Статья по теме Арт-терапия на уроках ИЗО. Лепка розы из пластики.


Арт-терапия
Елена Варганова
МАОУ СОШ 208
г. Екатеринбург
Сочетание слов "арт-терапия" (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества(рисования, прослушивания музыки и т.д).
История арт-терапии
Как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия. Термин "арт-терапия" (Art Therapy) был введен британским врачом и художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью.
Нужно сказать, что искусство вообще появилось в древние времена и служило средством коммуникации. В народном творчестве можно увидеть прообраз современной арт-терапии.
Условия для развития арт-терапии начали закладываться вместе с появлением интереса к детскому и примитивному искусству. Люди стали ценить спонтанное выражение эмоций, которое не сдерживалось рамками условности.
В России в последние годы наблюдается быстрое развитие психотерапии. При этом происходит активное изучение её новых форм и моделей. Однако до сих пор не все знают, что представляет собой арт-терапия. Это связано с недостаточным количеством информации. Развитием этой профессии у нас занимаются врачи-психиатры и психотерапевты.
Арт-терапия используется практически во всех направлениях психотерапии, также методы арт-терапии активно используются в педагогике, социальной работе и бизнесе.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк:
развитие креативного мышления
развитие целостности личности
обнаружение личностных смыслов через творчество
Арт-терапия мягко, но эффективно работает как с детьми, так и с подростками. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Арт-терапия — это скорее обретение гармонии, развитие личности. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Важно, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арт-терапией. Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной.
Виды арт-терапии
Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов и методик. К ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.
Был разработан и комплексный метод - арт-синтезтерапия. Он основан на использовании сочетания живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Причем, количество методик все время увеличивается.
Терапия творчеством
Занятие арт-терапией дает ребёнку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление и навыки принятия решений.Это естественный путь развития, где негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме.
В арт-терапии работы не оцениваются и не сравниваются. Это важный момент. Ребёнку трудно решиться на самовыражение и его нужно поддержать, когда он сделал первый шаг. Это своеобразная психологическая разгрузка, которая порой необходима. Взрослея, ребёнок часто начинает ставить себе ограничения: "рисовать не умею" или "петь не могу, мне медведь на ухо наступил". А почему бы не сделать то, чего никогда не делал? Все невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоции и чувства на холст, на бумагу, в танец, ребёнок помогает себе, своему телу освободиться от ненужных "блоков". Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос — "Кто я? Что я?", а ведь творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов.
Так, например, живопись помогает человеку абстрагироваться от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны. Рисуя, человек переносит в рисунок свой внутренний мир.
Зачастую ребёнок испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств, не в состоянии сформулировать свои переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что-то тревожит, волнует. И здесь на помощь приходит арт-терапия, терапия творчеством. Ребёнок может даже и не осознавать данное  действо, в которое он делает неосознанный шаг; он берет кисть, краски или глину и начинает творить, сочинять, выплёскивая свои мысли, представления, желания.
Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.
Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать ребёнка художником или актером, но во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты.
Сказкотерапия
 Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и картины мира людей. С методологической точки зрения, сказкотерапия является направлением практической психологии, которое использует как основной инструмент метафорические ресурсы сказки, чтобы наиболее мягко и эффективно отразить еще не осознанное пространство внутреннего мира ребёнка и дать возможность "встретиться" с ним в "безопасной" форме, либо с целью еще более глубинного познания своей личности ребёнком.Постараемся описать суть метода и области его применения.
Существуют разные способы ведения сказкотерапевтической сессии. Это может быть обсуждение с ребёнком выбранной им "любимой" сказки; написание собственной сказки ребёнком и дальнейшее обсуждение ее с педагогом; инсценировка сказки (как актерская, так и кукольная), арт-терапевтическая работа по мотивам той или иной сказки; песочная сказкотерапия или рисование и лепка сказки.
