Научно-исследовательская работа Плоскостопие и его профилактика
Малая академия наук Республики Казахстан
Центрально-Казахстанское отделение малой академии РК
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «Плоскостопие и его профилактика»
Валеология
Автор:
Коротеева Галина, 7 класс,
КГУ СОШ №58,
г. Караганда.
Руководитель:
Бутузова Татьяна Васильевна,
учитель физической культуры
КГУ СОШ №58.
2014г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Литературный обзор…………………………………………………….3
1.1. Стопа — орган опоры и передвижения.…………………….........................3
1.2. Стопа и ее функциональные возможности.………………………………...4
1.3. Степени и виды плоскостопия.……………………………………………...5
1.4. Профилактика заболевания………………………………………………….5
Глава 2. Исследовательская работа…………………………………………..…7
2.1. Задачи исследования…………………………………………………………7
2.2. Методы исследования…………………………………………………..........7
2.3. Анализ научно-методической литературы……………………………..…..8
2.4. Метод тестирования для выявления плоскостопия ……………………….8
2.5. Педагогический эксперимент. …………………...........................................9
2.6. Беседа с врачом ортопедического центра «EXTRA COMFORT»………...9
2.7. Организация исследования…… …………………………………………..10
Глава 3. Результаты исследований……………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………11
Выводы…………………………………………………………………………...12
Рекомендации……………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………………14
Приложения…………………………………………………………………..15-20
Введение
Подавляющее большинство людей в нашей стране живут, не зная о том, что у них есть плоскостопие. Почему не знают? Да потому, что об этом им не говорят врачи в поликлиниках, потому что не проводятся осмотры врачами-ортопедами в массовом порядке. В прошлом году я работала над темой «Плоскостопие школьников» проводила исследовательскую работу по выявления плоскостопия в своем классе. 38% учащихся моего класса имеют проблемы связанные с опорно-двигательной системой. Мне стало интересно, есть ли такая проблема этого заболевания у учащихся начальной школы. В этом году я решила взять тему по изучения плоскостопия и его профилактики с учащимися 1-4 классах.
Во многом, развитие плоскостопия - это результат не знания и не соблюдения основных правил поведения в повседневной жизни. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Проблема функциональной диагностики повреждения и заболевания стоп является актуальной при выборе тактики и способов лечения и оценке его эффективности.
Цель исследования: установить степень распространенности плоскостопия среди учащихся начальных классов, а также предложить специальный комплекс упражнений, направленный на коррекцию и профилактику плоскостопия.
Задачи:1. Изучить литературу по теме.2. Побеседовать с врачом реабилитологом ортопедического центра «EXTRA COMFORT».3. Провести практическую работу на выявление плоскостопия у учащихся 1, 3,4 классов.4. Провести сравнительный мониторинг результатов диагностики у школьников вторых классов.
6. Разработать комплексы коррекционных упражнений для профилактики плоскостопия.
7. Дать рекомендации по коррекции плоскостопия ученикам и родителям учащихся.
8. Подвести итоги и сделать выводы.
В процессе решения поставленных задач мы опирались на следующую гипотезу: если дети будут регулярно выполнять профилактические коррекционные упражнения для снятия симптомов плоскостопия, то они смогут впоследствии предотвратить более серьёзные проблемы этого заболевания.
Предмет исследования: степень распространения патологии стоп и способы коррекционно - профилактической помощи.
Объект исследования: учащиеся начальной школы СОШ №58.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, беседа, тестирование для выявления плоскостопия, педагогический эксперимент, составление диаграмм, проектирование.
Результат проекта: Информирование школьников и родителей учащихся о необходимости лечения плоскостопия, о методах профилактики и коррекции заболевания.
Глава 1. Литературный обзор.
1.1. Стопа — орган опоры и передвижения.
Стопа человека представляет собой очень сложный механизм, предназначенный для удержания всего тела в вертикальном положении при стоянии и ходьбе. Этому небольшому по массе и размерам элементу всего опорно-двигательного аппарата на протяжении жизни человека приходится выдерживать колоссальные статические и динамические нагрузки. Она является самым нижним отделом нижней конечности. Часть стопы, непосредственно соприкасающаяся с поверхностью земли, называется ступнёй или подошвой. Стопа имеет три точки костной опоры, две располагаются в переднем отделе стопы и одна в заднем.
