Календарно-тематическое планирование по географии для курса 5 класса ФГОС для учебников В. П. Дронова (2014 года издания) География. Землеведение 5-6 класс. Автор: учитель географии МОУ СШ №125 г. Волгограда
Рассмотрено
на МО учителей естественнонаучного цикла
_______________ Согласовано
Заместитель директора по УВР
_________________ Утверждено
Директор
________________
МОУ СШ № 125
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
5 КЛАСС
Учитель: Новратюк В. А.
Рабочая программа курса географии 5 класса «Землеведение» составлена на основе программы В.П. Дронова, который подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется учебник «География. Землеведение» для 5-6 классов общеобразовательных учреждений авторов В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.-М.: Дрофа, 2014.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «География. Землеведение» опирается на знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру;
раскрытие закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы;
воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;
формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Общая характеристика учебного курса
Материал курса сгруппирован в 4 раздела.
Первый раздел «Накопление знаний о Земле» (5часов), знакомит учащихся с развитием географических знаний о Земле на всем протяжении существования человека (от глубокой древности до сегодняшних дней), дает представление о великих географических открытий как зарубежных, так и отечественных ученых.
Второй раздел «Земля во Вселенной» (7часов), сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения и месте нашей планеты в Солнечной системе, взаимосвязи Земли и космоса.
Третий раздел «Географические модели Земли» (10часов), дает первоначальные знания об элементах географической карты (масштабе, географических координатах, способах отображения различных географических объектов и явлений), способах ориентирования на местности и составлении и использовании плана местности.
Четвертый раздел «Земная кора» (11часов), раскрывает особенности формирования и развития земной поверхности, раскрывает основные принципы воздействии внешних и внутренних сил природы, изменяющих современный облик рельефа суши и океана.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
Место учебного курса в учебном плане
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в 5-х классах на изучение географии отводится 35 часов, по программе В. П. Дронова, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа. Так как курс обучения учащихся 5 класса состоит из 35 недель, то согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в данную рабочую программу добавлен 1 час. Проведены изменения по количеству часов по темам: добавлен один час практикума к теме «Градусная сетка. Географические координаты» (2 часа), с целью расширения знаний и овладения навыками работы с основными элементами географической карты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
Предметные результаты:
формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
уметь составлять схему наук о природе;
уметь составлять описание учебного кабинета географии;
уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
уметь составлять план кабинета географии;
уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.
Содержание программы
Введение (1час)
Содержание темы: География как наука. Предмет и объект географии. Географические объекты, процессы и явления.
Учебные понятия: наука, география, географические элементы, явления, природные и антропогенные процессы.
Основные образовательные идеи:
География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы;
Основные элементы географической науки подвластны изменениям, которые обуславливают различные географические процессы и явления.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Раздел 1: Накопление знаний о Земле (5часов)
Содержание темы: Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века. Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.
Учебные понятия: Кругосветное путешествие, экспедиция, великие географические открытия, физическая география, ГИС, электронные карты.
Персоналии: Абу Абдаллах Ибн Баттута, Марко Поло, Афанасий Никитин, Христофор Колумб, Абель Тасман, Джеймс Кук, Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, А. Гумбольдт, В. В. Докучаев, А. И. Воейков, Л. С. Берг.
Основные образовательные идеи:
Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей;
Физическая география, воплотившая в себя все идеи и открытия прошлого, продолжает развиваться и в настоящее время;
Основные источники географических знаний – эффективно применяемые методы как традиционные, так и инновационные.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания ЕГЭ:
результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Раздел 2: Земля во Вселенной (7часов)
Содержание темы: Земля и космос. Земля— часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам. Земля— часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля— уникальная планета. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна. Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле. Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Учебные понятия: Вселенная, космос, галактика, Млечный путь, Магеллановы облака, туманность Андромеды, созвездия, Солнечная система, планеты земной группы, планеты-гиганты, атмосфера, гидросфера, земная кора, биосфера, Мировой океан, ближний и дальний космос, спутник, земная ось, географические полюса, суточное и годовое вращение, времена года, зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, полярный день и ночь, эллипсоид, геоид, экватор.Персоналии: Пифагор, Аристотель, И. Ньютон.