На сказкотерапевтической сессии работа ведется сразу с несколькими важными аспектами: это выявление и анализ архетипических образов ребёнка, которые проявлены им через ту или иную сказку; и работа с определенными социальными установками, отображающимися в сюжете сказок и даже оказывающими на сюжет существенное влияние; и анализ актуального состояния ребёнка на момент сессии; в содержании сказки хорошо выявляется, чем живет ребёнок в данный момент, каковы его переживания и т.д. В процессе сессии становится ясно, какому аспекту следует уделить особое внимание, что именно сейчас наиболее эффективно сработает для ребёнка — это определяет ход сеанса сказкотерапии.
Сказкотерапия — это не только общение со своей собственной личностью, но и контакт с личностями других людей, так как сказочная метафора является эффективным способом выстраивания коммуникации между людьми. Этот метод идеально подходит как для детской терапии (деток от 4-х лет и вплоть до подросткового возраста), так и для решения вопросов межличностных отношений в разных сферах жизни. Сказкотерапевтические сессии позволяют также работать с ситуациями, о которых ребёнок не хочет, не может говорить открыто.
Уникальность этого метода психотерапии в том, что ребёнок находится в магическом, творческом, сказочном пространстве, что позволяет ему выйти за рамки своего обычного восприятия и легко обнаружить неожиданные пути решения личностных проблем. Сказкотерапия является удивительным волшебным "зеркалом", в котором преображенный внутренний и внешний мир отражается в гармонии и уникальности.
Глинотерапия, лепка.
Попробуем объединить сказкотерапию и лепку. А заодно освоим азы работы с новым материалом. Мы используем не традиционную глину, а самоотверждающуюся на воздухе лёгкую пластичную массу нескольких цветов. Назовём её «пластика». Масса предназначена для творчества детей от трёх лет, она легко разминается, идеально моделируется, не липнет к рукам. После высыхания работы становятся плотными, упругими, сохраняют лёгкость. До полного высыхания в работу можно внести изменения, предварительно увлажнив её водой из распылителя. Если детали работы, выполненные разными цветами и уже соединены, их можно разъединить, но цвета будут тянуться друг за другом и перемешаются. Если у поделки есть очень тонкие детали, то они из-за повышенной пластичности массы могут не держать нужную форму или нужное положение, им нужна дополнительная опора или поддержка. При смешивании цветов возможно получение новых оттенков. Такие нюансы существуют при работе с любым материалом и выясняются только на практике.
Пластику мы используем с начала учебного года и работали с ней в разных возрастных группах, от первоклашек до девятиклассников. Вовлекали в работу и взрослых на открытом городском мероприятии (проект «Здоровьесбережение»), мнение о материале в подавляющем большинстве положительное. Все участники группы отмечают лёгкость работы с материалом, лёгкость смешивания цветов, формирования деталей и их соединения и, как результат, удовлетворение своей работой и повышение настроения.
Сначала сказка. А сказка может быть рассказана учителем. Может быть придумана детьми коллективно или у каждого своя. В процессе придумывания сказки учитель вводит в сюжет поделку из пластики -цветок редкой красоты. И сам его поэтапно лепит, не вмешиваясь в работы детей. Нужно помочь только в начале работы: проверить состояние пластики и в конце, когда надо будет соединить детали.
Сказочный цветок.
Самый важный секрет-три основных элемента
Все предметы, о которых рассказано ниже, сделаны из трёх основных элементов-шариков, валиков и лепёшек. Они могут быть самых разных размеров. Например, чтобы вылепить стебель цветка, нам нужно будет скатать валик средних размеров. Тонкий, длинный валик понадобится для создания банта, обхватывающего цветок. Иллюстрации приведены в натуральную величину, они помогут определить нужные пропорции и размеры фигурки.
Ещё один секрет - белый цвет
Пластика смешивается так же, как и краски. Так как белый цвет является основой для многих оттенков (розового, голубого, серого и др.), белой пластики вам понадобится несколько больше чем других цветов. В данном материале процесс смешивания занимает мало времени и приносит много удовольствия. Можно смешивать цвета, не полностью промешивая, тогда можно получить полосатую или с разводами деталь.
