Тетрадь для самостоятельной работы студентов по ПМ04 МДК04.02. Инфекционная безопасность
Департамент образования и молодёжной политики
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Нижневартовский медицинский колледж»
ТЕТРАДЬ
для самостоятельной работы обучающихся
ПМ04 "Выполнение работ по профессии младшая
медицинская сестра по уходу за больными"
МДК04.02. Безопасность больничной среды
для пациента и медработников
Для обучающихся по специальностям 34.02. 01 "Сестринское дело",
31.02.01 "Лечебное дело", 31.02.02. "Акушерское дело"
Составила преподаватель ПМ04
Н.Е. Шелякина
Нижневартовск, 2015 г.
Автор: Шелякина Нина Егоровна
Тетрадь для самостоятельной работы обучающихся ПМ04 "Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными" МДК04.02. Безопасность больничной среды для пациента и медработников
Методическое разработка для обучающихся.
Нижневартовский медицинский колледж, 2015 год, 32 страницы.
Аннотация к тетради для самостоятельной работы студентов по модулю ПМ04 "Выполнение работ по профессии младшая медсестра по уходу за больными"
МДК 04.01 "Инфекционная безопасность"
Пособие включает в себя задания для самостоятельной работы обучающихся, что позволяет преподавателю на занятии больше времени уделять развитию практических навыков, применения их знаний в нестандартных ситуациях. Пособие поможет обучающимся систематизировать свои знания по смежным дисциплинам. При выполнении задания не только повторяется пройденный материал, но и формируются определенные навыки профессиональной деятельности. Пособие позволяет преподавателям оценить уровень знаний и степень подготовленности обучающихся к выполнению практических умений по изучаемым разделам. Тетрадь для самостоятельной работы является удобным методическим пособием для самоподготовки обучающихся, пропустившим занятия, а также при подготовке к экзаменам. Пособие предназначено для учащихся средних медицинских учебных заведений, обучающихся по специальностям 340201 "Сестринское дело", 310201 "Лечебное дело", 310202 "Акушерское дело".
Цели и задачи
Облегчить обучающимся овладеть указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными и общими компетенциями.
Методическая разработка рекомендована к внедрению Методическим советом Бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры " Нижневартовский медицинский колледж"
Протокол № ____ от "___" ____________20 ___ г.
Рецензенты:
БУ "Нижневартовский медицинский колледж" _________________ _________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
БУ "Нижневартовский медицинский колледж" _________________ _________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
БУ "Нижневартовский медицинский колледж" _________________ _________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Учебное пособие прошло внешнюю экспертизу "______" ____________ 20_____ г.
_________________________________________________________________________
орган, учреждение проводившее экспертизу
________________________________________________________________________
заключение
Эксперт
________________________________________________________________________Ф.И.О.
ученая степень, звание, должность
_______________________________________________________________________ Ф.И.О.
ученая степень, звание, должность
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
5.1. Медицинская сестра/Медицинский брат (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
5.2. Медицинская сестра/Медицинский брат (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Проведение профилактических мероприятий.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
5.2.2. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
5.2.3. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.4.4. Осуществление организационной и исследовательской сестринской деятельности.
ПК 4.1. Организовывать подбор и расстановку среднего и младшего медицинского персонала.
ПК 4.2. Организовывать рациональную работу исполнителей.
ПК 4.3. Определять и планировать потребность в материально-технических ресурсах и осуществлять контроль за их рациональным использованием.
ПК 4.4. Проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий.
ПК 4.5. Работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.
5.4.5. Организация и проведение лечебно-диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий в отношении пациентов всех возрастных категорий в системе первичной медико-санитарной помощи, в учреждениях специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.
ПК 5.1. Организовывать и оказывать сестринскую помощь, консультировать по вопросам укрепления здоровья пациента, его семьи, в том числе и детей; групп населения в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.
ПК 5.2. Проводить мониторинг развития ребенка в пределах своих полномочий.
ПК 5.3. Организовывать и оказывать специализированную и высокотехнологичную сестринскую помощь пациентам всех возрастных категорий.
МДК 04.02. Безопасность больничной среды для пациента и медработников
1. Обеспечение инфекционной безопасности. Профилактика ВБИ в ЛПУ. Инфекционная безопасность
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
Студенты должны
ЗНАТЬ:
Понятия «инфекционный процесс», «внутрибольничная инфекция»;
Масштаб проблемы ВБИ;
Способы передачи инфекции в ЛПУ;
Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции;
Меры профилактики и контроля внутрибольничных инфекций;
Действующие нормативные документы;
Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала;
Уровни мытья рук.
УМЕТЬ:
Соблюдать технику безопасности при работе с биологическими жидкостями;
Уметь использовать защитную одежду (халат, маску, фартук, очки и щитки, перчатки) в практической деятельности;
Обработать руки до и после манипуляции;
Обработать руки и слизистые при контакте с биологическими жидкостями.
Вопросы для подготовки
Факторы риска возникновения ВБИ;
Общие меры профилактики ВБИ;
Причины развития ВБИ;
Факторы, способствующие увеличению распространения ВБИ;
Уровни деконтаминации рук.
Задание 1. Подпишите последовательно все составные части цепочки инфекционного процесса:
1
6
2
5
3
4
Задание 2. Определите понятия.
Выпишите определения, используя материал учебника «Основы сестринского дела» и лекционный материал:
Инфекционный процесс: ________________________________________________ ______________________________________________________________________
Внутрибольничная инфекция:_____________________________________________________________
Задание 3. Механизмы и пути передачи инфекции.
Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела» и лекционный материал, заполните таблицу:
№ п/п Механизм передачи инфекции Путь передачи
Воздушно - капельный
Задание 4. Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции.
Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела» и лекционный материал, ответьте письменно на вопрос:
Основные факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции.
1.______________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________
6.______________________________________________________________________
7.______________________________________________________________________
8.______________________________________________________________________
9.______________________________________________________________________
Задание 5*. Просмотрите внимательно фильм "Система обращения с медицинскими отходами в ЛПУ РФ", впишите в таблицу:
классы отходов, категории их опасности,
места образования и окрасьте в соответствующий цвет.
Класс отходов Категория опасности Морфологический состав Места образования
А Б
Задание 6. Действующие нормативные документы, регламентирующие соблюдение инфекционной безопасности.
Ознакомьтесь с кратким содержанием основных приказов СЭР и заполните следующую схему:
Номер приказа или документа Название приказа или документа
ОСТ 42-21-2-85 № 408 № 720 № 279/169 № Борьба с педикулёзом
Задание 7. Действующие нормативные документы, регламентирующие соблюдение инфекционной безопасности.
Используя полученные знания, письменно ответьте на следующие вопросы:
1.Мероприятия при выявлении педикулёза регламентированы Приказом №__________.
2.Действия медицинского персонала, препятствующие возникновению и распространению ВИЧ-инфекции, регламентированы Приказом №__________.
3.Мероприятия, проводимые для профилактики возникновения и распространения вирусного гепатита В, регламентированы Приказом №__________.
Задание 8*. Действующие нормативные документы , регламентирующие соблюдение инфекционной безопасности.
Письменно выполните следующее задание.
В отделение поступает пациент с подозрением на СПИД.
Номер приказа, определяющий ваши действия
Дезинфицирующие средства (какой концентрации) вам необходимо подготовить
Возможный путь передачи этого заболевания в ЛПУ
__________________________________________________________________________
Задание 9. Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала.
Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела» и алгоритм манипуляции, заполните следующие схемы:
уровни мытья рук
схема № 1
2.
3.
1.
2.
схема №2
3.
1.
Защитная одежда
5.
4.
6.
Задание 10*. Профилактические действия медработников против ВИЧ - инфекции и
гепатита
Отметьте на схеме ваши действия при попадании крови на слизистую глаза, носа, ротовой полости, на кожу, халат, тапочки.
8445517780
глаза______________________________________________
нос_____________________________________________
рот_____________________________________________
кожа____________________________________________
халат___________________________________________
тапочки____________________________________
Задание 10. Решите ситуационные задачи:
1. В родильном доме Х у матери, являющейся носителем вируса гепатита В,
родился ребенок, у которого в крови также выявлены антигены к вирусу
гепатита В.
Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.
2. В родильном доме Х у здоровой матери родился мальчик массой 3440 г,
длиной 52 см. При осмотре патологии не выявлено. Через 3 дня после у
родов у новорожденного появились признаки конъюнктивита.
Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.
3. В ноябре 2003 г. в родильном доме города Х были зафиксированы 3
случая гнойно-септических заболеваний, которые протекали легко и
закончились выздоровлением.
Однако в ноябре-декабре произошел рост инфекции и усиление ее
патогенности из-за возникновения устойчивости к применявшимся
дезинфицирующим средствам, в результате чего бактерия вызвала у
ослабленных новорожденных сепсис. С 20.12.03 по 13.01.04
зарегистрировано 13 случаев гнойно-септических заболеваний среди
новорожденных, 6 детей умерли. Все погибшие дети были
недоношенными, ослабленными, имевшими низкую массу тела. У детей
выделена бактерия Klebsiella. Групповому заражению детей
способствовали нарушения санитарного режима (неэффективные
дезинфицирующие средства, некачественная дезинфекция дыхательной
аппаратуры) и дефицит медицинских кадров.
Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.
4. Вспышка острой кишечной инфекции возникла в детской городской
клинической больнице. В хирургическом отделении детской больницы
зарегистрировано 11 случаев заболевания острой кишечной инфекцией,
10 заболевших - дети. Прием детей в хирургическое отделение
приостановлен.
В отделении проведена тщательная дезинфекция. Причиной вспышки
заболевания стало нарушение правил дезинфекции и санитарно-
противоэпидемического режима.
Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.
5. 11 января в селе Батырево у 7 детей через 3-5 дней после выписки из
родильного отделения зарегистрировано гнойно-септическое
заболевание.
Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.
6. В областной психоневрологической больнице 54 человека заболели
острыми кишечными инфекциями, сообщила Федеральная служ-
ба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека.
Случаи острых кишечных инфекций зарегистрированы с 27 по 29 июля.
По данным эпидемиологического расследования, возникновение
вспышки скорее всего связано с употреблением бактериально
загрязненных пищевых продуктов на больничном пищеблоке.
Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.
7. В детской городской больнице №1 возникла вспышка острой кишечной
инфекции. Заболели 19 детей и 3 сотрудника больницы. Было
установлено, что в больнице сейчас проводится ремонт, и это повлекло
грубые нарушения в технологии приготовления и раздачи пищи. В
частности, из-за отключения холодной воды пища готовилась на воде,
поступающей из кранов горячей водой. На самом деле из этих кранов шла
чуть теплая вода, при этом недостаточно очищенная. Такой водой на
кухне мыли посуду, и даже добавление моющих средств не обеспечивало
полной ее чистоты.
Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.
Задание 12*. Ответьте на вопросы графологического диктант. Тема: «ВБИ»
Внутрибольничная инфекция это инфекция, возникающая только в больнице.
Деконтаминация – обсеменение.
Повторное инфекционное заболевание, развивающееся в результате воздействия того же возбудителя, называется реинфекцией.