Основные образовательные идеи:
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Практическая работа:
Характеристика видов движения Земли, описание их географических следствий.
Раздел 3: Географические модели Земли (10часов)
Содержание темы: Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут. Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта. Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями. Планы местности и их чтение. План местности— крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений. Параллели и меридианы. Параллели и меридианы на картах. Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке. Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.
Учебные понятия: Азимут, стороны горизонта, компас, глобус, аэрофотоснимки, космические снимки, план местности, географическая карта, легенда карты, масштаб (численный, именованный, линейный), абсолютная высота точки, относительная высота, горизонтали, послойная окраска, ориентирование, параллели и меридианы, координаты точки, градусная сетка, географическая широта и долгота, физические, топографические и тематические карты, контурные карты, географический атлас.Персоналии: Меркатор
Основные образовательные идеи:
Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
сравнение свойств географической карты и плана местности;
определение направлений на плане и карте.
Практические работы:
Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.
Определение географических координат объектов и географических объектов по их координатам и расстояние между объектами с помощью градусной сетки.
Раздел 4: Земная кора (11часов)
Содержание темы: Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора. Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера. Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород. Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм. Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека. Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши. Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна. Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Учебные понятия: ядро, мантия, земная кора, минералы, горные породы (магматические, осадочные, метаморфические), магма, лава, континентальная и океаническая земная кора, литосфера, литосферные плиты, рельеф, формы рельефа, вертикальные и горизонтальные движения, сброс, горст, грабен, землетрясение, очаг и эпицентр землетрясения, вулканизм, вулкан (жерло, кратер), гейзеры, выветривание (физическое, химическое, биологическое),речные долины, ледники, овраги, промоины, барханы, дюны, равнины, горы, горные страны, горный хребет, межгорная долина, гребень, низменности, возвышенности, плоскогорья, срединно-океанические хребты, океаническое ложе, переходные зоны, шельф, глубоководные желоба, месторождение.Основные образовательные идеи:
Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли;
Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы.
Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил. Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
Состав и различия материковой и океанической коры.
Практическая работа:
Определение горных пород и описание их свойств.
Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны:
1. Называть и показывать:
форму и размеры Земли;
полюса, экватор;
части Мирового океана;
материки и океаны Земли;
географические объекты, предусмотренные программой;
маршруты географических исследований и путешествий.
2. Приводить примеры:
различных видов морей;
различия природы материков.
3. Определять:
стороны горизонта на местности (ориентироваться);
специфику природы материков и океанов по географической карте;
направления по сторонам горизонта с помощью компаса.
4. Описывать географические объекты.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 35 учебных часов. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 5 классе выделяется 1час в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.
Всего практических работ: 5 (из них оценочных – 5)
Практическая работа 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
Практическая работа 2. Составление плана местности способом глазомерной съемки.
Практическая работа 3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
Практическая работа 4. Определение горных пород и описание их свойств.
Практическая работа 5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Стандарт основного общего образования второго поколения
Примерные программа по географии основного общего образования
Рабочая программа «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии». Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2012 г. Адрес в интернете www.drofa.ru.
УМК «География. Землеведение. 5-6 классы».
«География. Землеведение. 5-6 классы». Учебник (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Изд.: М. «Дрофа» - 2012г.
«География. Землеведение. 5-6 классы». Методическое пособие (авторы Л.Е. Савельева, В.П. Дронов)
«География. Землеведение. 5- класс». Рабочая тетрадь (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Изд.: М. «Дрофа» - 2013г.)«География. Землеведение. 5-6 классы». Электронное приложение
Атлас, контурная карта для 5-6 класса. Изд. «Дрофа»
Материально- техническое обеспечение :Учебно- практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Теллурии, глобусы, нивелиры, компасы, визирные линейки,
Наборы минералов и горных пород, гербарии растений.