Масса для лепки
Хорошая масса отличается эластичностью, яркостью, легко разминается и не липнет к рукам. Если масса затвердела, её следует предварительно размочить в небольшом количестве воды и размять. Если масса высохла и раскрошилась, её использовать бесполезно- вам продали некачественный материал. Если масса жидкая и липнет к рукам, её можно смешать с более густой того же цвета и как следует размять.
Подготовка к работе
Для работы с пластикой вам понадобятся следующие предметы.
Пластиковый стек. С его помощью вы легко разрежете пластику.
Стек с зубчиками для нанесения рисунка бороздками. Если такого стека нет, подойдёт одноразовый нож или вилочка.
Шариковая ручка для вырезания маленьких дырочек.
Маленькая скалка нужна для раскатывания пластики.
Рабочая поверхность должна быть чистой и ровной. Масса очень хорошо собирает на себя все ворсинки.
Фигурка цветка
Возможно, цветок, который вы лепите самостоятельно, будет отличаться от того, который мы описываем. Да и цвета могут получиться совсем другими. Но самое главное-это то, что вы научитесь, используя всего три простых элемента, легко создавать новые, придуманные вами образы.
Этапы лепки:
1.Соцветие
-скатайте один большой розовый шарик и несколько маленьких красных и тёмно-розовых
-розовый шарик раскатайте в длинный валик с одинаковым диаметром по всей длине
-расплющите розовый валик в ленту так, чтобы она не прорвалась
-скатайте ленту в конусовидную пирамидку, постепенно отгибая верхний край ленты.
- сформируйте серединку соцветия
- из маленьких красных шариков скатайте валики
-маленькие валики расплющите в лепёшки и сформируйте лепестки с одним заострённым концом
-к серединке соцветия прилепите лепестки один за другим, немного накладывая их друг на друга
-отогните наружу края лепестков
2.Стебелёк с листом
-скатайте большой зелёный шарик и четыре маленьких шарика зелёного оттенка
-скатайте из зелёного шарика валик средней длины
-скатайте из маленьких шариков валики
-расплющите маленькие валики, придавая им форму листьев
-три листика присоедините к головке цветка снизу-это цветоножка
-краю оставшегося листика можно стеком придать зубчатую форму, как у настоящей розы
-присоедините лист к стебельку
-стебелёк обрезать стеком наискосок
3.Украшение бантом
-скатайте небольшие шарики голубого, жёлтого, сиреневого цветов
-раскатайте шарики с очень длинные, тонкие и ровные валики
-расплющите разноцветные валики, превращая их в ленты
-сформируйте ленту одного цвета вокруг цветоножки, можно пропустить через лепестки
-сформируйте волнистую ленту другого цвета вокруг всего стебелька
-сформируйте ленту третьего цвета вокруг нижней части стебелька наподобие спирали или банта
4.Украшение блёстками
-приготовьте сыпучие мелкие блёстки зелёного, золотого,серебряного цветов
-на головку готового цветка посыпьте золотые блёстки
-на листья посыпьте зелёные блёстки
-на банты и украшения посыпьте серебряные блёстки
Украшенный волшебный цветок нужно сушить так, чтобы тонкие лепестки не помялись. Лучше сушить на боку или, если стебелёк достаточно затвердел, стоя, прислонить к опоре.
В начале занятия сочиняется сказка с участием волшебного цветка или феи цветов. В конце занятия можно разрешить детям порассуждать на темы: «что же это за цветок», «где цветок вырос», «элементы какого реально существующего цветка в нём присутствуют», «кому хочется подарить этот цветок», «как ещё можно было украсить этот цветок, какую можно придумать упаковку», «какое сейчас настроение и какие эмоции просыпаются после завершения работы». Подведите итог занятия.
Воспитание  и обучение — не односторонний процесс. Наши дети точно также воспитывают нас. Мы становимся мудрее, мягче, добрее, учимся у детей. Первый подобный цветок слепила девочка из третьего «В» класса, мы его усложнили, добавили различные оттенки в детали, украсили на своё усмотрение.
Творите, лепите, фантазируйте, желаем успехов!