Механизмы передачи инфекции – фекально-оральный, аэрогенный, контактный, парентеральный.
К внутрибольничным инфекциям относят: постинъекционный абсцесс, сепсис, ревматизм, пузырчатка новорожденных.
Инфекция может быть генерализованной и местной.
Возбудителями ВБИ могут быть только вирусы, бактерии, грибы и простейшие.
Патогенный фактор это восприимчивый хозяин.
Контаминация – процесс удаления или уничтожения микроорганизмов с целью обезвреживания и защиты – очистка, дезинфекция, стерилизация.
Причины развития ВБИ: неправильное использование инвазивных устройств, некачественная дезинфекция и стерилизация.
Ответы на графологический диктант
да
нет 1 2 34 5 6 7 8 9 10
Критерии оценки:
«Отлично» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком «*», своевременно и без ошибок.
«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком «*», своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно, не выполнены задания со знаком «*».
Оценка__________
Дата____________
Подпись_________
2. Виды и методы дезинфекции Физические методы дезинфекции
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
Студенты должны
ЗНАТЬ:
понятие инфекционной безопасности;
виды, методы, режимы дезинфекции в ЛПУ;
условия дезинфекции методом кипячения;
меры профилактики и контроля внутрибольничных инфекций;
действующие нормативные документы;
требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала;
уровни мытья рук.
УМЕТЬ:
провести дезинфекцию методом кипячения
проводить проветривание и кварцевание помещений ЛПУ;
проводить контроль санитарного состояния палат, тумбочек, холодильников;
использовать защитные приспособления (маска, халат, шапочка, фартук, очки).
соблюдать технику безопасности при работе с биологическими жидкостями;
обработать руки до и после манипуляции;
обработать руки и слизистые при контакте с биологическими жидкостями.
Вопросы для самоподготовки
Определение понятия "дезинфекция", "контаминация", "деконтаминация",
"реконтаминация", "транзиторные микроорганизмы", "санэпидрежим";
Виды дезинфекции;
Методы и режимы дезинфекции;
Документ, регламентирующий виды, режимы дезинфекции и стерилизации в ЛПУ.
Задание 1. Определите понятия.
Выпишите определения, используя учебник «Основы сестринского дела» и конспекты лекций, выучите их наизусть.
Дезинфекция________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дезинсекция_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дератизация_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контаминация_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Деконтаминация_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Виды дезинфекции. После изучения темы заполните таблицу:
Виды дезинфекции
1.
2.
2б
2а
Задание 3. Физические методы дезинфекции.
После изучения темы заполните таблицу:
Физические методы дезинфекции
1.
3.
2.
Задание 4. Некоторые правила соблюдения санэпидрежима.
Составьте график кварцевания и проветривания процедурного кабинета, изучив материал учебника и конспекты лекций.
Проветривание:
8.00-8.15
Кварцевание:
8.15-8.30
Задание 5. Студентка медицинского колледжа проходит практику в терапевтическом отделении. Во время работы в процедурном кабинете уколола палец использованной иглой. Составьте план мероприятий в данной ситуации:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Задание 6. Перечислите содержимое аптечки АНТИ-СПИД:
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Критерии оценки:
«Отлично» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком «*», своевременно и без ошибок.
«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком «*», своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно, не выполнены задания со знаком «*».
Оценка__________
Дата____________
Подпись_________
3. Виды и методы дезинфекции Химический метод дезинфекции
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
Студенты должны:
ЗНАТЬ:
правила техники безопасности при приготовлении дезинфицирующих растворов;
правила оказания первой помощи при попадании дезинфицирующих растворов на кожу и слизистые;
понятие инфекционной безопасности;
виды, методы и режимы дезинфекции в ЛПУ;
новые дезинфицирующие средства.
сроки годности рабочих растворов
УМЕТЬ:
пользоваться средствами защиты при приготовлении растворов;
маркировать дезинфицирующие растворы;
работать с методическими пособиями по приготовлению дезинфицирующих средств;
проводить влажную уборку помещений ЛПУ с применением дезинфицирующих средств.
ИМЕТЬ НАВЫКИ:
мытья рук социальным и гигиеническим уровнем
Вопросы для самоподготовки
Определение понятия «дезинфекция».
Приготовление рабочих дезинфицирующих растворов из порошков по инструкциям.
Виды дезинфекции.
Методы дезинфекции, условия дезинфекции.
Документы, регламентирующие виды, режимы дезинфекции и стерилизации в ЛПУ.
Условия хранения хлорсодержащих растворов.
Средства защиты, используемые медсестрой при приготовлении хлорсодержащих растворов.
Маркировка дезинфицирующих растворов.
Задание 1*. Техника безопасности при работе с дезинфицирующими растворами.
Изучив технику безопасности при работе с дезинфицирующими растворами, письменно решите ситуационное задание:
Вы - медицинская сестра хирургического отделения. Проведите инструктаж студента медицинского колледжа по технике безопасности при работе с дезинфицирующими растворами.
1._____________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________ 3._____________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________
Задание 2*. Принципы оказания первой помощи при отравлении дезинфицирующими растворами.
Изучив принципы оказания первой помощи при отравлении дезинфицирующими растворами, письменно решите ситуационное задание.
У санитарки после приготовления хлорсодержащего дезраствора появились признаки раздражения кожи рук, отёка слизистых носа, затруднённое дыхание.
Определите, что случилось и причину этого происшествия
Составьте план первой помощи:
1.___________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________ 3.___________________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________________
Задание 3. Заполните схему деления использованных инструментов.
Группы использованных инструментов
3.
2.
1.
Задание 4. Способы химической дезинфекции: Заполните схему:
Способы химической дезинфекции
1.