Если рассматривать стопу в целом, то, как и в любом другом отделе опорно-двигательного аппарата человека, можно выделить три главные структуры: кости стопы; связки стопы, которые удерживают кости и образуют суставы; мышцы стопы. Стопа состоит из 26 костей, 24 суставов и 32 мышц (22 – собственные мышцы).
1.2. Стопа и ее функциональные возможности.
Плоскостопие — это деформация формы стопы с понижением ее сводов. При такой деформации, стопы полностью теряют свои рессорные и амортизирующие способности. Благодаря своему сводчатому строению стопа выполняет опорную, рессорную и локомоторную функции. Последняя, главным образом заключается в том, что, производя отталкивание от опорных поверхностей, она обеспечивает возможность активного перемещения всего тела в пространстве при ходьбе, беге, прыжках. С помощью стоп вертикальные нагрузки, передаваемые нижней конечностью, трансформируются в горизонтальные и передаются на опору. Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками и мышцами. Если происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то начинает нарушаться нормальная форма - стопа оседает, становится плоской, утрачивается одна из основных ее функций - пружинящая (рессорная).
Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и применить рациональные профилактические меры. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.Люди живут, ходят с выраженными деформациями стоп – скажем с вальгусной (т.е. Х-образной) установкой стоп и продолжают ходить, даже не ведая, что эта деформация корригируется ношением ортопедических стелек, корректоров стопы. Точно так же дело обстоит и с плоскостопием.
Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, влияет на положение позвоночника, что отрицательно сказывается на функции последнего и, следовательно, на осанке и общем состоянии ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом.
К причинам, способствующим развитию деформации стоп, относятся наследственная предрасположенность, перегрузка стоп, ношение узкой, неудобной обуви. Появлению плоскостопия у детей способствуют и неблагоприятные факторы, ослабляющие мышцы и связки. Это врожденная слабость связочного аппарата, снижение силы мышц после длительного пребывания в постели в результате болезни, инфекции, ожирение, недостаточное питание и общее плохое физическое развитие. Необходимо помнить о том, что плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей.
1.3. Степени и виды плоскостопия.
В современной медицине существует определенная классификация плоскостопия. Данная классификация различает несколько видов и степеней плоскостопия в зависимости от характера деформации стопы. В зависимости от характера деформации стопы принято выделять плоскостопие: поперечное; продольное; комбинированное (Приложение 1). Определяют 3 степени плоскостопия.
1.4. Профилактика заболевания.
Диагностика основывается на клиническом осмотре врачом-ортопедом и
исследования стоп. Диагноз плоскостопия основывается на данных подометрии, плантографии и рентгенометрии
Плоскостопие относится к тем заболеваниям, которые, возникнув, достаточно быстро прогрессируют. Основной целью профилактики плоскостопия является укрепление мышц и связок ноги и восстановление функций стопы. Систематически и последовательно применяя специальные физические упражнения, закаливающие процедуры, массаж, можно приостановить развитие плоскостопия у детей и даже исправить его.
Кандидат медицинских наук Т. Сулимцев и Т.Шанина, предлагают, в работе с детьми, у которых выявлены нарушения рессорного аппарата стопы, использовать в виде игровые задания: «Кто быстрее пальцами ног соберет пуговицы», «Не урони мяч» и т.д. В утренние или вечерние часы проводить комплексы специальных упражнений (6-10 мин): собрать веревку пальцами ног, ходьба на носках, пятках, на внешней стороне свода стопы, прокатить палку по полу стопами и т. д.
Для предупреждения и коррекции плоскостопия А. Саркисян, Г.Овакимян предлагают упражнения, которые проводятся в определенной последовательности в три этапа.
На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения – вверх – вниз, вправо – влево; из положения основной стойки тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.
На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание их (камушки разных размеров, круглые палки, прутья, веревки разной толщины, мешочки с песком и т. д.), перекатывание стопой набивного мяча; кроме того, давление стопой на резиновый массажер и ходьба по массажной дорожке. Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготавливаются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины наружной и внутренней дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности и т. д.
На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребенка, используются различные приспособления универсального типа. Усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах: дети ходят по наклонной доске (угол наклона которой постепенно увеличивается), по дорожкам, лесенке, мостику - качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы, кирпичам и т. д. все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию плоскостопия.
Глава 2. Исследовательская работа.
2.1. Задачи исследования.
Исходя из цели и гипотезы, поставили перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Провести тестирование на выявление плоскостопия у учеников начальной школы (1,3,4 класс).
