Развитие лингвистической одаренности учащихся
Н.Г.Толочко, М.В.Филиппова
МБОУ «Гимназия № 41», г. Новоуральск
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Развитие лингвистической одаренности учащихся
Динамичные изменения социально – экономических отношений, выдвигают потребность в высокообразованных, активных, творчески мыслящих людях. Развитие новых технологий влечёт за собой потребность общества в индивидуумах, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они – национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать.
В МБОУ «Гимназия №41» на протяжении ряда лет накоплен определенный опыт организации мероприятий, направленных на выявление талантливых и одаренных детей. Гимназия № 41 – образовательное учреждение, в котором учащиеся имеют повышенный уровень учебной мотивации, нацелены на развитие интеллектуальных и творческих способностей, осваивают программы углубленного уровня изучения, дополнительные учебные дисциплины гуманитарного профиля, изучают два иностранных языка.
Многие традиционные мероприятия гимназии направлены на поддержку интеллектуального и творческого развития учащихся.
В гимназии создана особая культурно – образовательная среда, направленная, в том числе на развитие лингвистической одаренности учащихся. Педагогический коллектив гимназии стремится максимально эффективно организовать пространство обучения и воспитательное пространство образовательного учреждения. Оба этих пространства развиваются во взаимодействии, пересекаясь, и дополняя друг друга. Существующая в гимназии широкая система дополнительного образования учащихся помогает решать проблему индивидуализации и диалогизации образования, способствует выявлению и поддержке одарённых детей. Принцип интеграции осуществляется также на уровне межпредметных связей, пересечения учебной и внеучебной деятельности, расширения культурно-образовательного пространства в процессе взаимодействия с учреждениями науки, культуры, образования.
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития лингвистически одаренных детей в процессе реализации интегративного подхода в образовании.
Задачи:
создание системы целенаправленного выявления и психологического сопровождения лингвистически одаренных детей;
расширение спектра олимпиад и конкурсных мероприятий лингвистической направленности;
повышение уровня языковой компетенции для дальнейшей социализации и профессионального самоопределения учащихся (личностная значимость);
создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
повышение квалификации педагогов гимназии по организации работы с одарёнными детьми;
широкое применение педагогических технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
расширение партнёрского сотрудничества с российскими и зарубежными образовательными учреждениями.
Для успешной реализации модели необходимо создать определенные условия для учащихся, учителей и родителей. В гимназии есть методическое обеспечение системы работы с одаренными детьми:
программное обеспечение (целевые программы, программы дополнительного образования, элективные курсы);
информационное обеспечение (гимназический Пресс-центр, сайт, средства телекоммуникации);
организационно – методическое обеспечение (обобщение педагогического опыта, мониторинг эффективности реализации модели).
Осуществляя работу с одаренными детьми, педагоги гимназии придерживаются следующих принципов:
гуманизации,
вариативности,
адресности,
непрерывности и преемственности,
опережающего характера образовательных программ,
разнообразия форм обучения,
социального партнерства.
Работая с одаренными детьми, мы планируем достигнуть следующих результатов:
создать условия для сохранения, выявления и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
создать условия для укрепления здоровья одарённых детей;
сформировать банк технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
отработать механизм сопровождения одаренного ребенка, обеспечивающий реализацию индивидуальной траектории его развития;
обеспечить целевую адресную поддержку одаренных детей;
повысить рейтинговые оценки результата участия учащихся города в областных, региональных и российских олимпиадах, соревнованиях и творческих конкурсах;
повысить социальный статус творческой личности ребенка;
обеспечить преемственность в работе начальной, средней и старшей школы;
повысить квалификацию и объединить потенциал педагогов, работающих с одаренными детьми.
Для достижения этих результатов создана и работает модель культурно-образовательной среды лингвистической направленности на основе принципа интеграции. Интеграция проявляется во всех видах деятельности гимназии, в гимназии существует как горизонтальная, так и вертикальная интеграция. Рассмотрим эти элементы подробнее.
Учебная деятельность. Особенностью учебной деятельности является межпредметная интеграция.
курс углубленного английского языка ;
второй иностранный язык;
элективные курсы на английском языке «На перекрёстке культур», «Основы глобальной безопасности и ядерного нераспространения», «Международный туризм», «Культуроведение Великобритании», «Культуроведение США», «Англо – американская литература» (9-11 классы),
в модуле в курсе технологии «Бизнес – английский» (10-11 классы). – интеграция экономики и аенглийского.
Наш опыт показывает, что выстроенная система по билингвальному образованию, включающая в себя преподавание интегративных гуманитарных дисциплин и проведение билингвальных занятий, открывает широкие возможности для реализации каждого учащегося как языковой и поликультурной личности. Программы элективных курсов интегративного характера, усиливают общекультурную направленность общего образования, способствуют универсализации и интеграции знаний, развитию интеллектуальных и познавательных качеств личности.
В рамках дополнительного образования реализуются следующие программы:
программа дополнительного образования «Занимательный английский» (1-2 класс, пропедевтика углубленного изучения английского языка),
программа дополнительного образования «Любители французского языка» (5 класс, мотивация к изучению второго иностранного языка),
индивидуальная и групповая работа с учащимися по организации исследовательской и проектной деятельности (2-11 классы, создание условий для успешного участия в международных проектах и научно-практических конференциях),
творческая деятельность учащихся (7-11 классы, создание условий для участия в фестивалях иностранной песни; 2-10 классы, создание условий для участия в международных творческих проектах.
