Методические материалы по теме Система оценивания предметных результатов учителями ЕНД МБОУ Гимназия №11
Система оценки качества предметных результатов учителями ЕНД
В соответствии с требованиями ФГОС ООО обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. При этом оценивание, как самого процесса познания, так и его результатов, рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения. Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов по отдельным предметам.
Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием
Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов
Процедуры оценки:
а) внутренняя накопительная оценка
б) итоговая оценка
в) процедуры внешней оценки
Контроль и оценка результатов обучения должны:
соответствовать целям и задачам, этапам обучения;
являться неотъемлемой частью учебной деятельности;
стать для ребёнка осмысленным действием;
направлены на отслеживание динамики роста учащихся;
проводиться в целях диагностики и выявления уровня развития знаний.
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ (таб. 1).
Таблица 1
Мониторинг образовательных результатов по предметам
естественнонаучного цикла осуществляется
виды аттестации
Цель
Периодичность
Входная
- стартовая
зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью
имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года, начиная со второго года обучения
Промежуточная
- текущая
контроль предметных знаний и предметных УУД по результатам урока;
осуществляется поурочно
- рубежная
контроль предметных знаний и УУД по результатам темы или раздела
осуществляется по итогам изучения темы или раздела
Итоговая
- годовая
комплексная проверка предметных и метапредметных образовательных результатов на основе предметного содержания
в конце учебного года или как стартовая в начале следующего
Результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
Результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Такой подход даёт возможность учителю выбрать оптимальные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Одним из самых эффективных приёмов мониторинга предметных результатов обучения является создание «Таблицы образовательных результатов по ..» учащихся (индивидуальной или учебного коллектива) по данному предмету (таб. 2). Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблица 2
Таблицы образовательных результатов по географии. Тема «Гидросфера» (фрагмент)
Приводить примеры взаимосвязей между гидросферой и другими оболочкамиЗадание №2
Объяснять значение круговорота воды в природе и жизни человекаЗадание №3
Распределять географические объекты по группам в соответствии с их особенностям Задание №1
Выводы:
Влад У.
5
3
4
Все умения освоены хорошо, кроме умения «объяснять значение круговорота». Необходима индивидуальная коррекция.
Саша Ф.
4
3
5
Выводы:
Например: Более половины учеников освоили умение на «хорошо» и «отлично»
Например: Большая часть учеников лишь осваивает это умение («норма» и «ниже нормы»). Требуется дополнительная система заданий в следующей четверти.
Таблицы не являются отчётным документом. Это инструмент для создания условий развития образовательных результатов школьника. В них выставляются отметки (баллы или уровни) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Оценивание проводится с учётом признаков трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы); либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕобязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности переводятся учителем в отметки по традиционной 5-балльной или уровневой (3 уровня успешности – высокий, средний, низкий) шкале и фиксируются в таблице.
В процессе использования приёма «Таблицы образовательных результатов по ..» учитель получает возможность выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том
происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к более глубоким и основательным знаниям,
совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки,
умеют ли дети работать индивидуально, совместно.
Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик и делать корректные выводы (таб.2). Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Особое внимание следует обратить на задания, используемые при организации различного вида контроля.
Анализ УМК по предметам естественнонаучного цикла в 5-7 классах показал, что полностью рассмотрен данный аспект обучения в учебниках и методических материалах по биологии. Для организации контроля в учебниках 5-го класса предлагаются итоговые тестовые задания, но к сожалению, критерии оценивания отсутствуют. Поэтому контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Гимназия №11» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ «Гимназия №11». Для организации контроля результатов обучения биологии в 6-м классе УМК предусматиривает использование дидактичеких материалов Солодовой Е.А.
«Биология. Тестовые задания». В 7-м классе для этих же целей авторский коллектив предлагает пособие Солодовой Е.А. Биология. Тестовые задания Дидактические материалы. Кроме того при подготовки материалов тематического и итогового контроля следует ориентироваться на задания, предложенные в пособии « Биологический тренажер. Подготовка к итоговой аттестации» (авторы Воронина Г.А., Исакова С.Н.) и пособии для учителей издательства «Просвещение» «Биология. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 класс» (автор Воронина Г.А.).
По географии УМК, представляемое издательством «Вентана-Граф», к сожалению, только в 7 классе дополнено пособием «География. Тренировочные задания» (авторы Душина И.В., Смоктунович Т.Л.), в котором задания предназначены для оценки достижения результатов изучения курса 7 класса и форме задания приближены к тем, которые содержатся в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.
