РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы стандартизации и технические измерения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
среднеГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«сибирский политехнический техникум»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
19.01.02 Лаборант-аналитик
2016 г.
ОДОБРЕНА
Цикловой методической комиссией
профессионального обучения
наименование комиссии
Протокол № ____
от «__» _________ 20___ г.
Разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта СПО по профессии 19.01.02 Лаборант-аналитик
Председатель цикловой
Методической комиссии
_____________/ Н.А. Тремблюк
Заместитель директора по учебно-
производственной работе
___________/Т.М. Жильцова
Составители (авторы):
Синьков Владимир Владимирович, преподаватель ГПОУ СПО СПТ
Рецензент И.О. начальника лаборатории КОАО»Азот» Пронина С.Н.
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
8
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
9
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 19.01.02 Лаборант-аналитик укрупненной группы специальностей 19.00.00 ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих, связанным с выполнением качественных и количественных анализов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цель, задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины
Цель: развитие профессиональных компетенций обучающихся,
необходимых для реализации профессиональной деятельности при
работе с приборами, выполнении качественных и количественных анализов, обработке и оформлении результатов измерения.
Задачи:
1) Сформировать знания о контрольно-измерительных приборах, инструментах, методах определения погрешностей;
2) Сформировать умения применять систему допусков и посадок для
обеспечения качества выполняемых работ;
3) Сформировать знания, умения и навыки работы с технологической и технической и нормативной документацией;
4) Сформировать знания, умения и навыки проведения технических
измерений.
Учебная дисциплина Основы стандартизации и технические измерения способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1.
Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа
ПК 1.2.
Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов
ПК 1.3.
Подготавливать для анализа приборы и оборудование
ПК 2.1.
Готовить растворы точной и приблизительной концентрации
ПК 2.2
Определять концентрации растворов различными способами
ПК 2.3
Отбирать и готовить пробы к проведению анализов
ПК 3.2
Устанавливать градуировочную характеристику для химических и физико-химических методов анализа
ПК 4.1
Снимать показания приборов
ПК 4.2
Рассчитывать результаты измерений.
ПК 4.3
Рассчитывать погрешность результата анализа
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с основными правилами и требованиями нормативных документов системы сертификации и стандартизации к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- определять предельные отклонения размеров по технологической документации;
- определять допуск размера, годность детали по результатам измерения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
- основы государственного метрологического контроля и надзора;
- основы метрологии и принципы технических измерений;
- обозначение посадок в Единой системе допусков и посадок (ЕСДП);
- виды измерительных средств;
- методы определения погрешностей измерений;
- устройство, условия и правила применения контрольно-измерительных приборов, инструментов и испытательной аппаратуры.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 50 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
75
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
50
в том числе:
лабораторные занятия
2
практические занятия
23
контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
25
в том числе:
домашние работы
25
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Метрологические измерения
41
Тема 1.1.
Метрология
Содержание учебного материала
7
1
Сущность метрологии
Предмет и содержание курса. Назначение. Обеспечение. Испытания продукции.
2
2
Измерения
Классификация видов измерений. Система единиц. Единицы измерения в машиностроительной метрологии. Виды средств измерений. Классификация средств измерений. Метрологические характеристики средств измерений. Эталоны. Точность измерений.
2
3.
Контрольно-измерительные приборы
Классификация, устройство, условия и правила применения.
2
4.
Государственный метрологический контроль и надзор
Метрологическое обеспечение. Утверждение типа и регистрации средств измерений. Поверка, калибровка средств измерений.
2
Лабораторное занятие:
1. Выполнение измерений с помощью штангенциркуля.
2
Практические занятия:
1. Определение по выданному средству измерения цены деления шкалы, диапазона показаний или диапазона измерений.
2. Определение метрологических характеристик средств измерений.
3. Определение средства измерения по различным признакам.
7
Самостоятельная работа обучающихся:
Домашняя работа:
1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
2. Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по лабораторным и практическим работам.
7
Тема 1.2.
Допуски и посадки гладких цилиндрических и плоских сопряжений
Содержание учебного материала
6
1
Допуски и посадки
Понятие о системе допусков и посадок. Система ЕСДП. Основное отклонение. Правила образования полей допусков. Система отверстия и система вала.
2
2
Поля допусков
Поля допусков отверстий и валов в ЕСДП