Барометр, анемометр, флюгер, термометры
Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
компьютер;
мультимедиа-проектор;
интерактивная доска;
выход в Интернет.
интерактивные карты по учебному курсу.
научно-популярные фильмы ВВС
Комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий
Карты по физической географии: физическая карта мира и России, физическая карта полушарий, физическая карта России, тектоническая карта мира и России, карта звездного неба.
Таблицы: происхождение горных пород и минералов, землетрясение, вулканизм, мир звезд, внутреннего строения Земли. Строение Вселенной.
Портреты выдающихся исследователей и путешественников.
Библиотека справочно-информационной и научно- популярной литературы:
Энциклопедический справочник по географии, детские энциклопедии. Иллюстрированный атлас мира.
Картотека самостоятельных, контрольных работ.
В.И. Сиротин. Сборник заданий и упражнений 6-11 классы. – М.: Дрофа,2007
Т.К. Торопова. В помощь преподавателю. Тесты. Викторины. 6-9 классы- Волгоград, 2008
Н.М. Колюшникова. Внеклассная работа по географии 6 класс. – Волгоград,2007
Л.Д. Назарова. Нетрадиционные уроки по физической географии. 6 класс- М.: «Творческий центр «Сфера»»,2008
В.В. Барабанов. «36 диагностических вариантовпо географии».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Наименование раздела ДАТА Тема урока Кол-во часов Элементы содержания/Элементы дополнительного содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяДом. задание и подробности урока Предметные результаты Метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные Личностные результаты Вид контроля
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Введение Что изучает география 1 География как наука. Предмет географии. Связь с другими научными дисциплинами. Знать значение термина "география", уметь объяснять взаимосвязь географии с другими научными дисциплинами § 1. Построение схемы "Взаимосвязь географии с другими научными дисциплинами. Формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком. Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя. Овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками. Фронтальный опрос
Накопление знаний о Земле Познание Земли в древности 1 Первые географические исследования Земли, работы первых путешественников Средних веков (Эратосфен, Ибн Баттута, М. Поло), вклад в первоначальные исследования Земли русских мореплавателей. Знать имена и вклад в развитие географической науки первых исследователей, знать первые представления людей о внешнем облике Земли. § 2. вопр. 6. Р/Т № Составление табл. "Основные путешествия древних исследователей" Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле Фронтальный опрос
Великие географические открытия 1 Период Великих географических открытий. Экспедиция Х. Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Знать вклад в развитие знаний о Земле выдающихся ученых эпохи Великих географических открытий. Уметь показывать и объяснять маршруты путешествий по картам § 3. вопр.5. Р/Т № Составление картосхемы "Путешествия Х. Колумба и Ф. Магеллана" Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле Тестирование
Открытие Австралии и Антарктиды 1 Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Знать об экспедиции Л. Торреса, А. Тасмана, Р. Кука. Знать вклад русских исследователей Ф. Беллинсгаузена, М. Лисянского в открытие Антарктиды. Уметь объяснять маршруты путешествий по картам § 4.Р/Т № , нанести на к/к маршруты путешествий. Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле Тестирование
Современная география 1 Развитие физической географии. Современные географические исследования. Связь компьютерных технологий с развитием географических знаний. Знать определение понятия «физической географии», знать историю развития этой научной дисциплины, вклад различных ученых в ее развитие и формирование. Уметь объяснять современные географические исследования и возможности применения ГИС в обучении. § 5.Р/Т № Формировать представление о современных направлениях в изучении географии, показать взаимосвязь новейших технологий и традиционных методов изучения в географии Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание роли географии в современной жизни людей, использование компьютерных возможностей в изучении географии. Фронтальный опрос
Итоговый урок по теме: "Накопление знаний о Земле" 1 Написание географического диктанта на основании составленного словаря персоналий, составление картосхемы «Накопление знаний о Земле» Знать основные термины и понятия по теме. Уметь объяснять маршруты великих путешествий и их следствия без д/з Формировать целостную картину освоения Земли человеком от древнейших времен до современности. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Формирование навыков и умений обобщения тематического материала Фронтальный опрос
