а также уроков-практикумов, экскурсий, диспутов, конкурсов и т.п. - Выделять главное и существенное в большой дозе материала- Выявить больше метапредметных связей- Сделать более эффективным закрепление материала. - Технология УДЕ способствует развитию географических способностей учащихся, уверенности в географических и картографических знаниях, развивает логическую речь и стимулирует хорошие ответы. - Дети работают с различными источниками географических знаний, добывают знания самостоятельно- деятельностный подход налицо. - Совершенствуются надпредметные умения и навыки- умение обобщать, выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи - Технология УДЕ способствует формированию личности, работающей самостоятельно. В своей статье «Материки, океаны, народы и страны» как основа деятельностного подхода в обучении И.В.Душина пишет - « При изучении самого большого раздела «Континенты и страны» факты и представления будут усваиваться легче , если будут освещаться определенными идеями , группироваться и систематизироваться с их помощью Заключение Технология УДЕ является важнейшим открытием в педагогической науке. Укрупненная дидактическая единица -- это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Укрупненная дидактическая единица обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. Многие учителя, работающие по технологии УДЕ , доказали , что эта система может успешно применяться не только при изучении математических дисциплин , но и общественных и, прежде всего , географии.. Географическое положение материков южного полушарияЦели: Создать общее представление об особенностях географического положения южных материков Развитие личностных структур уч-ся через организацию самостоятельной работы на основе компетентностного подхода.Задачи: Предметные: Развитие познавательного интереса и географического , пространственного мышления уч-ся. Формирование представлений об особенностях ГП южных материков. Продолжить формирование умений работы с географической картой. Метапредметные:Развитие умений выделять причинно- следственные связи. Вовлечение уч-ся в активную практическую деятельность( развитие способности к самостоятельному приобретению знаний, практических навыков и умений по анализу карты)Формирование критического мышления Определение уровня усвоения учащимися данной темы , способности к творческому мышлению и самостоятельной деятельности. Личностные: создание условий дляРазвития коммуникативных навыков уч-ся. Совершенствования навыков аудиторных выступлений.Эстетического воспитания , развития культуры поведения, речи учащихся. Организационный моментКласс делится на группы. Группы находятся за отдельными столами, приготовлен раздаточный материал ; листы заданий, материал для моделирования, оценочные листы МОТИВАЦИЯУчитель демонстрирует слайды в сопровождении мелодий коренных народов материков южного полушария.Умение извлекать информацию из различных источников - ПРазвитие монологической и диалогической речи- КУмение осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками и со взрослыми- КФормирование основ эстетической культуры- Л Актуализация знаний уч-ся о южных материках1.Каким названием можно объединить эти материки?2.Какие материки называются южными?3.Почему? ( ведь они не все находятся южнее экватора)Те материки , которые образовались в результате «раскола» материка Пангеи, затем Гондваны.ГОНДВАНА- означает южный. Развитие монологической и диалогической речи- К Целеполагание{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деятельность учителяДеятельность учащихся1.Что является причиной разнообразия природы южных материков?Различия в географическом положении.2.Что такое географическое положение?Своеобразный адрес материка.3. Почему мы начинаем изучение южных материков с географического положения, как природа зависит от географического положения?От географического положения зависит сколько данный материк будет получать солнечного тепла и осадков, их распределение по временам года , а также все компоненты природы взаимосвязаны, следовательно в целом на природный комплекс.Сформулируйте цель урокаУмение поставить учебную задачу- РСоздать общее представление об особенностях ГП южных материков. Изучение нового материала{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деятельность учителяДеятельность учащихся1.