3. Провести сравнительный мониторинг результатов диагностики плоскостопия у школьников второго класса.
4. Побеседовать с врачом реабилитологом ортопедического центра «EXTRA COMFORT».
5. Разработать комплексы коррекционных упражнений для профилактики плоскостопия.
2.2. Используемые методы исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, беседа, тестирование для выявления плоскостопия, педагогический эксперимент, составление диаграмм, проектирование.
2.3. Анализ научно-методической литературы.
Из научно-методической литературы узнали, что такое плоскостопие, его виды и степени. Степени плоскостопия классифицируют в зависимости от характера деформации стоп. Также узнали функциональные возможности стопы, диагностику и профилактику заболевания.
Узнали о средствах профилактики плоскостопия, целью которых является укрепление мышц и связок ноги и восстановление функций стопы.
Мы поняли, что если систематически и последовательно применять специальные физические упражнения, закаливающие процедуры, массаж, то можно приостановить развитие плоскостопия у детей и даже исправить его.
2.4. Тестирование для выявления плоскостопия.
В прошлом году я использовала тест по методу Яролова-Яраленца, а в этом году я решила провести тестирование по методу В.А. Штритера. (Приложение 2)
Общее количество школьников разных классов с нормальной стопой и нарушениями.
Таблица 2.
Класс Всего учащихся Стопа сводчатая Нарушения формы стопы
уплощённая плоская
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
1 77 38 49 21 27 18 24
2 97 61 68 22 23 14 14
3 47 32 68 10 21 5 11
4 28 22 78 3 11 3 11
Всего 249 153 61 56 22 40 16
Анализируя полученные данные тестирования, получили следующие результаты (Приложение 3). Оказалось, что 61% школьников имеют сводчатую, т. е. нормальную стопу. Первая степень нарушений, уплощенная стопа, характерна для 22% детей всех начальных классов. Плоскую стопу имеют от 11 до 24% всех школьников, что достаточно много, если учесть, что при плоскостопии появляются боли в ногах, в коленных суставах, а также в поясничной области и судороги. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Такие нарушения необходимо лечить, а в школе с первых классов – проводить профилактические мероприятия.
Таким образом, работа по профилактике плоскостопия – это насущная необходимость, чем раньше она начата, тем лучше, тем меньше детей будут страдать от таких патологий.
2.5. Педагогический эксперимент.
Эксперимент проводился с целью определения эффективности использования коррекционных методов, как средство уменьшения симптомов проявления плоскостопия у учащихся 2 классов. Эксперимент проводился с ноября 2013 по ноябрь 2014 года. Из 97 учащихся было выявлено на начало эксперимента с патологией уплощенной стопы 25 детей, с симптомами плоскостопия 26 детей (27%). (Приложение 3). В течении эксперимента учащиеся на дополнительных занятиях выполняли комплексы корригирующих упражнений по предупреждению и коррекции плоскостопия на массажных и шаговых дорожках, устройствах рефлексотерапии. Результаты, полученные в ходе эксперимента, сравнивались – показатели симптомов плоскостопия снизились на 15%.
2.6. Беседа с врачом ортопедического центра «EXTRA COMFORT».
С учениками 2-х классов, которые имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом, проводилась беседа с врачом реабилитологом ортопедического центра «EXTRA COMFORT» Худаковой Светланой Александровной. Она обследовала 36 учащихся, 16 учащимся для углубленного обследования порекомендовала обратиться к врачу ортопеду. Для коррекции и профилактики плоскостопия остальным ученикам, у которых уплощенная стопа, совместно разработали корригирующие комплексы упражнений (Приложение 4).
2.7. Организация исследования.
Исследования проводились в три этапа с ноября 2013 по декабрь 2014 года.
На первом этапе были обоснованы гипотеза, цель и задачи исследования, проведены анализ и обработка данных научно-методической литературы, проводилось тестирование для выявления плоскостопия у учащихся 1 классов(сентябрь 2013года). С целью предотвращения появления плоскостопия, снятия первых симптомов плоскостопия у исследуемого контингента начались занятия лечебной физкультурой.
На втором этапе (сентябрь – октябрь 2014года) провели исследование по выявлению плоскостопия у учащихся 1, 3, 4 классов, сделали сравнительный анализ педагогического эксперимента во 2 классах, были обработаны результаты теста и сделаны фотографии. Провели беседу с врачом реабилитологом ортопедического центра «EXTRA COMFORT» Худаковой Светланой Александровной. Были даны рекомендации родителям, детям которые имеют патологию заболевания.