4.
2.
3.
Задание 5. Приготовьте 2% раствор пищевой соды для промывания глаз 300мл.
Количество соды:____________
Количество воды:____________
Задание 6. Приготовьте 5л моющего раствора с перекисью водорода
Количество воды:_________________
Количество пергидроля____________
Количество СМС _________________
Задание 7. Приготовить 3л раствора самаровки для дезинфекции шприцев, пользуясь методическими инструкциями.
Количество концентрата самаровки_____________________
Количество воды _________________________
Задание 8*. Ответьте на вопросы графологического диктанта
«Дезинфекция, химический метод»
Дезинфекция это один из этапов деконтаминации.
К дезинфицирующим средствам относятся: аламинол, ниттифор, бианол, сайдекс.
Для приготовления 3 литров 3% раствора из порошка требуется: 90г. порошка и 2910мл воды.
Рабочие растворы хлорсодержащих средств хранятся не более 24 часов.
Глазные лопаточки, пипетки, шпателя относятся к некритическим использованным предметам.
Для дезинфекции способом замачивания использовать ёмкости полимерные или эмалированные (без повреждений), или из стекла с плотно закрывающимися крышками.
Существуют только два способа химической дезинфекции: протирание (обычно дважды с 10 - 15мин перерывом) и замачивание.
Деконтаминацию наконечников для клизм можно провести следующим образом:
кипячением в дистиллированной воде 30мин. (с момента закипания), с последующей предстерилизационной очисткой и стерилизацией (паровой метод, щадящий режим).
9. Деконтаминация - это процесс удаления или уничтожения микроорганизмов с целью обезвреживания и защиты - очистка, дезинфекция, стерилизация.
10. При попадании заразного материала на слизистые оболочки глаз их немедленно промывают большим количеством проточной воды.
пример ответов:
да
нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответы
да
нет 1 2 34 5 6 7 8 9 10
Задание 9*. Согласно инструкций по приготовлению дезинфицирующих растворов,
решите следующие задачи:
Задача 1.
Приготовить 10 л рабочего раствора «Аламинола» для дезинфекции предметов ухода при бактериальной инфекции. Ответ обоснуйте по схеме.
Задача 2.
Приготовить 2л рабочего раствора «Бианола» для дезинфекции медицинского инструментария при бактериальной инфекции. Ответ обоснуйте по схеме.
Задача 3.
Приготовить 5 л рабочего раствора «Эффект-форте» для дезинфекции уборочного инвентаря при туберкулезе. Ответ обоснуйте по схеме.
Задача 4.
Приготовить 2 л рабочего раствора «Векс-Сайд» для дезинфекции поверхности кушетки при бактериальной инфекции. Ответ обоснуйте по схеме.
Задача 5.
Приготовить 3 л рабочего раствора «Велтолена» для дезинфекции предметов ухода при вирусной инфекции. Ответ обоснуйте по схеме.
Задача 6.
Приготовить 6 л рабочего раствора «Гигасепта» для дезинфекции предметов для ухода за пациентом при бактериальной инфекции. Ответ обоснуйте по схеме.
Задача 7.
Приготовить 4 л рабочего раствора «Дезоформ» для дезинфекции инъекционных игл и шприцев. Ответ обоснуйте по схеме.
Задача 8.
Приготовить 2 л рабочего раствора «Деконекса 50ФФ» для дезинфекции поверхностей в помещении при бактериальной инфекции (кроме туберкулеза). Ответ обоснуйте по схеме.
Задача 9.
Приготовить 10 л рабочего раствора «Жавельсолид» для дезинфекции посуды без остатков при вирусной инфекции. Ответ обоснуйте по схеме.
Задача 10.
Приготовить 8 л рабочего раствора «Лизетол» для дезинфекции изделий медицинского назначения при бактериальной инфекции. Ответ обоснуйте по схеме.
Задача 11.
Приготовить 2 л рабочего раствора «Макси дез» для дезинфекции санитарно-технического оборудования при бактериальной инфекции. Ответ обоснуйте по схеме.
Задача 12.
Приготовить 5 л рабочего раствора «Ника-дез» для дезинфекции белья, загрязненного выделениями при бактериальной инфекции. Ответ обоснуйте по схеме.
Задача 13.
Приготовить 5 л рабочего раствора «Пресепт» для дезинфекции игрушек при грибковой инфекции. Ответ обоснуйте по схеме.
Задача 14.
Приготовить 2 л рабочего раствора «Септодор» для дезинфекции резиновых ковриков при дермотофитиях. Ответ обоснуйте по схеме.
Задача 15.
Приготовить 10 л рабочего раствора «Самаровка» для дезинфекции уборочного инвентаря при туберкулезе. Ответ обоснуйте по схеме.
Схема обоснования решения задач для приготовления рабочих растворов дезинфицирующих средств
Цель: ____________________________________________________________________
Оснащение:_______________________________________________________________
Защитная одежда:_________________________________________________________
Действие Условие выполнения Теоретическое обоснование Самоконтроль качества Возможные ошибки
Задание 10. Просмотрите фильмы по теме и повторите все манипуляции.
Критерии оценки:
«Отлично» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком «*», своевременно и без ошибок.
«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком «*», своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно, не выполнены задания со знаком «*».
