Развитие детской одарённости в условиях реализации ФГОС


«Развитие детской одарённости в условиях реализации ФГОС»Учитель биологии и экологии МОУ «СОШ п. Возрождение»Мурашкова Галина Андреевна Что такое одарённость?Одаренность — это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях. Все ли дети одарённые? У каждого ребёнка свой дар Типы одаренностиИнтеллектуальныйАкадемическийХудожественный КреативныйСоциальный Психомоторный (спортивный) Как распознать одаренность ребенка? Как распознать одарённость?Одаренных детей отличают:Интеллектуальные способности выше среднего уровня;Творческие способности;Способность к быстрому усвоению и отличная память;Любопытство и любознательность;Стремление к знаниям;Высокая личностная ответственность;Самостоятельность суждений;Позитивная Я-концепция
Цели и задачи работы с одарёнными детьмиВыявление способных детей и создание эффективных условий для гармонического развития личности. Побуждение и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности. Создание условий для оптимального развития одаренных и способных детей. Расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах. Система работы с детьми, имеющими признаки одарённости предполагаетмониторинг уровня учебных достижений интеллектуально одаренных детей;целевой комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках учебно-воспитательного процесса Формы работы с одарёнными детьмигрупповые занятия с сильными учащимися; - факультативы и кружки по интересам; - конкурсы и интеллектуальные игры; - участие в олимпиадах; - участие в научно-практической конференции С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной.Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьниковС введением новых ФГОС обучение одарённых детей тоже изменилось. Если при прежних ФГОС детей нужно было просто обучить знаниям, умениям и навыкам, записанным в стандартах, то сейчас от учителя потребуется нечто большее. Новые ФГОС безусловно предоставят одарённым детям большие возможности для самореализации, чем прежние ФГОС, так как учебная самостоятельность детей увеличивается, универсальные умения дадут таким детям новые возможности для самореализации в постижении нового. Обучение одарённых школьников в условиях введения ФГОС Учитывая, что новые ФГОС предлагают как основу способов обучения деятельностный подход, при котором одарённые учащиеся быстрее, чем другие дети в классе будут видеть предполагаемый результат учебного труда, их можно назначить консультантами, проектировщиками учебного процесса при освоении наиболее сложного учебного материала в помощь другим не таким одарённым детям в классе.Предлагать творческие задания с учётом интересов конкретных учащихся.Давать задания на разработку критериев оценки результатов конкретной деятельности.Обучение одарённых школьников в условиях введения ФГОС Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Мы живем в век информации. Человек часто не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения. И в условиях реализации ФГОС одним из важнейших компонентов здесь является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность - важное средство творческого и эстетического развития детей. Задатки творческих способностей присущи любому ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить.Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. Задачи развития одаренности учащихся успешно решаются в формате дополнительного образования детей, во внеурочной деятельности. На базе нашей школы функционирует экологический клуб «Росинка» посредством которого ведётся целенаправленная работа по выявлению и развитию одарённости у детей в различных сферах деятельности.Развитие детской одарённости во внеурочной деятельности. Экологические занятия Система работы экологического клуба «Росинка»ВозрастФорма работы1 – 5 классПосещение экологических лекториев;Участие в школьных экологических праздниках, конкурсах, акциях. 6 – 8 классы-Участие в школьных экологических праздниках, конкурсах, акциях, олимпиадах-изучение природы родного края.9 – 11 классы-Лекторская работа, исследовательская работа, работа с научно – популярной литературой. Подготовка рефератов и проектов, участие в олимпиадах, конференциях, акциях, подготовка экологических мероприятий в школе. «Одаренные дети - участники олимпиад и конкурсов» Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляютсяв результате активного участияхотя бы в самой маленькойпоисковой исследовательской работе.  А.Н. Колмогоров  В процессе реализации ФГОС одним из наиболее продуктивных направлений развития одаренности школьников в общеобразовательных учреждениях является учебно-исследовательская деятельность, которая способствует:-развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы;-созданию предпосылок для развития научного образа мышления; -освоению творческого подхода к любому виду деятельности;-обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации… Исследовательская и проектная деятельностьИзучаем водоёмы Изготовление кормушек и организация птичьих столовых Изготовление скворечников.Изготовление ёлочных игрушек из бытовых отходовИзготовление поделок из природного материала и бытовых отходовОрганизация выставок рисунков
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Таким образом, реализация ФГОС второго поколения создаёт возможности для развития одаренности и творческого потенциала личности школьника, а также условия для творческой самореализации педагогов.  
Причины уязвимости одаренных детейСтремление к совершенству Нереалистические цели. Сверхчувствительность.  Потребность во внимании взрослых. Нетерпимость.
Проблемные образовательные ситуации, с которыми могут столкнуться педагоги и одарённые учащиеся в результате введения новых ФГОС. Можно ли помочь одаренным детям? Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься . Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно . Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний . Развитие творческих способностей - сложное и важное дело. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.Помните!Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных де­тей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Спасибо за внимание! Живи без страха, смело встречай все препятствия и докажи, что ты можешь их преодолеть Результаты работы с одарёнными детьмиhttp://infourok.ru/backOffice/pageEdit/1324Учительский сайт: Мурашковой Г.А.