Личностно-ориентированное обучение учащихся с применением эффективных педагогических технологий

Личностно-ориентированное обучение учащихся с применением эффективных педагогических технологий. Деловая игра. Эвристический диалог как эффективный фактор личностно-ориентированного подхода к образованию младших школьников

В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фактора становления и развития личности как индивидуальности. Оно является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в которой живет каждый человек. Находясь в этой среде, он, с одной стороны, усваивает ее ценности, требования, адаптируется к ним, а с другой – активно создаёт для себя необходимые условия для вхождения в культуру общества сообразно своим индивидуальным особенностям, мировоззренческим ценностям и личностным установкам.
Образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии. Это должно обеспечиваться образовательным процессом, основная функция которого – организация единого пространства познания и индивидуального развития.
Среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, мы хотим выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает их творческие способности.
Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра предоставляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик - учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу. 
В последние годы деловые игры используются, как правило, в трех различных аспектах: 
игра – обучение;
  игра – тренинг;
игра – исследование. 
Однако следует отметить, что в чистом виде эти игры не используются; каждая конкретная деловая игра несет в себе переплетение указанных аспектов, либо в соответствии с определенными целями игры акцент может делаться на каком-то одном аспекте.
Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:  1) составление плана игры;  2) написание сценария, включая руководство для ведущего, правила и
рекомендации для игры, инструкции для игроков;  3) подбор информации, средств обучения;  4) разработка способов оценки результатов игры; 
Деловые игры, несмотря на практическую значимость, приемлемы лишь в качестве дополнительного метода обучения в органической связи с теоретическими занятиями. Они, в основном, не предполагают выработку единственного верного решения. Их ценность состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией.
В учебной деятельности учащихся младших классов огромную роль имеет эмоциональный настрой ребят. В ходе проведения деловых игр на уроках в начальных классах поддерживается высокое эмоционально-интеллектуальное напряжение, участникам игры предоставляется возможность выбора своей роли, а сама игра часто проникнута духом соревнования.
В деловой игре рождается взаимодействие в рабочей группе, ярко проступают отношения между членами команды, в открытой форме выступают учебные, личностные, социальные отношения участников игры друг к другу.
Цель проведения деловой игры – расширить представления учащихся о том или ином событии, получить новые знания в доступной ненавязчивой (игровой) форме, учить детей слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и помогать друг другу.
Для создания деловых игр важно знать признаки этой формы организации обучения. К ним относятся: · Имитация реальной жизненной ситуации. · Распределение ролей между участниками. · Различение интересов у участников игры. · Привязка моделируемых в игре событий к определенным моментам времени. · Наличие системы группового и индивидуального оценивания.
Любая деловая игра включает следующие этапы: I – ориентировочный; II – исполнительный; III – итогово-оценочный.
В деловой игре хорошо срабатывает здоровьесберегающий фактор. Большим плюсом в применении этой технологии является то, что дети с разным уровнем умственного развития могут активно принимать участие в игре, не чувствуя себя закрепощенными. Например, слабоуспевающий по русскому языку и математике ученик может оказаться хорошим организатором, может распределить роли в игре, следить за ходом игры, быть хорошим помощником руководителю группы. Дети не нервничают, чувствуют себя уверенно как сильные ученики, так и слабые. Дети с высоким уровнем развития (высокой мотивацией) могут показать более углубленные знания по различным предметам, они могут выступать в роли маленького учителя в классе, что очень нравится самим ученикам.
Эвристическое обучение известно нам уже со времён Сократа, который мастерски использовал беседу не как предоставление новых знаний, а как нахождение их людьми, с которыми он беседовал. Процесс познания для Сократа есть перевод уже имеющихся знаний человека из скрытого состояния в явное, реальное и соответствующее действительности. Он учил своих воспитанников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал их последовательно развивать спорное положение, приводил к постижению абсурдности исходного утверждения, а затем методом поиска истины наводил на верный путь.