Земля во Вселенной Земля и Космос 1 Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам Знать понятия Вселенной, галактики, туманность, звезда. Знать место нашей планеты в Солнечной системе. Уметь ориентироваться по звездам. § 6.Р/Т № , Формирование представлений о Вселенной, месте Земли, как одной из планет Солнечной системы, объяснение способов ориентирования по звездному небу. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде Фронтальный опрос
Земля - часть Солнечной системы 1 Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета. Знать строение Солнечной системы, уметь сопоставлять и сравнивать различные параметры планет разной группы. Уметь объяснять особенности Земли как планеты с развитием жизни. § 7.Р/Т № Формирование знаний об устройстве Солнечной системы, основных планетах, уникальности и специфичности Земли. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. Составление «космического адреса» планеты Земля. Вычисление площадей материков и океанов. Описание уникальных особенностей Земли как планеты. Фронтальный опрос
Влияние космоса на Землю и жизнь людей 1 Земля и космос. Земля и Луна Знать влияние ближнего и дальнего космоса на жизнь людей на Земле. Уметь объяснять влияние Луны на некоторые природные процессы на Земле. § 8.Р/Т № Формирование представлений о влиянии ближнего и дальнего космоса на жизнь людей и природные процессы на Земле, о влиянии Луны на природу нашей планеты. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описание воздействия на Землю ее единственного естественного спутника — Луны. Фронтальный опрос
Осевое вращение Земли 1 Вращение земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси Знать характер осевого вращения Земли и географические следствия этого движения. Уметь объяснять причины смены дня и ночи. § 9.Р/Т № Формирование представлений о смене дня и ночи, о характере движения Земли и сопотствующем воздействии на жизнь людей и природу. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг своей оси. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Тестирование
Обращение Земли вокруг Солнца 1 Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле Знать характер годового вращения Земли. Уметь объяснять географические следствия этого движения. § 10. Р/Т № ,практическая работа №1: "Характеристика видов движения Земли, описание их географических следствий" Формирование представлений о смене времен года, их различии на разных полушариях, о характере движения Земли и сопутствующем воздействии на жизнь людей и природу. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения Земли в определенных точках орбиты и объяснение смены времен года. Тестирование
Форма и размеры Земли 1 Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты Знать форму и размеры Земли, уметь доказывать шарообразность Земли. § 11. Р/Т № Формирование представлений о размерах и форме Земли. Объяснение доказательства шарообразности нашей планеты. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание роли исследования ученых о форме и строении Земли, представление о разных доказательствах шарообразности Земли. Фронтальный опрос
Итоговый урок по теме: "Земля во Вселенной" 1 Выполнение оценочной практической работы «Характеристика видов движений Земли и их географических следствий» Знать основные термины и понятия по теме. Уметь объяснять географические следствия влияния космоса на природу и жизнь на Земле. без д/з Формирование целостного представления об устройстве Вселенной, строении, форме и размерах Земли, взаимодействии Земли и космоса. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Формирование навыков и умений обобщения тематического материала. Фронтальный опрос
Географические модели Земли Ориентирование на земной поверхности 1 Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут Знать устройство и алгоритм работы с компасом, уметь ориентироваться на местности при помощи приборов и природных "подсказок" § 12. Р/Т № Формирование навыков работы с приборами по определению сторон горизонта и ориентированию по сподручным средствам. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека. Фронтальный опрос
Изображение земной поверхности 1 Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта. Знать виды изображения земной поверхности. Уметь объяснять различия географической карты и плана местности. § 13.вопр. 4. Р/Т № Формирование представлений о видах изображения земной поверхности, объяснение различия планов местности и географических карт. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Осознание многообразия видов изображения земной поверхности. Фронтальный опрос
Масштаб и его виды 1 Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу Уметь давать определение понятию «масштаб», знать виды масштаба их отличия, уметь рассчитывать расстояние между объектами при помощи различных видов масштаба. § 14.вопр. 4,5,7. Р/Т № Формирование навыков работы с различными видами масштабов, овладение принципов работы с расчетами. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Формировать навыки работы с математическими данными карты (масштабом), проводить расчеты с помощью масштаба. Фронтальный опрос