Оценка__________
Дата____________
Подпись_________
4. Деконтаминация изделий медицинского назначения. Контроль качества ПСО
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
Студенты должны
ЗНАТЬ:
условия дезинфекции и стерилизации;
способы и этапы предстерилизационной очистки (обработки);
методы контроля качества предстерилизационной очистки;
устройство и работу ЦСО
УМЕТЬ:
проводить деконтаминацию инструментов;
упаковывать шприцы и иглы в крафт-бумагу;
упаковывать шприцы и иглы в мягкую бязевую упаковку;
работать с острыми предметами;
оказать себе помощь в случае попадания биологической жидкости на кожу и слизистые оболочки п при травмировании использованными предметами;
обращаться со стерильным биксом
ИМЕТЬ НАВЫКИ:
мытья рук социальным и гигиеническим уровнем;
надевать стерильные перчатки;
снимать использованные перчатки.
Вопросы для самоподготовки
Что такое деконтаминация, из каких этапов она состоит?
Что такое контаминация?
Что такое дезинфекция?
Что такое стерилизация?
Что такое асептика и чем она достигается?
Что такое антисептика и чем она достигается?
Цель предстерилизационной очистки (обработки).
Какой документ лежит в основе стерилизации и дезинфекции?
Какие моющие растворы применяются для замачивания инструментов для ПСО?
Каково устройство ЦСО?
Как проверяют качество ПСО?
Методы предстерилизационной очистки (ПСО).
Проблемные вопросы
Всегда ли используются все этапы деконтаминации и почему, например, руки медсестры и медицинские инструменты?
В чём отличие дезинфекции от стерилизации?
Зачем замачивать инструменты в моющем растворе, содержащим моющее средство, на что оно (моющее средство) влияет химически?
Как влияет перекись водорода химически на биологические остатки?
Почему при замачивании инструментов нужны соответствующие режимы (температурный и временной)?
Задание 1*. Определите понятия.
Выпишите определения, используя материал учебника «Основы сестринского дела» и конспекты лекций.
Дезинфекция_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предстерилизационная очистка_________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стерилизация____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Асептика________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антисептика_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Деконтаминация_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2*. Дезинфекция. Предстерилизационная очистка.
Заполните таблицу:
Этап Название этапа Действия Растворы и режимы Цель действия
1 Дезинфекции - накопитель - -
Уничтожение условно патогенных и патогенных микроорганизмов
2 ПСО - промывание под проточной водой - замачивание в моющем растворе - - - - - Задание 3. Контроль качества предстерилизационной очистки. Найдите соответствие:
Название проб: Цель применения:
1) фенолфталеиновая а) наличие скрытой крови
2) азопирамовая б) наличие остатков дезинфицирующих средств
в) наличие остатков моющих средств
Положительная реакция:
а) сине-зелёное окрашивание
б) розовое окрашивание
в) фиолетовое, вплоть до бурового окрашивания
Ответы:
1.____________________________________________________
2.____________________________________________________
Задание 4. Заполните схему приготовления рабочего раствора азопирама (компоненты):
Азопирамовая проба
1.
2.
Задание 5. Отметьте три основные зоны центрального стерилизационного отделения и
какие основные помещения находятся в этих зонах
вход выход
1. 2. 3. 4. 5.
Ответы:
1._________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________
Задание 6*. Заполните таблицу.
Этапы деконтаминации
3.
2.
1.
Задание 7 Просмотрите фильмы по теме и повторите все манипуляции.
Критерии оценки:
«Отлично» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком «*», своевременно и без ошибок.
«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком «*», своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно, не выполнены задания со знаком «*».
Оценка__________
Дата____________
Подпись_________
5. Стерилизация изделий медицинского назначения и проверка качества ПСО и стерилизации
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
Студенты должны
ЗНАТЬ:
условия дезинфекции и стерилизации;
способы и этапы предстерилизационной очистки (обработки);
методы контроля качества предстерилизационной очистки и стерилизации;
методы и режимы стерилизации;
сроки годности стерильных объектов.
УМЕТЬ:
определять стерильность объекта по сроку годности и по индикаторам;
проводить деконтаминацию инструментов;
упаковывать шприцы и иглы в крафт-бумагу;
упаковывать шприцы и иглы в мягкую бязевую упаковку;
работать с острыми предметами
оказать себе помощь в случае попадания биологической жидкости на кожу и слизистые оболочки при травмировании использованными предметами;
обращаться со стерильным биксом.
ИМЕТЬ НАВЫКИ:
мытья рук социальным и гигиеническим уровнем;
надевать стерильные перчатки;
снимать использованные перчатки.
Вопросы для самоподготовки
Деконтаминация медицинских инструментов.
Что такое стерилизация?
Какой документ лежит в основе стерилизации и дезинфекции?
Виды стерилизации.
Методы и режимы стерилизации.
Режим стерилизации в автоклаве резиновых изделий.
Режим стерилизации в автоклаве металлических изделий.
Методы проверки качества стерилизации.
Правила пользования стерильным биксом.
Меры профилактики заражения ВИЧ-инфекцией и гепатитом в ЛПУ.
Задание 1*. Стерилизация.
Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела» и конспекты лекций, выполните следующие действия.
Заполните таблицу методы стерилизации:
Методы стерилизации Способы стерилизации Режимы стерилизации Виды упаковки Тест-контроль стерилизации
Физическая
(термическая) 1. Сухим жаром 1.
2.
2. Паровой 1.
2.
Задание 2*. Сроки стерильности.
Изучив соответствующий материал учебника «Основы сестринского дела» и конспекты лекций, заполните таблицу:
Вид упаковки Срок стерильности
Бикс с окошками Бикс без окошек (с фильтрами) Двухслойная бязь Пергаментная бумага Крепированная бумага Вакуумная упаковка Задание 3*. Перечислите все существующие методы стерилизации:
1.______________________________________________
2.______________________________________________
3.______________________________________________
4.______________________________________________
5.______________________________________________
6.______________________________________________
7.______________________________________________
8.______________________________________________
9.______________________________________________
Задание 4*. Заполните таблицу.
