«Проблема эмоционального самовыгорания педагогов: сущность и пути решения»
«Проблема эмоционального самовыгорания педагогов: сущность и пути решения»
Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хотела бы поговорить с вами о проблеме эмоционального самовыгорания педагогов сущности и путей решения её.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Итак, что же такое профессиональное самовыгорание? Это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и обычно приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека
Причины возникновения синдрома эмоционального самовыгорания:
1) Гипертрофированное чувство ответственности у педагогов. Учителя – это люди, которые не могут выйти из школы, забыв про нее до следующего рабочего дня, потому что они должны готовиться к урокам, проверять тетради, придумывать конкурсы и праздники.
2) Педагогическая деятельность – одна из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Педагоги работают в сфере «человек-человек», часто находятся в состоянии постоянного стресса и полной «боевой» готовности, т.к. конфликты в школе просто неизбежны. А учителя должны быть постоянно готовы решать эти конфликты, также уметь быстро и правильно реагировать на «шутки» учеников. Кроме того, учителю надо общаться не только с учениками, но также с их родителями и коллегами по работе.
3) Сложившийся комплекс экономических проблем (маленькая заработная плата, недостаточная оснащенность школ, проблемы с аттестацией), а также социально-психологические проблемы, связанные с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.
Существует несколько уровней проявления эмоционального сгорания. Приведем их в порядке усиления:
Первый - физиологический (начальный) проявляется в виде головных болей, болей в пояснице, шейном отделе позвоночника, плечах горле, животе, общем недомогании, нарушении сна возникающих без причин. Если не принять меры, возникает следующий уровень эмоционального сгорания.
Второй - эмоциональный. Выражается в состоянии напряженности, тревоги, беспокойства, агрессии, эмоциональной истощенности, раздражительности.
Третий - поведенческий. Проявляется в виде бурных неадекватных реакций, опозданий на работу, стремление уйти пораньше, стереотипности восприятия воспитанников, усиление тяги к вредным привычкам.
Четвертый - смысловой. Утрата смысла профессиональной деятельности, негативное отношение к себе как к специалисту.
Работа изматывает тогда, когда нет осмысления, нет понимания того, «ради чего все это?». Вместе с тем успешная деятельность, напряженная осмысленная работа оставляет мало «рубцов» от стрессов. Педагог развивающийся имеет значительно меньше шансов эмоционально сгореть, получить профессиональную деформацию. Помощь педагогу должна заключаться не только в создании условий для отдыха, но и в создании условий, активизирующих процесс саморазвития. А саморазвитие следует начинать с выработки устойчивого адекватного поведения, развитию которого способствует освоение навыков регуляции своего физического и эмоционального состояния. Навыки вырабатываются с помощью упражнений. Специальные упражнения с использованием методов позитивного представления, концентрации на положительных эмоциях и методов аутотренинга, а также дыхательные техники и упражнения на расслабление помогают снять напряжение с мышц и периферической нервной системы, а также снимают стресс. Специальные упражнения помогают в некоторой степени контролировать отрицательные эмоции. Кроме техники релаксации необходимо
1. Правильное питание. Без него никуда: никаких полуфабрикатов и консервов. Только натуральные продукты и желательно приготовленные дома. Исключить или хотя бы уменьшить в своем рационе мучные продукты и сладости. Поскольку их избыток вызывает утомление и слабость.
Возможно вам не хватает витамина С, Е или В. Они обладают антиоксидантными свойствами. Включите в рацион продукты их содержащие.
2. Высыпайтесь! Это простейшее и лучшее средство от усталости. Не хватает времени на сон? Задумайтесь, сколько времени вы тратите на телевизор, компьютер и т.п. А они только усугубляют ваше утомление. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
Любите шопинг – купите себе желанное платье
Любите общение - сходите с подругой в кафе
Любите животных – завидите котенка
Учитесь улыбаться жизни
Делайте все в удовольствие!
Доклад на тему:
«Проблема эмоционального самовыгорания педагогов: сущность и пути решения».
Подготовила:
Горохова Екатерина Владимировна,
учитель английского языка МОУ «Павловская СОШ»
Истринский район, с. Павловская Слобода.
Сентябрь, 2014 год