Для начального курса географии (5-6 класс) какие-либо пособия данного направления в составе УМК отсутствуют. Частично проблему позволяет решить пособие «География. Формирование универсальных учебных действий», разработанное Беловоловой Е.А. и «методическое пособие. География 5-6класс» (автор Летягин А.А.). В методическом пособии А.А. Летягина после каждого урока предлагается 3-5 тестовых заданий по теме урока, из которых при желании можно составить текст проверочной работы тематического контроля. Однако, и здесь следует заметить, что это задания только тестового характера чаще всего на выбор одного ответа из нескольких, что на наш взгляд не позволяет организовать контроль всего объема знаний. Критерии оценивания в указанных пособиях так же отсутствуют и поэтому контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Гимназия №11» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ «Гимназия №11».
Таки образом, в большинстве случаев учителя кафедры самостоятельно производят отбор заданий и формируют материалы для текущего, промежуточного и итогового контроля. При разработке заданий, которые позволяют объективно оценить уровень приобретенных школьником предметных результатов необходимо учитывать требования к таковым, заложенные в образовательных программах различного уровня. Кроме того, изменился инструментарий – формы и методы оценки.
Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания, а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, в ходе решения которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат, такого типа задачи предполагают создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Обращаем ваше внимание на то, что отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики). Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Решение полноценной задачи предусматривает оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). . Иными словами, оцениваться может всё, фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).
Привычная форма письменной проверочной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по рефлексии деятельности),
результаты учебных проектов,
результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Следует отметить, что для получения объективной картины необходимо анализировать не только разовые работы итогового или тематического контроля, а предусмотреть на основе анализа программного материала систему работ, позволяющих контролировать и оценивать конкретные умения школьника в динамике.
Анализ УМК по биологии издательства «Вентана-Граф» позволил учителям выработать следующий вариант оценивания образовательных результатов по предмету в 5-7 классах (таб. 3-5):
Таблица 3
Система мониторинга образовательных результатов по биологии 5 класс.
контролируемые умения
темы по программе
итоговая работа
1
2
3
4
владение терминологией
+
+
+
+
владение фактическим материалом
+
+
+
+
+
умение давать сравнительную характеристику живым организмам и их группам
+
+
+
+
умение устанавливать причинно-следственные связи и объяснять их
+
+
+
+
+
умение работать с микроскопом
+
+
Таблица 4
Система мониторинга образовательных результатов по биологии 6 класс.
контролируемые умения
темы по программе
итоговая работа
1
2
3
4
5
владение терминологией
+
+
+
+
+
+
владение фактическим материалом
умение давать сравнительную характеристику живым организмам и их группам
+
+
+
+
+
умение устанавливать причинно-следственные связи и объяснять их
+
+
+
+
+
умение работать с приборами и микропрепаратами
+
+
+
знание вклада различных учёных в развитие науки
+
+
+
Таблица 5
Система мониторинга образовательных результатов по биологии 7 класс.
контролируемые умения
темы по программе
итоговая работа
1,2
3-7
8
9 - 11
12
13
владение терминологией
+
+
+
+
+
+
владение фактическим материалом
+
+
+
+
+
+
умение давать сравнительную характеристику живым организмам и их группам
+
+
+
+
умение устанавливать причинно-следственные связи и объяснять их
+
+
+
+
умение работать с приборами и микропрепаратами
+
+
+
знание вклада различных учёных в развитие науки
+
+
+
+
Оценить сформированность предметных УУД позволяет также анализ выполнения практических и лабораторных работ, предусмотренных авторскими программами по биологии. Например, в 6 классе предусмотрено 6 таких работ(таб.6) .
Таблица 6
Система лабораторных работ по биологии (6 класс)
Тема
Количество
контрольных
работ
Количество
лабораторных работ
Количество
самостоятельных
работ
Органы растений
3
Основные процессы жизнедеятельности растений
1
Многообразие и развитие растительного мира
2
Аналогичная работа была проделана и учителями географии. Например, в 5-м классе предусмотрены следующие варианты контроля предметных результатов.
Таблица 7
Система мониторинга образовательных результатов по географии 5 класс.
контролируемые умения
темы по программе
итоговая работа
1
2
3
4
5
6
владение терминологией
+
+
+
+
владение фактическим материалом
+
+
+
+
+
умение давать сравнительную характеристику географическим объектам
+
+
+
+
умение устанавливать причинно-следственные связи и объяснять их
+
+
+
+
+
умение работать с географической картой
+
+
+
+
знание вклада различных учёных в развитие науки
+
+
+
+
+
Таким образом, работая с таблицами предметных результатов, опираясь на систему мониторинга, разработанную ко всему курсу по предмету, учитель наглядно сможет увидеть на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребенка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении.
Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – объективную оценку образовательных результатов по предмету у учащихся.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15