Происходящие в современном обществе изменения обуславливают необходимость модернизации образования в направлении развития личности, формирования её активной жизненной позиции. Решение этой важнейшей педагогической задачи возможно при использовании методов, которые помогают учащимся не только ориентироваться в сложном мире, но и учат их самостоятельно извлекать новые знания. Этого можно добиться, применяя технологию эвристического обучения. А именно метод эвристического диалога.
Эвристическое обучение предполагает отказ от готовых знаний, от их репродукции, а основывается на добыче и поиске знаний. Умение самостоятельно осуществлять поиск нужной информации просто необходимо в современной обстановке, когда стремительно устаревают знания и постоянно увеличивается объём новых сведений. Сегодня от человека требуются такие качества, как инициативность, изобретательность, предприимчивость. Формирование этих качеств невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. В полной мере раскрыть творческие способности учащихся можно, я считаю, используя эвристическое обучение. В этом и заключается актуальность методов технологии эвристического обучения.
Цель педагогического опыта:
развитие потребности в творческой деятельности учащихся, стремление к самореализации через различные виды творчества, т.е. обучение школьников умениям осознавать проблемы, выдвигать гипотезы, соотносить их с проблемами учебного предмета, переносить имеющиеся знания и действия в нестандартную ситуацию или создавать новый способ действия;
развитие эвристического мышления, обеспечивающего возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности.
Эвристический диалог является важнейшей и неотъемлемой составляющей технологии эвристического обучения.
Основные функции:
самостоятельное усвоение знаний и способов действий;
развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новых признаков изучаемого объекта; преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых);
развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений;
обучение учащихся приёмам активного познавательного общения;
развитие мотивации учения, мотивации достижения.
Формирование новых знаний, происходящее на основе эвристического диалога, должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристическом диалоге – задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач);
Учитель преднамеренно создаёт проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы;
Оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания, за умение выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение способами деятельности.
А. Дистервег говорил, что для учащихся гораздо важнее узнать пути к доказательству, нежели само доказательство.
Характерным признаком эвристического диалога является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.
Излагая учебный материал методом эвристического диалога, учитель время от времени обращается к классу с вопросами, которые побуждают школьников включаться в процесс поиска.
Однако не всякая беседа активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию их мышления. Иногда учитель задаёт учащимся вопросы на воспроизведение ранее усвоенных знаний. Например: «Что такое?», «Что характеризует?» и т. д. Такая вводная беседа необходима, она подготавливает базу для усвоения нового материала. Но все вопросы её обращены лишь к памяти учащихся. Активизация познавательной деятельности определяется не самим методом беседы, а характером задаваемых вопросов. Ответ на вопрос должен опираться на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержаться в прежних знаниях.
Поставив вопрос, учитель внимательно, не перебивая, выслушивает ответ, затем обращается к классу с предложением дополнить или исправить ошибки.
В случае, когда ученики затрудняются с ответом или начинают уходить в сторону от правильного пути поиска, с помощью подсказки, которая может быть дополнительным вопросом, учитель направляет мысль учащихся по нужному руслу.
Учителю необходимо продумывать каждый вопрос, связь между ними, все возможные варианты ответов, подсказок при подготовке к уроку.
Характер вопросов, задаваемых учащимся, постоянно меняется: сначала они требуют воспроизведения знаний, а затем – размышлений, построения умозаключений. С каждым разом вопросы всё более усложняются. Такое построение урока должно развивать познавательные способности учащихся, формировать у них как конкретно-образное (анализ опытного факта), так и абстрактное (предсказание новых фактов) мышление.
При построении эвристического диалога необходимо помнить, что знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, т. е. учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний. Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
 В результате использования эвристического диалога как метода технологии эвристического образования учащиеся самостоятельно приобретают новые знания, учатся их применять исходя из уже имеющегося опыта, учитель лишь подводит их правильному решению. Повышение результата обучения достигается за счёт развития творческих способностей, развития речи. Эвристическое обучение способствует формированию своей точки зрения, своей позиции, своего миропонимания.


 








13PAGE 15


13PAGE 14115




15