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах 1 Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями. Знать определения относительная и абсолютная высота, горизонтали. Уметь определять основные географические характеристики местности по планам и картам используя горизонтали. § 15.вопр. 2,4. Р/Т № Формирование навыков по чтению планов местности и способах расчетов по горизонталям. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание принципов работы с планом местности. Фронтальный опрос
Планы местности и их чтение 1 План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений Знать отличие плана местности от географической карты, уметь определять стороны горизонта. § 16.вопр. 2. Р/Т № Формирование представлений о сходстве и различии плана местности и географической карты, навыков работы по построению плана местности. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание отличий географической карты и плана местности, принципов работы с планом местности. Тестирование
Составление плана местности 1 Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки Знать навыки и алгоритм работы при составлении плана местности способом полярной глазомерной съемки, уметь составлять чертеж плана местности по полученным данным § 16. Оформить лаб. Раб.№ 2"1. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки" Формирование навыков построения плана местности способом полярной глазомерной съемки. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание способа построения плана местности при помощи полярной глазомерной съемки. Фронтальный опрос
Параллели и меридианы 1 Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах Знать определения и значение параллелей и меридиан на географической карте, уметь получать необходимую информацию с карты при помощи работы с параллелями и меридианами. § 17.вопр. 6,8. Р/Т № Формирование представления о параллелях и меридианах, овладение навыками работы с легендой карты, получением информации с тематических карт. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание значения параллелей и меридиан для работы с картой, формирования навыков работы с географической картой. Фронтальный опрос
Градусная сетка. Географические координаты 1 Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сети Знать определения понятий долготы и широты, уметь определять координаты точки и местоположение объекта на карте по координатам, уметь рассчитывать расстояние между объектами на карте при помощи градусной сетки § 18.вопр. 3,4,5. Р/Т № Формирование принципа работы с градусной сеткой, овладение навыками определения координат точки, и объекта на карте по заданным координатам Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание принципа работы с градусной сеткой, координатами точек. Фронтальный опрос
Географические координаты 1 Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сети Знать определения понятий долготы и широты, уметь определять координаты точки и местоположение объекта на карте по координатам, уметь рассчитывать расстояние между объектами на карте при помощи градусной сетки § 18. Оформить лаб. раб. № 3
"Определение географических координат объектов и географических объектов по их координатам и расстояние между объектами с помощью градусной сетки" Формирование навыков определения координат точки и местоположения точки по координатам. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание принципа работы с градусной сеткой, координатами точек. Фронтальный опрос
Географические карты 1 Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт Знать виды географических карт, уметь читать карту по ее легенде, уметь использовать карты и план местности в жизни § 19.вопр. 5,6. Р/Т № Формирование представлений о разнообразии географических карт, овладение навыками чтения географической карты и плана местности. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание значения географической карты для уроков географии, овладение навыками работы с картой и планом местности. Фронтальный опрос
Итоговый урок по теме: "Географические модели Земли" 1 Обобщение знаний по разделу «Географические модели Земли» Знать основные понятия по теме, уметь применять на практике полученные навыки работы с географическими картами, планами местности и приборами без д/з Формирование целостного представления о географических картах, плане местности, овладение навыками работы с картами и планом, спец. приборами для построения плана местности. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Формирование навыков и умений обобщения тематического материала Фронтальный опрос