Способы проверки качества стерилизации
1.
2.
3.
Задание 5* Ответьте на вопросы графологического диктанта
Графологический диктант
Тема: Дезинфекция и стерилизация
Термометры можно дезинфицировать 0,5% раствором хлоргесидина 15 минут или в 3% растворе перекиси водорода 30минут методом замачивания.
Моющий раствор с перекисью водорода подогревают только перед использованием.
При попадании биологической жидкости в рот необходимо промыть ротовую полость 70% спиртом (спирт не глотать).
Для дезинфекции грелок нужно приготовить 1л 3% раствора самаровки.
Основной режим стерилизации в сухожаровом шкафу 180° 1 час.
Основной режим стерилизации в автоклавах 160°, 150 минут.
Стерилизация – это уничтожение всех микроорганизмов и их вегетативных форм (спор).
Щадящий режим стерилизации в автоклаве 120°; 1,1 атм.; 20мин.
Самый надёжный метод проверки качества стерилизации – бактериологический.
Для химического метода стерилизации используются следующие стерилизующие агенты: раствор дезоксона-1 – 1 %, 3% раствор перекиси водорода, раствор бианола 20%, сайдекс и другие.
пример ответов:
да
нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответы на графологический диктант
да
нет 1 2 34 5 6 7 8 9 10
Задание 6* Решите следующие ситуационные задачи:
Задача № 1. Вы – медицинская сестра процедурного кабинета. После забора крови у пациента нечаянно укололи свой средний палец левой руки иглой, которой брали кровь на анализ. Кровь видна через перчатку. Ваша тактика.Задача № 2. Медсестра при снятии использованных перчаток коснулась незащищенными пальцами рабочей поверхности отработанной перчатки. Действия медсестры.Задача № 3. Процедурная медицинская сестра перед утилизацией погрузила перевязочный материал со следами крови в 3% раствор самаровки на 60 мин. Допущены ли медицинской сестрой ошибки в работе?Задача № 4. При приготовлении 0,5% раствора бианола, часть раствора попала на незащищенную перчатками кожу рук медсестры. Какова ее дальнейшая тактика?Задача № 5. Перевязочная медицинская сестра закончила работу, сняла перчатки, положила их на поверхность рабочего стола, вымыла руки под теплой проточной водой с мылом и осушила их. Правильно ли она поступила?Задача № 6. Вы – медицинская сестра процедурного кабинета. При заборе крови из вены на исследование кровь попала на поверхность рабочего стола. Ваша тактика.Задача № 7. Медсестра процедурного кабинета попросила студента 17 лет развести дезинфицирующее средство.
Правильно ли поступила медсестра, обоснуйте ответ.
Задача № 8. Дежурная медицинская сестра сделала пациенту внутримышечную инъекцию антибиотика, ватный шарик со следами крови выбросила в контейнер класса "А" для утилизации. Допущены ли медицинской сестрой ошибки в работе?
Задача № 9. Перевязочная медицинская сестра перед работой вымыла руки под проточной водой с мылом, осушила их полотенцем и надела перчатки. Допущены ли ошибки в работе?
Задача № 10.
При проверке качества предстерилизационной обработки процедурная медсестра обнаружила положительную фенолфталеиновую пробу. Какие дальнейшие действия медицинской сестры?
Задача № 11.
После проведенной стерилизации бикса с перевязочным материалом, индикатор стерильности не поменял свою окраску. Можно ли использовать материал для работы? Какие последующие действия медицинской сестры?
Задача № 12.
При проверке качества предстерилизационной обработки шприцев азопирамовой пробой через 5 мин. появилась слабо фиолетовая окраска. Можно отправлять шприцы на стерилизацию? Какие последующие действия медицинской сестры? Задача № 13.После предстерилизационной обработки 150 шприцев медицинская сестра на проверку качества ПСО взяла 2 шприца. Правильно ли поступила медицинская сестра, обоснуйте.
Задание 7. Просмотрите фильмы по теме и повторите все манипуляции.
Критерии оценки:
«Отлично» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком «*», своевременно и без ошибок.
«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком «*», своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно, не выполнены задания со знаком «*».
Оценка__________
Дата____________
Подпись_________
6. Обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и персонала. Лечебно-охранительный режим в ЛПУ.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
Студенты должны
ЗНАТЬ:
понятие лечебно-охранительного режима, его элементы и значение для пациента;
виды режимов двигательной активности;
правила биомеханики при различных положениях тела медицинской сестры и пациента;
факторы риска несчастных случаев у пациентов различного возраста;
методы снижения риска падений и других травм у пациента;
виды транспортировки пациента;
способы перемещения пациента в постели;
УМЕТЬ:
обеспечить безопасную среду пациента и персонала в условиях ЛПУ;
проводить контроль санитарного состояния палат, тумбочек, холодильников;
убедить пациента в необходимости соблюдения назначенного режима физической активности;
применять правила биомеханики при организации рабочего места и в процессе деятельности медицинской сестры с целью предотвращения травм позвоночника;
проводить транспортировку пациента: на каталке, на кресле – каталке, на носилках, на руках;
осуществлять сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности пациента в безопасности на примере клинической ситуации.
оказать помощь при изменении положения тела в постели;
перевернуть пациента на бок;
усадить пациента на постель;
пересадить пациента на стул;
пересадить пациента со стула на кровать;
придать положение лежа из положения сидя.
Вопросы для самоподготовки студентов
Перечислите факторы риска для пациентов в ЛПУ.
Назовите причины повышающие риск травматизма у пациентов.
Какими средствами могут пользоваться пациенты для профилактики несчастных случаев?