На третьем этапе (конец ноября – декабрь 2014 года) проводилась обработка данных, делались выводы и оформлялась данная исследовательская работы.
Глава 3. Результаты исследовательской работы.
Плоскостопие — это деформация формы стопы с понижением ее сводов. При такой деформации, стопы полностью теряют свои рессорные и амортизирующие способности. В качестве профилактики нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего возникает плоскостопие. Заставить работать мышцы и связки стопы можно, гимнастикой на специальных массажных ковриках с неровной поверхностью, а также просто выполнять корригирующие упражнения.
Результаты тестирования показали, что в прошлом году 52% учеников 1 классов СОШ №58 имели симптомы плоскостопие, в этом году показатель снизился на 15 % - 37%, учащиеся этих классов занимались профилактическими упражнениями в течение 9 месяцев.
Массажные коврики и шаговая дорожка делают занятия более интересными, а самое главное, профилактика плоскостопия становится более качественной. Занятия с использованием массажных ковриков и корригирующие упражнения положительно сказываются на состоянии здоровья учащихся. (Приложение 5).
В других классах начальной школы проблема заболевания составляет - 37 - 51%.
Заключение
Целью нашего исследования стало изучение заболевания ног, а именно плоскостопие, у школьников начальных классов, а также предложили комплекс упражнений, направленный на коррекцию и профилактику плоскостопия. В процессе исследования поставленные задачи - решены.
В ходе работы, я изучила научную литературу, познакомилась с методами диагностики плоскостопия, а также научилась определять разные виды плоскостопия. Теперь зная методы профилактики плоскостопия, я могу дать советы ученикам школы. В дальнейшем я думаю продолжить работу над данной темой и наблюдать динамику заболевания. Так как, полученные в ходе практического исследования данные, позволяют утверждать, что выдвинутая в результате теоретического анализа гипотеза подтвердилась. Дети, учащиеся 2 классов, которые регулярно выполняли профилактические коррекционные упражнения для снятия симптомов плоскостопия, улучшили состояние свода стоп. Процент заболевание снизился.
Мы считаем, что реализация исследовательской работы позволит качественно улучшить состояние здоровья учащихся. Ведь наш мониторинг позволит своевременно выявить отклонения в развитии стопы и обратиться к врачу. А систематические коррекционные упражнения, которые мы порекомендуем, обязательно укрепят свод стопы. А для ребят с нормальным развитием стопы наш проект тоже полезен, поскольку он позволит повысить степень двигательной активности, укрепить общее состояние организма. Мы считаем, что наша работа актуальна и тем, что в последние годы дети всё меньше двигаются, а больше времени проводят у компьютера. Мы считаем, что данными нашего исследования могут воспользоваться учителя физической культуры, биологии, для приведения конкретных примеров, способов профилактики. И что очень важно, об этом должны своевременно узнать родители, чтобы принять необходимые меры профилактики и лечения этого заболевания.
Выводы
Согласно проведённому исследованию, мы пришли к следующим выводам:
1. Среди обследованных школьников во всех классах от 37 до 51% детей имеют нарушения сводов стопы, которые требуют консультаций специалиста и коррекционной профилактической работы.
2. Половина первоклассников 51% имеет признаки плоскостопия, 24% имеют плоскую стопу. Меньше всего школьников с признаками плоскостопия в 4 классах- 22%. Чем дети становятся старше и выполняют профилактическую работу по коррекции плоскостопия на уроках физической культуры, чем процент заболевания снижается.
3. Для предупреждения плоскостопия необходимо укрепить мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности. Полное излечение плоскостопия возможно только в детском возрасте
В ходе работы поставленная цель была достигнута.
Рекомендации
Родителям детей, у которых выявлено плоскостопие, предложено посетить врача-ортопеда, даны рекомендации.
Родителям детей, у которых мы выявили уплощённые стопы или же одну из стоп, рекомендован комплекс упражнений.
Ребятам, имеющим нормальные стопы мы дали для профилактики комплекс упражнений.
Литература
1. Болтрукевич С.И, Тишковский. В.Г. Комплексная диагностика и ортопедическая коррекция патологии стоп. Б., 2003.
2. Красикова А.С. Профилактика лечения плоскостопия. М.,2002 г
3.Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях плоскостопием. М.,1993.
