Детское плоскостопие и косолапость. Профилактика у детей дошкольного возраста.
Детское плоскостопие и косолапость.
Профилактика у детей дошкольного возраста.
Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Стопа является опорой, фундаментом тела. Изменение формы стопы вызывает снижение ее функциональных возможностей, изменяет положение позвоночника. Причиной нарушений осанки у детей дошкольного возраста нередко является плоскостопие и косолапость. Это отрицательно влияет на функции позвоночника, следовательно, общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов.
Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержание свода. Причиной может стать и тесная обувь, особенно с узким носом и высоким каблуком, с толстой подошвой, так как она лишает стопу ее естественной гибкости. В раннем детском возрасте малоподвижная форма плоскостопия обычно безболезненна. В дальнейшем, по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться. При этом ноги ребенка принимают "0"-образную форму, ограничивается их подвижность, опора на подошву одностороння и неполноценная, в результате чего ухудшается функционирование некоторых рефлекторных механизмов и точек стопы. Дети быстро устают, жалуются на боль в области голеностопного сустава и позвоночника. Поэтому важно предупредить плоскостопие, а если оно все-таки появилось, своевременно проводить лечение.
Распространенным видом деформации стопы является и косолапость. Вследствие этого нарушается ходьба и осанка, координация между движениями рук и ног, ухудшается устойчивость в равновесии. Тяжесть тела у косолапых детей больше всего приходится на пятку и наружный край стопы, ограничивается подвижность ног, затрудняется ходьба. Такие дети быстро устают, при ходьбе поворачивают туловище направо и налево, им свойственна "гусиная ходьба".
Как же узнать, есть ли у ребенка плоскостопие?
Существует несколько методов диагностики плоскостопия.
Обследование стоп нужно начинать с наружного осмотра обуви. Резкое снашивание каблука указывает на увеличенную нагрузку в области заднего отдела стопы, нависание верхней части обуви над подошвой с внутренней или с наружной стороны свидетельствует о неправильной походке, о боковом искривлении стопы.
Попросите ребенка о том, чтобы он походил босиком по голому полу в различных направлениях, для того, чтобы Вам удалось разглядеть ноги малыша во всех положениях. Особое внимание стоит уделить внутренним краям стоп и степени их уплотнения.
Обнаружить у ребенка плоскостопие можно и следующим способом. Обычной ваткой или щеткой, предварительно смоченной в растворе синьки, смазываем малышу ступни ног, а после ставим ребенка на большой чистый листок бумаги. Отпечаток стопы сравниваем с рисунками:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
С помощью этих отпечатков Вы сумеете проследить и за эффективностью методов лечения плоскостопия.
При организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении необходимо уделять внимание вопросу профилактики детского плоскостопия и косолапости, осуществляя комплексный подход. Система мероприятий заключается в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений) и в преемственности различных его видов и форм.
Ежегодная диагностика состояния свода стопы у детей. Осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография).
Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды. Предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени ( ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки и т.д.).
Гигиена обуви и правильный ее подбор. Воспитатели обращают внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, занятиях физическими упражнениями и дают соответствующие рекомендации родителям.
Регулярное применение природно-оздоровительных факторов: хождение босиком по траве, песку, гальке, хвойным иголкам.
При проведении закаливающих мероприятий предусматривается применение специальных закаливающих процедур для стоп. Закаливание стоп способствуют укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и являются прекрасным средством профилактики плоскостопия.
Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы, использовать в различных формах физического воспитания.
Индивидуальная работа с детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, плоскостопие, косолапость.
Совместная деятельность педагогического коллектива и семьи.
Главным средством профилактики плоскостопия и косолапости является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Это могут быть специально организованные занятия по типу физкультурных. Занятие состоит из трех частей: вводная, основная и заключительная. Во вводной части выполняются упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, подражательные движения. В основной части дети выполняют специальные упражнения. Упражнения проводятся в три этапа. На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Каждое упражнение имеет свое название, сопровождается художественным словом.
Лечебные упражнения для исправления и профилактики плоскостопия у детей.
Делать такие простые упражнения малыш может и самостоятельно и под присмотром и с помощью родителей.
Поочередное сгибание и разгибание стопы ног в положении сидя.
Верчение стопами ног.
Качели. Поочередно ребенок поднимается и опускается с пальцев на пятки, и наоборот.
Ходьба на пальцах ног.
Ходьба по гимнастической палке.
Полуприседания на пальцах ног.
Приседание на полу стоя на гимнастической палке.