Расскажите о вредном воздействии на организм медсестры дезинфектантов, сенсибилизаторов, фотосенсибилизаторов.
Перечислите симптомы, связанные с чрезмерным воздействием токсических веществ.
Расскажите о способах защиты от токсических веществ.
Расскажите о неблагоприятном воздействии на организм медсестры фармацевтических препаратов.
Какие рекомендации можно дать по устранению вредного воздействия лекарственных веществ?
Расскажите о неблагоприятном воздействии на организм отходов анестезирующих газов.
Расскажите о воздействии на организм вредных микробиологических факторов.
Перечислите источники излучения в ЛПУ.
Расскажите о мерах, направленных на снижение уровня облучения сестринского персонала.
Дайте определения: безопасной больничной среде, лечебно-охранительному режиму.
Какие элементы входят в структуру лечебно-охранительного режима?
Расскажите о режимах двигательной активности пациентов.
В каких случаях режим физиологичен для пациентов?
К чему приводит иммобильность пациента?
Что такое биомеханика?
Что такое эргономика?
Какие правила нужно соблюдать при поднятии тяжести?:
Задание 1. При перемещении пациента следует использовать следующие правила биомеханики.
Инструкция: напишите эти правила:
1.______________________________________________________________
2.______________________________________________________________
3.______________________________________________________________4.______________________________________________________________
5.______________________________________________________________
6.______________________________________________________________
Задание 2. Перечислите возможные проблемы обездвиженного пациента:
1.______________________________________________________________
2.______________________________________________________________
3.______________________________________________________________4.______________________________________________________________
5.______________________________________________________________
6.______________________________________________________________
7.______________________________________________________________
8.______________________________________________________________
9.______________________________________________________________
10._____________________________________________________________
Задание 3. У каких людей вероятность возникновения перечисленных выше проблем значительно выше?
1._________________________________________________
2._________________________________________________
Задание 4. Подготовить сообщения
Статья из брошюры «Сестринский уход. Перемещение больных» В помощь практикующей медсестре №1 (7), 2006: «Советы по целесообразному поведению в жизненных ситуациях». С. 33-35.
Статья из журнала: А. Шепелева «Эргономический практикум для облегчения труда медсестер». Журнал «Сестринское дело» -2008-№1-с38-39, №6-с40-41, №7-с38-39.
Критерии оценки:
«Отлично» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком «*», своевременно и без ошибок.
«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком «*», своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно, не выполнены задания со знаком «*».
Оценка__________
Дата____________
Подпись_________
7. Безопасность сестры на рабочем месте. Правильная биомеханика тела пациента и медсестры.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
Студенты должны
ЗНАТЬ:
правила биомеханики при различных положениях тела медицинской сестры и пациента;
факторы, негативно влияющие на здоровье медицинской сестры;
резервуары, содержащие вредные микробиологические факторы, в окружении сестры в ЛПУ
меры профилактики ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях
правильную биомеханику при перемещении пациента и изменении положения тела пациента в постели.
различные виды положения пациента в постели (на спине, на боку, на животе, в положениях Фаулера и Симса);
вещества, вызывающие дерматит;
симптомы, связанные с вредным влиянием анестезирующих газов на персонал;
источники облучения и воздействие облучения на организм медицинского работника;
стресс и нервное истощение.
УМЕТЬ:
оценивать ситуацию и принимать верные решения при угрозе заражения инфекциями;
применять правила биомеханики при различных положениях тела медицинской сестры и пациента;
обеспечить безопасную среду пациента и персонала в условиях ЛПУ;
защитить себя и пациента от вредных воздействий факторов, негативно влияющие на здоровье медицинской сестры и пациента;
ИМЕТЬ НАВЫКИ:
мытья рук социальным и гигиеническим уровнем;
применять защитные очки и маску при работе с биологическими жидкостями;
надевать стерильные перчатки;
снимать использованные перчатки.
оказать себе помощь при попадании биологических жидкостей на слизистые и кожу, а также при травмировании использованными инструментами.
Задание 1. Заполните таблицу:
Источники излучения
2.
3.
1.
1.
3.
2.
Задание 2. Ответьте на вопрос. Как воздействует на организм человека облучение?
Ответы:
1.__________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________
4.__________________________________________________________________
5.__________________________________________________________________
Задание 3. Заполните таблицу:
Факторы, негативно влияющие на здоровье медсестры
5
1
2
4
3
Задание 4. Ответьте на вопросы графологического диктанта
Безопасность сестры на рабочем месте
1. Факторы, негативно влияющие на здоровье медицинской сестры
физические нагрузки;
токсичные вещества;
облучение;
инфекции;
стресс и нервное истощение.
2. В организм медсестры токсичные вещества попадают в виде пыли или паров различными путями:
1. парентерально;
2. ректально;
3. сублингвально;
4. ингаляционно.
3. Безопасного уровня облучения не существует!
4. При попадании биологической жидкости на поверхности (пол, стол, тапочки и т. д.) - протереть тампоном смоченным 1% раствором самаровки дважды, тампоны поместить в дезраствор.
5. Стресс - это неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование.
6. Голод, жажда, нервное потрясение - есть сущность стресса.
7. Выделяют три группы стрессоров для сестринского персонала:
социальные стрессоры
городские
профессиональные стрессоры
8. Нервное истощение характеризуется тремя признаками:
Физическое истощение;
Эмоциональное напряжение;
Психологическое перенапряжение.
9. Любовь к своей профессии, понимание её важности и собственной значимости - один из способов адаптации к стрессам.
10. В тех случаях, когда человек ведёт себя агрессивно по отношению к сестре следует уметь защитить себя, не давая себя в обиду.