4.Саркисян А., Овакимян Г. Детское плоскостопие и косолапость. Д/В.1991.№7
5. СулимцевТ., ШанинаТ. Выявление и профилактика плоскостопия. Д/В,1986.№6
6. «Справочник по детской лечебной физкультуре» / Под ред. М.И. Фонарева. – Л.: Медицина. 1983 г
7.Интернет-ресурс: http://turboreferat.ru/, http://nmedicine.net/http://www.ploskostopiya.net/, http://natural-medicine.ru,
www.doctor-Maximov.ru/ploskostopie.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Виды плоскостопия
Поперечное плоскостопие Продольное плоскостопие
Определение Уплощение переднего отдела стопы Уплощение продольного свода стопы
Частота встречаемости в зависимости от возраста Чаще в 35-50 лет Чаще в возрасте от 15 до 26 лет
Частота в сочетании с другими деформациями стоп 55% 29,3%
Причина Чаще наследственное заболевание, слабость соединительной ткани.Хождение на шпилькахУ детей до 10 лет - является нормой Слабость мышечно-связочного аппарата стопы и голени, под действием нагрузки уплощается наружный и внутренний продольный свод
Вид стопы Уплощение поперечного свода и переднего отдела стопы, большой палец отклонен в боковую сторону, костно - хрящевые наросты на внутренней части стопы, 2ой и 3-ий палец – молоткообразная форма Удлиненная, расширена средняя часть, стопа повернута вовнутрь, опущен продольный свод
Походка Теряет пластичность, затруднена Неуклюжа, носки сильно разведены в стороны
Степени плоскостопия
Степень Характеристика
I Ослабление связочного аппарата, стопа не изменяет форму, боли и усталость в ногах возникают после длительной ходьбы или к вечеру. После отдыха боли и дискомфорт исчезают. Изменяется походка, становится менее пластичной.
II Уплощение стопы определяется невооруженным глазом, исчезают своды стопы, стопа расширена и распластана. Боли становятся постоянные и более выражены. Боль распространяется на протяжении голеностопного сустава, всей голени, вплоть до коленного сустава. Походка затруднена, появляется косолапость.
III Деформация стопы резко выражена, сопровождается поражение других отделов опорно-двигательного аппарата (артрозы, сколиозы, межпозвоночные грыжи). Пальцы так же деформированы, большой палец сильно отклонен к наружу. Боль постоянная, в стопе, голени, колене, возможно в бедрах, пояснице. Появляются постоянные головные боли. В этой степени плоскостопия резко снижается трудоспособность. Человек с большим трудом переносит спокойную непродолжительную ходьбу, и в обычной обуви передвигаться уже не способен.
-5594355270500
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕСТ НА ПЛОСКОСТОПИЕ
Проводится он довольно просто. Возьмите чистый лист бумаги, положите его на пол. Теперь намажьте ступни каким-нибудь жирным кремом и встаньте на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток ваших стоп. Обведи отпечаток цветным карандашом.
На отпечатке стопы линией АВ соединяли внутренний край носка и пятки по касательной. Обозначали буквой А точку касания линии выпуклого края носка, а буквой В - точку касания линией выпуклого края пятки. Линией СД соединяли основание второго пальца и середину пятки.
Находили середину линии АВ (точка с), из нее проводили перпендикуляр к линии СД, пересекающий боковые края стопы (наружный край и верхний край) в точках а и b. Измеряли расстояние ас и аb в см.
Оценку отпечатка стопы проводили по процентному отношению ас к аb, для этого величину ас разделите на аb и умножали на 100:
–полая стопа — 0–0,25;
– нормальная — 0,26–0,45;
– уплощенная (I ст.) — 0,46–0,49;
– уплощенная (II ст.) — 0,5–0,75;
– плоская — 0,76–1
Для детей с учетом возраста:
– 7 лет — 0,44–0,54;
178498512319000– 8 лет — 0,41–0,53;
– 9 лет — 0,4–0,53;
– 10 лет — 0,39–0,54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты тестирование на выявление плоскостопия у учеников
Класс Всего учащихся Нормальная стопа Нарушения формы стопы
уплощённая плоская
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
1А 23 10 43 8 35 5 28
1Б 20 10 50 6 30 4 20
1В 18 10 56 4 22 4 22
1 Ә 16 8 50 3 19 5 31
Всего 77 38 49 21 27 18 24
3А 12 8 67 3 25 1 8
3Б 18 12 67 4 22 2 11
3В 17 12 70 3 18 2 12
Всего 47 32 68 10 21 5 11
4А 10 7 70 2 20 1 10
4Б 18 14 78 2 11 2 11
Всего 28 21 75 4 14 3 11
2–е классы 97 61 68 22 23 14 14
Всего 172 114 66 36 21 22 13
Сравнительный мониторинг результатов теста на выявление плоскостопия у учащихся 2 классов участвовавших в эксперименте.