Данное упражнение напомнит ребенку зиму. В течение трех минут малыш должен проходить на пальцах ног, словно на лыжах.
Для этого упражнения Вам потребуется пара мячей – большой и маленький мяч. Маленький мячик будет полезно в течение 1-3 минут покачать с помощью пальцев ног. На большой мяч, малыш должен встать и чуть-чуть побалансировать на нем. После чего, пусть малыш попытается сделать на мяче, два-три приседания.
Легкие подскоки на пальцах ног.
Упражнение с гимнастическим обручем. Катание обруча с помощью пальцев ног.
Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).
Оборудование для занятий по профилактике плоскостопия
(можно сделать самостоятельно).
Массажный коврик
Его можно сделать из пробок от бутылок из-под лимонада, минералки. Взять кусок старого паласа, пробки разных цветов и крепкую нитку. В пробках нагретой спицей сделать по два отверстия, чтобы игла легче проходила. И пришить пробки к куску паласа.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Получается целая картина: и зеленая травка, и красные цветы, и желтое солнышко. В центре можно вышить имя ребенка. Пробки выкладываются ребром вверх. Детям очень нравится такой коврик. Они с удовольствием по нему ходят (сначала в носочках, так менее чувствительно для ножек), затем босиком.
Массажный осьминог[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Можно сделать и самодельный тренажер для развития моторики пальчиков, который будет представлен в виде небольших мешочков, набитых различной крупой.
Эту развивающую игрушку вполне реально смастерить за 2-3 дня. За основу мордочки берется 5-сантиметровый мебельный поролон и обтягивается велюром или другим схожим материалом. Глазки - пуговки, рот - красный шторный жгут, а волосы - самый обычный шнурок, прихваченный в нескольких местах. С обратной стороны крепятся 8 липучек (нужно выбирать пошире, тогда щупальца прочнее будут крепиться). Диаметр головы - примерно 50 см, щупальца по длине немного больше - где-то 60-65 см.
Внутри щупалец - поролон, который зимой продают для утепления окон. С одной стороны каждой лапки пришита липучка, а с другой - пуговицы, на которые, собственно говоря, и крепятся наши массажные мешочки.
1. "Домик" - мешочек с горохом.
Двери и окна домика сделаны разной геометрической формы и застегиваются на пуговицы. На крыше дома живет маленький котенок (на крупной кнопке). В домике живут аппликации в виде мишки, зайки и кошки (на липучках).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. "Кофе" - мешочек с зернами кофе.
Этот мешочек может не только массажировать детские пальчики, но и развивать обоняние, источая прекрасный кофейный аромат. Мешочек двойной, завязывается сбоку лентой. На лицевой стороне изображен чайник, а внутри спрятана чашка.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. "Африка" - мешочек с пшеном.
Пшено желтого цвета, равно как и песок Африки (деткам легко запомнить наполнитель). Здесь у нас пальма с бананами, а также аппликации жирафа и слоненка на липучках. Они часто ходят в гости к жителям домика и наоборот.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. "Часы" - мешочек с зерном.
Все мешочки также должны быть по возможности различной формы, а часы - идеальный вариант для круга. У часиков есть глазки, носик, усы-стрелы, чтобы ребенок не поранился во время игры, вместо чисел - крупные бусины.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5. "Звездочка" - шуршащий мешочек.
Сделайте его просто мягким и шуршащим (набить его упаковочной бумагой из-под макарон). Он в форме овала и украшен пайетками и мягкой звездочкой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6. "Сердце" - мешочек с рисом.
Для белого риса сделать мешочек соответствующего цвета сердце - символ любви и добра на нем будет. Маленькое сердце украшено крупным бисером и посажено на липучку. Оно еще вдобавок шуршит.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
7. "Молнии" - мешочек с бобами.
Для создания этого мешочка следует использовать яркие цветовые гаммы, а также блестки. Две молнии с крупными зубцами прячут волшебный кармашек, куда можно положить какой-нибудь сюрприз для ребенка.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
8. "Варежка" - мешочек с гречкой.
Здесь все очень просто - варежку можно одеть и прощупать крупу. Варежка сделана из мягкого велюра и окаймлена искусственным мехом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Играть с осьминогом можно по-разному. Можно бегать по мешочкам по кругу, можно отдельно из щупалец выкладывать дорожку, а внутри - в ряд мешочки и тоже по ним бегать. Ребенок в процессе сам выдумывает разные игры. Рекомендую сделать. Массаж, поверьте, великолепный.
Как исправить плоскостопие15