Методическая разработка на тему Обучение произношению на уроках английского языка в начальной школе

Обучение произношению на уроках английского языка в начальной школе
Постановка произношения – самое сложное в моей работе. В настоящее время фонетике уделяется очень мало времени. В начальной школе всего два урока в неделю, а в средней и старшей школе уже нужно готовить ребят к экзамену. Актуальность проблемы и состоит в том, что за столь короткий срок нужно научить произносить такие трудные и непривычные для нас звуки. В своей статье я расскажу, как быстро и грамотно научить детей произносительным навыкам на уроках английского языка.
Обучение фонетике состоит, в основном, из двух этапов, на которых произносительные навыки соответственно формируются и совершенствуются. Все упражнения можно классифицировать по двум большим тесно связанным между собой группам. В самом начале обучения используются упражнения в слушании. Они направлены на развитие фонетического слуха. Для выполнения такого вида упражнений иногда могут использоваться графические опоры. Большим плюсом в обучении могут считаться  ТСО, в частности, магнитофон. Однако необходимо держать в памяти, что каждый новый вид заданий сначала выполняется только с речи учителя.Упражнения в воспроизведении направлены на формирование собственно произносительных навыков. Материалом этих упражнений могут служить звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения. Задания могут выполняться как со зрительной опорой, так и без нее. В каждом уроке учебника, начиная с начальной школы, присутствуют такие задания. Они очень важны на начальном этапе обучения.
Эффективными для постановки, и совершенствования произношения учащихся можно считать разучивание скороговорок, рифмовок, стихотворений. Необходимо осуществлять контроль над выполнением упражнений. При оценке речи различают фонетические и фонологические ошибки. При условии выполнения всех вышеперечисленных упражнений и систематическом контроле работу над слухопроизносительными навыками можно считать результативной.
Хотелось бы рассказать о некоторых методиках постановки произношения и поделиться с вами своей работой. Возраст шестилетних детей предполагает включение процесса обучения произношению в контекст игровой деятельности. Целенаправленная работа над формированием слуховых и артикуляционных навыков у малышей проводится на специальном этапе урока – произносительной зарядке. В ее основе – звукоподражательная игра с интересными и занимательными сюжетами. Так малыши учатся произносить звуки, нужные для приветствия. Для того чтобы обучить детей хорошему произношению на английском языке, необходимо стремиться к тому, чтобы с первых уроков и на протяжении всего начального курса произношение всегда было в центре внимания учителя: нужно обеспечить детям хорошую тренировку в восприятии и произнесении звуков. Одна из методик для 1 класса включает в себя две группы упражнений:
I. Упражнения на тренировку детей в восприятии и произнесении звуков и слов, образцов общения, содержащих их. II. Упражнения на развитие у детей фонематического слуха.
Рассмотрим их.
I. При тренировке детей в восприятии и произнесении звуков используются приемы осознанной и неосознанной имитации.
Тренировку ребят в произношении можно по усмотрению учителя дополнить интересными упражнениями. В основе таких упражнений – прием осознанной имитаций («подражание английскому попугаю»), постановки английского акцента на русскоязычном материале. Это позволяет добиться автоматизма в произнесении звуков. Например, дети подражают английскому попугаю, который произносит русские слова и целые фразы с английскими звуками.
Например:
[d] – doм, daчa, Dима на daчe, dятел dома. [r] – rыба, rак, rыба на rаботе.
Метод 2
Упражнения могут выполняться только на слух или с использованием графической опоры (печатного текста). В качестве примера первых упражнений можно привести следующие задания:
1. Прослушайте ряд звуков/слов, поднимите руку (сигнальную карточку, хлопните в ладоши), когда услышите звук [ж];  Прослушивая ряд звуков; подайте сигнал, услышав звук. [a:]  [e]  [ju:]      На начальном этапе следует выбирать небольшой ряд звуков, с каждым разом увеличивая количество звуков.
2. Поиграем в игру «Где спрятался звук?» Кто-то из детей будет называть свои любимые звуки, а вы скажите, в названиях каких продуктов спрятались эти звуки.
[р]  Potatoes, apple, pie [s] sweet, sandwich, salad
3. Определите, сколько раз во фразе встретился звук [z]. He is as clever as his father is
4. Прослушайте предложения, поднимите руку, когда услышите вопросительное (повествовательное, повелительное и т. д.) предложение.
Значение слухопроизносительных навыков для речевой деятельности не ставит под сомнение ни один специалист, так как обучение произношению подчинено собственно развитию речевой деятельности, что происходит на начальном этапе и ранее. Недостаточное овладение ими ведет к нарушению коммуникации, хотя к некоторым явлениям и допустим аппроксимированный подход. В настоящее время себя оправдал метод постепенного и непрерывного овладения слухопроизносительными навыками и их обязательное дальнейшее совершенствование. Выделяют два этапа в обучении слухопроизносительным навыкам.
Первый, или начальный этап, ориентирован на формирование навыков. В работу включены упражнения в активном слушании образца и осознанной имитации. Для второго этапа характерно поддержание приобретенных навыков и воспрепятствование их деавтоматизации. Здесь вполне целесообразно использовать упражнения, как в слушании, так и в воспроизведении для развития не только слуховых, но и произносительных навыков. При выполнении упражнений целесообразно использовать ТСО, хотя при этом крайне необходим контроль учителя, который координирует работу учащихся, исправляет возникающие неизбежные ошибки и способствует повышению мотивации детей при изучении иностранного языка.