пример ответов:
да
нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответы на графологический диктант
да
нет 1 2 34 5 6 7 8 9 10
Критерии оценки:
«Отлично» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» - все задания выполнены в полном объёме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком «*», своевременно и без ошибок.
«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком «*», своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно, не выполнены задания со знаком «*».
Оценка___________
Дата______________
Подпись___________
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник/ С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.
Мухина С.А., Тарновская И. И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник.-2-е изд., исправл. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Практикум. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций: учебное пособие/ Н.В. Широкова и др. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.
Технологии выполнения простых медицинских услуг. Москва. ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2009.
Дополнительные источники:
А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб. Пос. / Под ред. Ю.М. Лопухина, Б. Г. Юдина. – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007.
Агкацева С.А. Инфекционный контроль и безопасность в ЛПУ- М.: «АНМИ», 2001.
В помощь практикующей медицинской сестре. Неотложная доврачебная помощь. Выпуск №4 (18). ООО Издательство «Медицинский проект», 2008.
В помощь практической медицинской сестре. Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры. Выпуск №1 (15). ООО Издательство «Медицинский проект», 2008.
В помощь практической медицинской сестре. Сестринский уход. Перемещение больных. Выпуск №1 (7). ООО Издательство «Медицинский проект», 2006.
Заветы Флоренс Найтингейл. История сестринского дела. Учебное пособие. – Москва, 2000.
Калигина Л.Г., Смирнов В.П. Основы сестринского дела: Руководство по медицинским манипуляциям. – ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006.
Контроль внутрибольничной инфекции /Под редакцией проф. Н.И.Брико - М.: Издательский дом «Русский врач», 2002.
Кулешова Л.И. Инфекционная безопасность в лечебно-профилактических учреждениях / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: учебник / под ред. П.В. Лопатина. – 4 – е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.
Медицинская сестра. Практическое руководство по сестринскому делу /С.А. Гулова, Т.Ф. Казакова, И.С.Галахова и др. – СПб,2004.
Морозова Г.И. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи / Г.И. Морозова. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.
Осипова В.Л. Внутрибольничная инфекция/ В.Л. Осипова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.
Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
Педагогика сестринского дела. Учебно- методическое пособие для преподавателей и студентов. М.: ВУНМЦ, 2001.
Практическое руководство по применению средств дезинфекции и стерилизации в лечебно-профилактических учреждениях. Издание 5-е, исправленное и дополненное /Под общей редакцией А.в. Авчинникова. – Смоленск: СГМА, 2005.
Профилактика ВБИ в стационарах и охрана труда средних медицинских работников. ООО Издательский дом «Медицинский вестник», 2001.
Руководство для средних медицинских работников /Под ред. Ю.П. Никитина, В.М. Чернышева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
Справочник медицинской сестры. – М.: ЭКСМО, 2008.
Справочник фельдшера. – М.: Изд-во Эксмо, 2009.
Теория и практика сестринского дела в двух томах. Учебное пособие / Под редакцией С.В. Лапик, В.А. Ступина, В.А. Саркисова. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрав», 2008.
Теория сестринского дела: Учебник для студентов медицинских вузов / Г.М. Перфильева, Н.Н. Камыкина, И.В. Островская, А.В. Пьяных. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.
Нормативные документы:
Методические рекомендации Минздрава соцразвития России от 3 февраля 2005 «Организация лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях».
Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения. МУ-287-113 от 30.12.98 г.
ОСТ 42-21-2-85 г. от 10.06.85 г. «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы».
Приказ № 408 от 12.07.89 г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране».
Приказ Минздара России от 17. 04. 2002 № 123 «Протокол ведения больных. Пролежни».
Приказ Минздрава России от 5 августа 2003 г № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Приказ Минздрава РФ «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных средств» от 12 ноября 1997 г № 330 с изменениями от 9 января 2001 г и 16 мая 2003г
Приказ Минздрава РФ № 342 от 26.11.98 г. «Об усилении мероприятий по профилактике эпидемиологического сыпного тифа и борьбе с педикулёзом».
Приказ Минздрава РФ № 487 от 29.07.05г. «Об утверждении порядка организации первичной медико-санитарной помощи».
Приказ министерства здравоохранения СССР № 1030 от 4 октября 1980 г. «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждениях здравоохранения»
Приказ Министерства Здравоохранения СССР от 30 августа 1991 г. № 245 «О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения»
СанПиН-ЛПО-22.07.10 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Интернет ресурсы:
1. http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;
2. http://www.consultant.ru/- нормативные документы;
3. http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;
4. www.med-pravo.ru – нормативные документы и др.
Перечень литературы в электронном виде
Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник/ С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.
Мухина С.А., Тарновская И. И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник.-2-е изд., исправл. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Организация противоэпидемического режима в процедурных и перевязочных кабинетах клинико-диагностических отделений: Метод. рекомендации. – М.:ГВКГ имени Бурденко, 2005. – 67 с.
Осипова В.Л. Внутрибольничная инфекция/ В.Л. Осипова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.
Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций: учебное пособие/ Н.В. Широкова и др. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.
П. Бейер, Ю. Майерс, П. Сверинген и др. Теория и практика сестринского дела в двух томах: Учебное пособие. Пер. с англ./Под ред. С.В. Лапик, В.А. Ступина, В.А. Саркисовой. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630 – 10
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.5. 2826-10 Профилактика ВИЧ-инфекции.
СанПиН 2.1.7.2790-10 Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами.
Технологии выполнения простых медицинских услуг. Москва. ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2009.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы сестринского дела».
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Электронный учебник по дисциплине «Основы сестринского дела».