Организует работу в группах1. Определяют по выбору один из южных материков.2. Предлагает систему заданий для самостоятельной работы.2. Изучают листы заданий , знакомятся с алгоритмом их выполнения по инструктивной карточке.3. Следит за временем и определяет готовность групп.3. Выполняют задания , следуя алгоритму выполнения4. Слушает выступления учащихся.4.Представители группы «защищают» свой проект, демонстрируют его, используя творческий подход.5.Используя готовую матрицу выявить черты сходства и различия материков5. Учащиеся заполняют 5-ю графу матрицы.- Поиск и отбор информации , развитие умения работать с разными источниками информ. -П. - Умение организовать сотрудничество в поиске и сборе информации.- КУмение строить логическую цепочку и выявлять причинно-следственные связи.- П Сравнение полученного результата с ожидаемым.- Р Защита проектовЗащита проектов: 1 группа дает характеристику материка Африка  2 группа дает характеристику Южной Америки в сравнении с Африкой. 3 группа Австралию сравнивает с Африкой и южной Америкой. 9. Проанализируйте полученную таблицу и выявите черты сходства и различия материков южного полушария, результаты запишите в таблицу.10.Сделайте вывод- (географическое положение является причиной разнообразия и ярких контрастов в природе южных материков.       ЗакреплениеТестКроссвордДеформированное упражнениеСочинениеРепортажРассказ ВЫВОД : ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ положение является причиной единства, разнообразия и ярких контрастов в природе южных материков. Итоги урока. В таблице (№2) оцените свою работу на уроке( во 2 колонке), руководитель группы оценивает работу каждого в группе (в 3 колонке) итоговая оценка учителя остается свободной ( 4 колонка)Рефлексия: высказывают свое мнение - анализируют свою деятельность на уроке ( умение рассуждать , делать выводы и анализировать- П). Умение осуществлять саморефлексию- Р Дом. Задания Таблица № 1{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ФИ уч-сяСамооценкаОценка капитанаОценкаучителяИтоговаяоценка12345678 Инструктивная карточкаВыполнить задания , следуя алгоритму выполнения:1. Изучить «План описания ГП материка» в приложении учебника , стр. 311;2. Проанализировать , что необходимо определить , описывая ГП материка.3. Используя физическую карту мира ( атлас стр.2-3, физические карты отдельных материков , «Климатические пояса мира») и план ГП , создать способом моделирования проектный лист «ГП Африки, Южной Америки, Австралии 1).Используя геометрическме фигуры, изобразите контуры материков в таблице и расположение их относительно экватора, тропиков и начального меридиана. 2).Покажите территории с зенитальным положением солнца ( с помощью значка) 3).В каких широтах и долготах будут располагаться данные материки, обозначьте их на таблице. 4).Используя карты атласа, определите крайние точки материков и их координаты.5).С помощью градусной сетки определите протяженность материков с севера на юг и с запада на восток ( приложение № )6). Используя карту «Климатические пояса мира» определите в каких климатических поясах расположены материки.( используйте наборы климатических поясов) 7).Как расположены материки относительно океанов и морей.8).Как расположены материки относительно других материков.  Таблица №2 Как определить протяженность материкаПриложение №Определяем протяженность Австралии 1) с запада на восток в градусах и километрах по параллели 26° ю. ш.:а) 153°—113°=40° (длина 1° на параллели 26° приблизительно равна 100 км);б) 100 кмХ40=4000 км;2) с севера на юг в градусах и километрах по меридиану 142° в. д.:а) 39°—10°=29°;б) 111 кмХ29 = 3219 км.Определяем протяженность Африки1) с запада на восток в градусах и километрах по параллели 10° с. ш.:а) 153°—113°=40° (длина 1° на параллели 26° приблизительно равна 100 км);б) 100 кмХ40=4000 км;2) с севера на юг в градусах и километрах по меридиану 20° в. д.:а) 12°±53°=65°;б) 111 кмХ65 = км.Определяем протяженность Африки1) с запада на восток в градусах и километрах по параллели 26° ю. ш.:а) 153°—113°=40° (длина 1° на параллели 26° приблизительно равна 100 км);б) 100 кмХ40=4000 км;2) с севера на юг в градусах и километрах по меридиану 142° в. д.:а) 39°—10°=29°;б) 111 кмХ29 = 3219 км. Материал для моделированияСубэкваторТропическийСубтропическийСубтропТропСубэквЭкваторСубэкватТропичСубтропичСССубэкватЭкваторСубэкватТропичесСубтропУмеренн