Система образов и художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина «Цыганы».
13 января 2016 год.
Урок литературы в 8 классе, учитель русского языка и литературы СОШ №21 г.Уральска Тасеменова Г.С.
Система образов и художественное своеобразие
поэмы А.С.Пушкина «Цыганы».
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
Цель:
Познакомить учащихся с идейно-художественным содержанием поэмы «Цыганы».
Актуализировать знания о романтизме как литературном направлении, дополнить знания учащихся о романтическом герое.
2. Развивать способности к критическому мышлению, к формированию собственных мыслей, умению отстаивать свою точку зрения, уважать чужое мнение. Развивать творческую активность в процессе индивидуальной и коллективной работы.
3. Способствовать формированию музыкального вкуса, положительных нравственных качеств.
Методические приемы: беседа, сообщение учащегося, работа с текстом художественного произведения.
Организационные формы: фронтальная (беседа), групповая (анализ текста), индивидуальная (проблемный вопрос).
Оборудование: портрет Пушкина, иллюстрации к поэме “Цыганы” К.А. Клементьевой, музыка из кинофильма “Табор уходит в небо” (“Дорога”), ария Алеко из оперы С.Рахманинова “Алеко”.
Ход урока
Организационный момент, деление на группы.
Мотивация учебной деятельности:
объявление темы урока. (Запись числа, темы урока, эпиграфа). Начало урока под музыку Е. Доги «Дорога».
Объяснение нового материала.
Сегодня на уроке мы будем говорить о поэме Пушкина «Цыганы». Мы с вами окунёмся в мир этого вольнолюбивого народа, вместе с ними пройдёмся по степям Бессарабии, посидим у ночного костра, послушаем цыганские песни. Поэма относится к романтическому направлению. Дома вы заполняли таблицу. Слайд.
(РОМАНТИЗМ (фр. romantisme) явление европейской культуры в XVIIIXIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века первой половины XIX века. Характеризуется противоречием между естественной, близкой к природе жизнью свободного человека и существованием людей, ограниченных рамками цивилизации, утверждением свободной духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека). Проверка д/з в группах.
У Пушкина были особые отношения с цыганами. Послушаем, как была создана поэма. Историю создания поэмы рассказывает ученик. Слайд
(Гроза над Пушкиным разразилась внезапно. 6 мая 1820 года за вольнолюбивые стихи Пушкина отправляют в ссылку, в южные губернии. Путешествие увлекло поэта. Все было ново и необычно. Он поднимался в горы, слушал предания о жизни кавказских народов, знакомился с их обычаями. Кавказская природа, древние легенды взволновали Пушкина. В 1824 году Пушкин был принужден покинуть южные края. В ответ на просьбу об отставке он получил высочайшее повеление отправиться в свое имение Михайловское и оставаться там безвыездно.Поэму «Цыганы» Пушкин пишет в Михайловском в 1824 году. Это был эпилог его южной ссылки, завершение его романтического цикла, прощание с молодостью и первое слово новой, зрелой и суровой поры. Поэма написана в 1824 г., начата на юге в январе и закончена в Михайловском 10 октября. Отдельной книжкой поэма вышла в свет в мае 1827 г.). Прослушивание музыки из кинофильма “Табор уходит в небо” (“Дорога”).
-Какие картины возникли в вашем воображении?(Цыганы кочуют по степям Бессарабии, они ночуют в изодранных шатрах под звездами, несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе идет своим чередом. Они привыкли к воле, их не смущают бескрайние степи, вечное движение, непогода, они просто живут.)-В чем привлекательность такой жизни?(Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна романтики.)
Беседа по вопросам учителя.
-Кто из героев поэмы олицетворяет вольную жизнь? Является символом вольности? (Земфира)-Расскажите о ней подробнее(Она юная, хрупкая, и в то же время полная жизненных сил девушка. Она – дитя природы, свободная птица, живет сердцем, чувствами, она своенравна, естественна. Она как вольный ветер. Не стремится к свободе, а живет в ней, не задумываясь о будущем, не заглядывая вдаль.)-И все-таки романтиком автор считает другого героя. Кого? (Алеко) -Давайте вспомним, а что значит романтический герой? (можно читать по тетрадям)(Это необычный человек в необычных обстоятельствах. Человек, не похожий на других, с особенно сильными чувствами, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Если любит, то любит до беспамятства. Если ненавидит, то ненависть не имеет границ.)-Алеко похож на такого героя?(Да, он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа « на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган. Он с презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, мысли гонят, просят денег и цепей. Он стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от цивилизации, т. к.. считает, что они свободны от страстей и пороков просвещенного общества, от корыстолюбия и тщеславия.)
