Реферат Использование элементов игровых технологий на уроках русского языка и литературы.


Реферат
Тема: Использование элементов игровых технологий на уроках русского языка и литературы.
Спирина М.А.
учитель русского языка и литературы
МОУ « Кожильская СОШ»
2015
Сегодня трудно заставить детей учиться: принуждать нечем, обещать в награду за образованность тоже, в общем, нечего. И вот, отчасти из гуманных соображений, отчасти из-за невозможности заставлять, на своих уроках русского языка и литературы я часто использую игровые моменты с целью активизировать внимание учащихся, привлечь их к восприятию нового материала, вспомнить изученное.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая и интеллектуальная игра остается самым действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка и литературы является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрежки. В игре незаметно, сами собой, исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.
Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы помогает мне снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку и литературе как к учебному предмету. Немаловажно
также и то, что игра на уроках способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Иногда такие игры входили в историю. Так в Петербурге в 1815 году было образовано литературное общество «Арзамас». Члены этого литературного общества называли друг друга веселыми прозвищами. Жуковский назывался Светланой, Д.Блудов – будущий министр внутренних дел, звался Кассандрой, поэт Пушкин носил имя Вот, а потом, когда ему присвоили звание старосты – Вот – я – вас.
Это была увлекательная игра. В ней утверждалось новое литературное направление и остроумно развенчивалось старое. Каждый, вступая в общество, произносил «надгробную речь» об одном из литературных противников, а Жуковский вел протоколы заседания в веселых стихах.
В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента – этапа игрового урока.
1.Ориентировочный этап. Сначала я представляю изучаемую тему, напоминаю основные понятия. Далее даю обзор общего хода игры.
2.Подготовка к проведению игры. Я излагаю сценарий игры, останавливаюсь на задачах, обсуждаю с учениками игровые процедуры, предлагаю критерии оценок, показываю примерный тип решений в ходе игры.
3.Проведение игры. Организую, проведение игры, фиксирую игровые действия, слежу за подсчетом очков.
4.Обсуждение игры. Провожу обсуждение игры, в ходе которого даю характеристики «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.
Чаще всего классификация дидактических игр по русскому языку основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики; при этом есть игры, помогающие отработать коммуникативный аспект.
1.Фонетические игры: фонемное различение слов («убери одну фонему», «замени фонему», метаграммы (например, с «г» - ее на винт накрутят, с «л» - конечно, лает, с «м» - одежда, но не греет, с «з» - от волка убегает. /гайка – лайка – майка - зайка/), анаграммы (Слева на право – на ногах стоит. Справа на лево – без ног бежит. /кот – ток/); оглушение и озвончение согласных («найди пару», например, тужить – /тушить/, задевать - /затевать/, жалость - /шалость/); различение твердых и мягких согласных («найди пару», например, брат - /брать/, угол - /уголь/, ел - /ель/; «третий лишний», например, забор – чаща – осень /забор/) и т.д.
Такие игры я чаще использую на уроках в 5 классе при изучении темы «Фонетика», как при изучении нового материала, так и при повторении ранее изученного (6 класс).
Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса; на выбор адекватной громкости; на развитие силы голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм.
2.Лексико-фразеологические игры: привить интерес к слову, научить правильно произносить его; (игры-загадки используются на уроках для проверки глубины и прочности знаний по материалу большого объема и как средство развития сотрудничества школьников. С их помощью ученики закрепляют и углубляют знания литературоведческих понятий, развивается память и мышление. Игра приучает учащихся трудиться, развивает воображение, сообразительность, смекалку. Так, зная, на какую тему будет проходить игра, учащиеся сами обращаются к учебнику, повторяют необходимый материал. К играм такого вида можно отнести: ребусы, шарады и кроссворды; кроссворды – нужно подобрать слово, которое дает не только ответ на поставленный вопрос, но и точно умещается в отведенные для него клетки., сканворды, чайнворды) при изучении темы «Лексика. Лексическое значение слова» 6класс; системные отношения в лексике («третий лишний», «ассоциации», «игры с мячом» при изучении тем «Синонимы», «Антонимы» 5 – 6 кл. ) Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («ищи свою половину», например, 1.Век живи – не воин. 2. Один в поле – век учись.; «кто догадливее?» при изучении темы «Фразеологизмы» 6 кл., например, замените фразеологические обороты словами-синонимами: рукой подать - /близко/, кожа да кости - /худой/, повесить нос - /грустить/; и мн.др.) 3.Игры по морфемике и словообразованию. Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «слова по схеме»). Так на уроке в 5-6 классе по теме «Словообразование» можно использовать такие игры, образовать слово, используя морфемы других слов ( прибежать – приставка; школьник – корень; каменный – суффикс; красивый – окончание = пришкольный),
Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис (игра «ассоциации», так например, при изучении темы «Гласные в приставках пре- и при-» в 6 классе. К доске выходит ученик, вытягивает карточку с написанным словом, в котором есть приставка пре- или при-, и пытается без единого звука это слово показать. Остальные должны угадать что это за слово). Игра «кто быстрее» при изучении в 6 классе слов с чередующимися гласными в корне. Игра «собери предложение» может использоваться как синтаксическая пятиминутка на любом уроке и при изучении любой темы.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.