20923257589520
Класс Всего учащихся Нормальная стопа Нарушения формы стопы
уплощённая плоская
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
2013-2014 уч.год1 Ә 20 10 50 5 25 5 25
1А 22 11 50 6 27 5 23
1Б 19 10 53 6 31 3 16
1В 18 7 39 6 33 5 28
1Г 18 8 44 2 12 8 44
Всего 97 46 47 25 28 26 25
2014-2015 уч.год2 Ә 20 13 65 4 20 3 15
2А 22 15 68 5 23 2 9
2Б 19 11 58 5 26 3 16
2В 18 11 61 5 28 2 11
2Г 18 11 61 4 22 3 17
Всего 97 61 68 22 23 14 14
1Ә 2Ә
306768573660-44894568580
1А 2А
267906526035-62293524130
1Б 2Б
-781685102870
279082523495
1В 2В
261493084455-78803579375
1Г 2Г
-786483-31752762885144145
-29718091440
197675527305
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Беседа с врачом реабилитологом ортопедического центра «EXTRA COMFORT» Худаковой Светланой Александровной.
-2546359906000
17265654889500
-5467356159500
Комплекс 1
И.п.: сидя на полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.1. « Здравствуйте – до свидания» Совершать движение стопами от себя – на себя. (5 – 6 раз)2.« Поклонились» Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8 – 10 раз)3. «Пальчики поссорились, помирились» Развести носки ног в стороны, соединить вместе. (3 – 4 раза)4. «Пяточки поссорились, помирились» Развести пятки в стороны, свести вместе. (3 – 4 раза)5. «Гусеница пошла гулять» Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы. (2 – 3 раза)6. «Кружки» Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами внутрь, затем наружу. (5 – 6 раз)
И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.7. «Ежик» Стопа опирается на мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8 – 10 раз каждой стопой)8. «Перенеси мяч ногами» Мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево». Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4 – 6 раз)9. «Покажи ежику солнце» Мячик зажат между стопами. Не сгибая колени, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счет 1 – 3, опустить. (8 – 10 раз)10. «Растянем ленточку» Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны. (3 – 4 раза)11. «Спрячь ленточку в домик» Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.
И.п.: сидя на стуле.12.«Нарисуй фигуру» Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры. (Квадрат, треугольник, стрелку, буквы)И.п.: стоя.13. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).
14. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.
15. «Мишка косолапый» Ходьба на внешней стороне стопы.
Комплекс 2
1. «Балерина» Сидя, упереться пальцами ног в пол. Делать маленькие шажки, как балерина на пуантах. Колени внутрь не поворачивать.
Поочередное поднимание носков и пяток. Поочередное разведение носков и пяток.
2. «На пляже» Изобразить захват пальцами ног песок на пляже.
3. «Нарисуй кружок» Круговые движения в одну и другую стороны большими пальцами ног.
4. «Цапля» Стоя. Ходьба на носках. Спина прямая.
5. «Мыши» На носочках ходят мыши, так, чтоб кот их не услышал.
5. «Слон» Стоя. Ходьба на пятках. Носки повернуты внутрь. Тело необходимо держать прямо, дыхание не задерживать.
6. «Котенок»
а) Котенок крадется. Ходьба на цыпочках.
б) Котенок бежит. Бег на носочках.
в) Котенок прыгает, ловит бабочку. Мягкие подпрыгивания, опускаться нужно на всю ступню.
7. «Медвежонок» Стоя. Ходьба на внешней стороне стопы. Руки на поясе.
8. «Веселые ножки» Сидя. Выставить одну ногу вперед на пятку, на носок, убрать под стул. То же с другой ногой. Повторить 4 раза.
9. «Пружинки» Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Дети в этот момент приподнимают носки, пятки прижаты к полу.
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай.
Нет пружинок - отдыхай!
Повторить 3 раза.