-Как Алеко попал в цыганский табор?(Именно Земфира приводит его в табор, объясняя отцу, что Алеко тоже хочет быть цыганом. И тут же называет себя его подругой). Инсценировка.-А как отец реагирует на это? (Цыган рад гостю. Он приглашает Алеко остаться под «сенью шалаша», пробыть в нем столько, сколько он сам захочет. Старик не противится мгновенному увлечению дочери, он предоставляет ей полную свободу, как и Алеко. Они вправе сделать выбор своего жизненного пути. И они сделали этот выбор, Алеко остался в таборе, он живет жизнью цыган, он волен. И так пролетели 2 года).- Но свободен ли Алеко, счастлив ли он, доволен жизнью?(Нет, он видит, что все складывается не так, как он задумывал. Земфира изменилась. Она уже не так относится к нему. В нем растет чувство тоски и тревоги.)-Почему несчастлив Алеко? (Его разлюбила Земфира.)-Так почему же страдает Алеко, ведь он сам выбрал жизнь, полную свободы, где каждый волен поступать так, как ему вздумается? Он не смог до конца отбросить условности того мира, в котором он раньше жил, и смирить свои страсти, он, так стремящийся к свободе, стал злым ревнивцем и поэтому страдает.Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и, увидев, что в душе Алеко происходит смятение, рассказывает ему историю о самом себе, преподает ему урок доброты.-Что это за история? Зачем ее рассказывает старик?(Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, жизнь дикого человека не так уж безоблачна. «Страсти роковые» приносят беды и страдания и им. Он объясняет, что нет на земле силы, которая могла бы удержать любовь. Цыган милосерден, он прощает Мариулу, желая только счастья любимой.)-Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика. (Что он не такой. Ничего его не остановит. Он не простит измены. Он готов даже спящему, т. е. беззащитному человеку отомстить. Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других людей. Он не задумываясь посягает на нее.-Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру с ее новым возлюбленным? (Он убивает и молодого цыгана, и саму Земфиру)^ Как цыганы поступают с ним?Итак, мы видим, что герои попадают в сходные ситуации, но как по-разному решается сходный конфликт. Сопоставляя героев, автор показывает два разных понимания свободы эгоиста Алеко и Старика.-А какова авторская позиция по отношению к своим героям?Он любит своих героев, он соглашается со стариком, он с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом (диком) просвещением мире привело к кровавой драме.Чтение отрывка "Оставь нас,гордый человек".
Устами старого цыгана Пушкин выносит герою приговор: "Оставь нас:" Автор осуждает героя- индивидуалиста. Это было новое слово в художественной литературе тех лет.
В выразительном портрете героя времени, обреченного идти путями зла, Пушкин показал несовершенство самой природы человека, трагизм путей развития человеческой культуры.
Значение поэмы в развитии русской литературы XIX века.
Развенчав в своей поэме и романтический идеал свободы, и романтического героя, Пушкин еще тогда не знал, чем заменить эти идеалы, как на реальной основе построить свое мировоззрение... Поэтому и заключение поэмы звучит трагически безнадежно (эпиграф):
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
Просмотр иллюстраций к поэме.
Произведения Пушкина вдохновили многих композиторов. Среди них Сергей Рахманинов, который тоже был вдохновлён гением Пушкина. Опера «Алеко» была экзаменационной работой Рахманинова при окончании консерватории. Эта опера была написана девятнадцатилетним Рахманиновым за 17 дней. Экзаменационная комиссия во главе с Чайковским поставила Рахманинову высшую оценку. Премьера состоялась 9 мая 1893 года в московском Большом театре и имела огромный успех. До сих пор ведущие театры мира ставят оперу «Алеко». Давайте прослушаем арию Алеко из оперы Рахманинова. При прослушивании обратите внимание на музыкальную интонацию, тип певческого голоса.
Рефлексия.
Давайте попытаемся обобщить наши впечатления о героях, создав кластер – характеристику каждого из них.
Группы 1– выполняет кластер, посвященный Алеко.
Группы 2 – кластер, посвященный Земфире.
Группы 3– Синквейн старый цыган.
Условие: пользоваться цитатами из поэмы.
Презентация (один ученик защищает коллективную работу).
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А сейчас снова приготовьтесь к работе в группах. Каждая группа получит своё задание и время подготовки к нему (4-5 мин.)
1 группа.
Какими чертами романтического героя наделён Алеко?
Почему обретённая свобода не принесла Алеко счастья?
2 группа.
1) Какова роль и место в поэме внесюжетных частей?
2) В чём проявилась мудрость старика?
3 группа.
1) Как проявляется авторская позиция в поэме?
Почему человек не имеет право распоряжаться жизнью другого человека?
Подведение итогов.
- понравилась ли вам поэма?
- что в ней вас взволновало, поразило, заставило задуматься?
- какие чувства вызвала у вас история Земфиры и Алеко?
(Пушкин показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой просвещением. Появление цивилизованного человека в мире детей природы привело к драме. Конфликт героя с обществом, «неволя душных городов», являющихся средоточием моральных пороков, заставляют исключительную личность искать свободы в мире природы и «диких» характеров.Однако в условиях внешней независимости герой, воспитанный в мире просвещения, не способен обрести свободы внутренней. Потому Алеко и остается чуждым цыганской вольнице, хотя с удовольствием ведет эту же жизнь, как цыганы. Убежав от общества, он не имеет возможность убежать от самого себя, от своих привычек, пороков и мятежных страстей, данным обществом рожденных. Он не способен подняться до высшей свободы, кот-ая заключается в уважении индивидуальности и достоинства другого человека. Хотя и сам цыганский табор не является оазисом счастья, например как там тоже правят человеческие страсти: изменяет старому человеку Мариула, влюбляется в молодого цыгана пылкая Земфира. Автор не сомневается: жизнь повсюду та же. Поэтому он расстается со средствами прежними романтическими иллюзиями, пытаясь отыскать новые пути изображения жизни).
Домашнее задание: устно ответы на вопросы, стр. 191.
Оценивание: выставление оценки за работу на уроке.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15