Земная кора Внутреннее строение Земли. Состав земной коры 1 Строение Земли. Из чего состоит земная кора Знать внутреннее строение Земли и состав земной коры. § 20.Р/Т № Формирование представления о внутреннем строении Земли и составе земной коры. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание закономерностей развития земной коры, ее состава и строения. Фронтальный опрос
Разнообразие горных пород 1 Магматические горные породы. Метаморфические горные породы. Осадочные горные породы. Знать разнообразие и происхождение горных пород, уметь описывать их по плану и называть. § 21.Р/Т № Практическая работа №4"Определение горных пород и описание их свойств" Формирование целостных представлений о происхождении, свойствах и др. характеристиках горных пород. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание условий образования горных порд разного типа Фронтальный опрос
Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли Земная кора и ее устройство. Литосфера Знать состав земной коры, уметь давать определение понятию "литосфера" § 22.Р/Т № Формирования представлений о строении земной коры. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание причинно-следственных связей и закономерностей строения земной коры. Фронтальный опрос
Разнообразие рельефа Земли 1 Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа Уметь давать определение понятию "рельеф", знать основные формы рельефа, их сходство и различие. § 23.вопр. 5. Р/Т № ,Практическая работа № 5"Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт" Формирование представлений о рельефе Земли, его сходстве и различии. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание характера формирования рельефа, его сходства и различия. Фронтальный опрос
Движение земной коры 1 Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород Знать основные типы движения земной коры, знать взаимосвязь тектонических процессов и залегания горных пород. § 24.вопр. 6. Р/Т № Формирование представлений о типах движения земной коры, овладение знаниями о горных породах Земли. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание основных представлений о типах движения земной коры и образовании горных пород. Фронтальный опрос
Землетрясения Вулканизм 1 Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм Знать причины возникновения землетрясений и их структуру, знать правила безопасности при землетрясении, знать причины и механизм работы вулкана. § 25 и 26.Р/Т № Формирование представлений о принципах возникновения землетрясений и вулканизма. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание механизмов возникновения и последствий землетрясений и вулканизма. Фронтальный опрос
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра 1 Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека Знать механизмы воздействия внешних сил природы на рельеф, уметь различать различные типы рельефа. § 27 и 28.Р/Т № Формирование представления о механизмах воздействия внешних сил на изменение рельефа Земли, формирование знаний о разнообразии форм рельефа. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание механизмов преображения рельефа под действием внешних природных сил и перехода форм рельефа в новые формы. Фронтальный опрос
Главные формы рельефа суши 1 Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши Знать основные условия формирования равнин и гор на Земле, уметь объяснять специфику рельефа и сопутствующих процессов в горах и на равнинах. § 29.вопр. 5,6,7. Р/Т № Формирование знаний об основных морфоструктурах Земли, их сходстве и различии. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание основных механизмов образования равнин и гор, установление их сходства и различия. Фронтальный опрос
Рельеф дна океанов 1 Неровности океанического дна Знать строение рельефа дна океанов, уметь сопоставлять различия в характере дна океанов в зависимости от внутренних процессов. § 30.вопр. 6. Р/Т № Формирование знаний о строении рельефа дна Мирового океана и процессах его преобразования. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание характера преобразования рельефа дна Мирового океана. Фронтальный опрос
Человек и земная кора 1 Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры Знать уровни воздействия земной коры на человека, знать степень изменения рельефа в результате хозяйственной деятельности человека. § 31.Р/Т № Формирование представления о взаимодействии земной коры и человека, ее изменения под действием антропогенного вмешательства. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Понимание влияния человека на изменения рельефа местности. Фронтальный опрос
Итоговый урок по теме: "Земная кора" 1 Обобщение знаний по разделу «Земная кора». Обобщение знаний по курсу «Землеведение» 5 класс. Знать основные понятия по темам курса, уметь применять на практике полученные знания. без д/з Формирование целостного представления по основным понятиям и закономерностям курса "Географии. Землеведения" 5 класс. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Формирование навыков и умений обобщения тематического материала Фронтальный опрос