Так на уроке русского языка и литературы могут быть проведены:
Сюжетные (ролевые) игры:
- игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке ( найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.) в течение обучения в 5-9 классах;
- использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
Игры – соревнования:
- различные виды внеклассной работы по русскому языку и литературе (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Так в рамках проведения недели русского языка и литературы мною были проведены: «Лингвистическая игра для 8 классов», «Калейдоскоп числительных» для учащихся 7 кл., «Ты и твое имя» для учащихся 6 кл.. - игра-викторина (главная задача – активно повторить пройденный на уроке материал). Так например, викторина в 5 классе «Мир сказок», викторина по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 8 классе и др.
- игры – аукционы (развивается зрительная память, речь, логическое мышление, сознательное усвоение учебного материала).
- элементы состязательности содержатся и в КВНах, где учащиеся получают широкую возможность самореализоваться в процессе игрового действия (учащиеся приобретают навыки социального взаимодействия, коллективной направленности). Например, мною был проведен литературный КВН по басням И.А.Крылова в 5 классе.
- игры – путешествия (требуют поиска различных путей решения, развивают воображение, актуализируют познавательную активность учащихся и протекают в непринужденной обстановке общения друг с другом, в которой проявляется взаимопомощь и дружеская поддержка; могут быть и заочные путешествия. Так, например, заочное путешествие по пушкинским места при изучении творчества А.С.Пушкина в 5 классе);- игры- соревнования (учитывается самостоятельность, четкость и оперативность выполнения задания, учащиеся приобретают опыт общения, сотрудничества).
Интеллектуальные игры:
- поднятие престижа знаний, способствование интеллектуальному развитию личности;
- формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия);
- развитие образного и логического мышления;
- развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений;
- развитие речи (умение обосновывать свои убеждения);
- формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения.
Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает робких детей и дает им возможность показать себя неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.
Так в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация.
На основании выше приведенных исследований и наблюдений можно сделать следующие выводы:
- игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально – координированная, подчиненная известным правилам система. Игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни;
- игра позволяет не заставлять ребенка учиться, а вовлекать в совместную деятельность с учителем;
- игра помогает ребенку по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению интереса, а следовательно, делает процесс обучения более эффективным;
- неся в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет решать не только обще учебные задачи, но и воспитывать в ребенке инициативу, настойчивость, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации;
- коллективный командный дух, желание одержать победу, позволяет каждому ребенку раскрыть себя, а иногда показать себя с неожиданной стороны.
Основные положения доклада:
На современном этапе у учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения оптимальные для конструирования учебного процесса.
Чтобы не заставлять детей учиться, я часто использую на своих уроках игровые моменты с целью активизировать внимание учащихся, привлечь их к восприятию нового материала, вспомнить изученное.
Дидактическая и интеллектуальная игра действенный метод для развития совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.
Использование игровых технологий на уроках помогает мне снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, что способствует развитию познавательного интереса.
В структуре учебного процесса выделяю 4 этапа игрового урока: ориентировочный, подготовительный, игровой, обсуждение игры.
Классификация дидактических игр:
фонетические игры, лексики – фразеологические игры, игры по морфемике и словообразованию (орфографии, морфологии, синтаксису)
На уроке русского языка и литературы могут быть проведены:
сюжетные (ролевые), игры – соревнования, интеллектуальные игры.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально – координированная, подчиненная известным правилам система. Игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни;
игра позволяет не заставлять ребенка учиться, а вовлекать в совместную деятельность с учителем;
игра помогает ребенку по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению интереса, а следовательно, делает процесс обучения более эффективным;
неся в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет решать не только обще учебные задачи, но и воспитывать в ребенке инициативу, настойчивость, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации;
коллективный командный дух, желание одержать победу, позволяет каждому ребенку раскрыть себя, а иногда показать себя с неожиданной стороны.
Используемая литература.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.,1987.
Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М.,1989
Болдырева Е., Кучина Т. Игры, конкурсы, олимпиады по литературе 5-11кл. Изд.Академия Развития, 2007,с.192