В гимназии существуют особые формы организации учебного процесса, направленные на формирование и развитие лингвистической одаренности учащихся (интеграция учебной и внеучебной деятельности):
декада, посвященная Дню европейских языков,
праздники стран мира, отмечаемые в гимназии на иностранных языках,
встречи с носителями языка и их участие в образовательной деятельности,
телемосты и on-line проекты с зарубежными школьниками,
занятия на иностранных языках в рамках «Школы одаренного ребенка»,
организация гимназических конкурсов по иностранным языкам.
Хорошо развита система работы с учреждениями образования и культуры города, области, России и мира (внешняя интеграция)
система работы с Монтерейским институтом международных исследований и информационно-образовательным центром атомных городов Урала в рамках программы международной программы ядерного нераспространения,
сотрудничество с вузами России (участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, деловых играх),
сотрудничество с городскими и областными библиотеками и библиотеками зарубежных школ,
ежегодное обучение гимназистов в зарубежных летних школах.
Благодаря разработанной модели, мы достигли следующих результатов.
Содержание лингвистического образования направлено на взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся гимназии средствами иностранных языков для их подготовки к межкультурному общению в сфере не только школьного образования, но и послешкольного, к использованию иностранного языка как средства самообразования в интересующих областях человеческого знания, в качестве инструмента проникновения в культуры других народов.
Все учащиеся гимназии являются участниками олимпиадного движения, конкурсных мероприятий, творческих проектов, международных программ. Четыре раза учащиеся гимназии становились победителями международной программы «FLEX», дающей право на год проживания и обучения в США или Канаде. Среди гимназистов – победители, призёры, и финалисты следующих олимпиад по иностранным языкам:
областная олимпиада в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»;
региональная олимпиады «Соболёк»;
региональная олимпиада «Земли уральской самородки»;
всероссийская олимпиада «Мы – будущее России».
Учащиеся МБОУ «Гимназия №41» являются победителями и призёрами следующих конкурсов:
викторина «Знаете ли вы США?», (ИМС, Екатеринбург);
творческий проект «PROпиарь свою школу», (ИМС, Екатеринбург);
конкурс видеофильмов «Россия глазами американцев» (ИМС, Екатеринбург);
конкурс презентаций «Россия – страна героев» (художественный музей, Екатеринбург);
творческий конкурс «В гостях у сказки» (политехническая гимназия, г. Н-Тагил);
всероссийского конкурса научно – исследовательских работ городов ЗАТО в секции «Лингвистика» (г. Пенза);
областного конкурса исследовательских работ в рамках проекта «Россия – США: дорога на Востиок, дорога на Запад» (областная библиотека имени В.Белинского, консульство США в Екатеринбурге).
«ICQ в жизни подростков» - открытая региональная олимпиада по английскому языку «AHEAD TO SCIENCE», Екатеринбург
«Атомный ренессанс: за и против» - Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся городов ЗАТО
Рыбакова А., Горновая М.(«Egypt – more than meets an eye?») - Всеукраинский открытый конкурс рефератов по атомной энергетике
Участвуя в образовательной международной программе Монтерейского института международных исследований, гимназисты выступают на международных конференциях, посвященных атомным проблемам, с исследовательскими работами и с творческими представлениями. Поиск материалов в сети Интернет, обработка информации, построение графических изображений, работа с электронной энциклопедией Britannica и электронными словарями, соединение всего, что было снято на фото и кинопленку в единое целое – свидетельство того, что учащиеся и учителя имеют высокий уровень владения ИКТ. Эксперты Монтерейского института отмечают глубину содержания и оригинальность подачи материала, а также высокий уровень владения английским языком нашими гимназистами, что, безусловно, повышает их самооценку.
Для того чтобы обеспечить эффективную реализацию модели работы с лингвистически одаренными детьми необходимо создать следующие условия: научно-методические, кадровые, материально-технические, финансовые, нормативно-правовые и мотивационные.
Для того, чтобы оценить, насколько успешно работает модель, были разработаны критерии:
наличие банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
механизм сопровождения одаренного ребенка, обеспечивающий реализацию индивидуальной траектории его развития;
осуществление целевой адресной поддержки одаренных детей;
повышение рейтинговой оценки результата участия учащихся города в областных, региональных и российских олимпиадах, соревнованиях и творческих конкурсах;
повышение социального статуса творческой личности ребенка;
обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
Список литературы
Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.
Аверин А.М. Работа с одаренными детьми, НТФ ИРРО, 2007.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995.- №4.- с.73.
Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. - Москва-Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. - 40 с.
Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с. 84.
Методические рекомендации по психологическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. // Официальные документы в образовании 24/2003.
Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. - с.29-33.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Мельхорн Г., Мельхорн Х.Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.
Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. - М., Прогресс, 1991. - 383 с.
Областная целевая программа «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа») на 2011-2015г.
Программа развития Гимназии на период до 2013 года, Новоуральск, 2007 г.
Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, «Академия развития,1996.
Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. - 1991.- №6.- с.103.
Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.