10. «Массаж ступни» Сидя, вытянуть ноги, поставить ступню правой ноги на верхнюю треть левой голени и начать активно массировать. Поочередно выполнять массаж то одной, то другой ноги.
11. «Массаж подошвы» Растирание:
а) прямолинейное кулаком;
б) кругообразное фалангами согнутых пальцев.
Комплекс 3
1. «Качели» - перекаты с пятки на носок, руки на поясе;2. «Пружина» - стопы «склеены» вместе внутренним сводом, поднимать и опускать пятки. Темп средний.3. «Малая гусеница»- сгибая пальцы, плавно подтягивать пятку, передний и задний отделы стопы от пола не отрывать. Выполнять движение вперед и назад.4. «Большая гусеница» - максимально согнуть стопы, носки на себя, перекатиться на носки и подтянуть пятки. Темп медленный. 5. «Строим мост» – согнуть правую ногу и пальцы стопы, поставить на пол с опорой на пятку и пальцы. Средний отдел стопы не касается пола. Тоже левой ногой.6. «Рыбка» - руки вдоль туловища, правый носок на себя, согнуть правую ногу в тазобедренном суставе, затем в коленном и вернуться в и.п., тоже левой.7. «Маятник часов» - стопы касаются стоп партнера, одновременно повороты стоп вправо-влево. Стопы держать стопы вертикально.8. «Шарики» - лежа на правом боку, правая нога согнута, левая прямая. Не отрывая пятки от пола рисовать круг в одну, затем в другую сторону только передним отделом стопы.9. «Я на солнышке лежу» - лежа на животе, ноги согнуты в коленях, руки под подбородком, попеременно сгибать и разгибать стопы.10. «Танец жука, лежащего на спине» - ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, руки согнуты в локтях. Попеременное сгибание и разгибание кистей и стоп.
Комплекс 4
1.Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1–3 минут.2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2–5 минут.3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.4. Ходьба по палке.5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2–4 минут.7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.8. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1–3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).
Комплекс 5 (с малым мячом)
1.«Шагающий, на мяче» - лёжа на спине с опорой на предплечья, стопы на мяче, попеременное перекатывание мяча стопами вперёд и назад.
2.«Вращающий мяч» - удерживая мяч в голеностопных суставах, приподнять ноги, согнуть и поставить на пол. Затем поднять, выпрямить и вернуться в и.п.
3.«Жонглер» - сжать мяч в голеностопных суставах, перекаты мяча через ногу вправо и влево.
4.«Круговорот» - ноги согнуты, стоят на мяче. Надавливая мяч, выполнять круговые вращения в правую и левую сторону.
5.«Летающий мяч». Дети сидят на полу и начинают подбрасывать ногами маленький мячик, не трогая его руками.
6.«Прогулка с шариками»- пробуя удержать пальцами ног по шарику, дети идут вперёд на внешней стороне ступни.
7.«Пингвины» - зажав мяч голеностопами, шагают, не уронив мяч.
8.«Прыжки с мячом» - зажав мяч между ступнями ног, дети прыгают на внешней стороне ступней.
Комплекс 6
1.Руки на пояс, перекаты с пятки на носок.
2.Одна нога выпрямлена вперёд, другая под стулом, смена положения ног.
3.Стопы стоят на полу, развести пятки в стороны, вернуться в и.п.
4.Стопы вместе, руки на наружной стороне коленей, стремиться поставить стопы на наружный свод, руками оказывать незначительное сопротивление.
5.Имитация подгребания песка пальцами, пятки стоят на полу.
6.Катание мяча стопами ног.
7.То же, одна нога на мяче, выполнять круговые движения стопой, затем смена положения ног.
8.«Карусель» - педагог держит в руках один конец верёвки, перед каждым ребёнком другой конец верёвки. Ребёнок пальцами стопы поднимает верёвку и начинает наматывать её на передний отдел стопы.
9.«Вяжи ногами». Дети сидят на полу, сгибают ноги в коленях и раздвигают их в стороны, ступни держат вместе. Пальцами ног берут по карандашу. На один карандаш набрасывают колечко с другого карандаша, как петлю при вязании. Затем на карандаш нанизывают несколько колец или же надевают все кольца сразу.
10.Сгибание и разгибание стоп. Поочерёдно, не отрывая пяток от пола.
Применение дорожки здоровья на занятиях.
3044190166370
3044190-3810-3810-3176
Корригирующие упражнения.
3044190-1905
30346653810
30346650