Инновационный проект Технология развития эмоционального интеллекта младших школьников на уроках английского языка
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ №2
ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КИРОВСКОЕ
Технологии развития эмоционального интеллекта
младших школьников
на уроках английского языка
г. Кировское, 2015
Рудакова Н.В. Инновационный проект «Технологии развития эмоционального интеллекта младших школьников на уроках английского языка». Рекомендовано педагогическим работникам для использования на уроках иностранного языка-г. Кировское, 2015.
Рассмотрено на заседании школьной предметной методической комиссии учителей иностранного языка, протокол № _____ от _______ 2015 г.
Руководитель ШПМК учителей иностранного языка___________Т.О.Литвинова Актуальность, идея проекта.
В современных условиях мирового экономического, политического, культурологического и нравственного кризисов на первый план выходит необходимость развития эмоционального интеллекта личности. Кризис - это вызов к развитию человека творческого, всемерно образованного, гибкого и активного, обладающего рядом способностей эмоционального интеллекта.
Под термином «эмоциональный интеллект» мы понимаем совокупность таких личностных навыков, как точное эмоциональное самоопределение, управление собственным эмоциональным состоянием, социальная чуткость и управление отношениями с другими людьми. Очевидно, что лишь немногим эти личностные навыки присущи с рождения, у многих это формируется в процессе жизнедеятельности.
Понятию «Эмоциональный интеллект» - чуть более десяти лет. Исследователи (Г.Бреслав, П.Сэловей, Д. Майер) предлагают различные варианты структуры эмоционального интеллекта и ведут дискуссии относительно составляющих данного понятия. Среди компонентов эмоционального интеллекта авторы понятия П. Сэловей и Д. Майер выделяют такие способности, как: восприятие эмоций, эмоциональное благоприятствование, эмоциональное понимание, эмоциональное управление.
Р.Бояцис и Д.Гоулман выделяют следующие компоненты: самосознание, социальное осознание (эмпатия), самоуправление, социальные навыки (коммуникация).
Несмотря на определённые различия в подходах к выделению составляющих эмоционального интеллекта большинство ученых сходятся во мнении, что необходимо учитывать два основных аспекта: способность к управлению собственными эмоциями и создание атмосферы в отношениях с другими людьми.
Для учителей иностранных языков ценность появления данного понятия заключается в том, что оно позволяет реализовать комплексный подход при развитии важнейших эмоциональных и социальных навыков и умений.
Применительно к преподаванию иностранных языков понятие «эмоциональный интеллект» представляет определенный интерес, т.к. многие его компоненты (симпатия, мотивация достижения, саморегуляция, рефлексия) необходимы как для полноценного развития эмоциональной сферы школьника, так же как и для успешного старта формирования иноязычной коммуникативной компетентности.
Урок иностранного языка предоставляет определенные возможности развития эмоционального интеллекта детей. Иностранный язык является одним из немногих предметов, в рамках которых возможно моделирование различных коммуникативных ситуаций, позволяющих ученикам представить себя вне школьных стен и отработать определенные людьми модели поведения. Эмоциональный интеллект является важной составляющей успешной коммуникации и может развиваться только в процессе коммуникации, моделируемой на уроках иностранного языка (М. Пантелеева)
Многие специалисты в области лингводидактики считают, что обучение иностранному языку, особенно в раннем возрасте, оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка, его эмоциональной сферы. В свою очередь, подключение эмоциональной сферы ребенка в процесс изучения иностранного языка способствует более успешному его усвоению.
Эмоциональная сфера, наравне с интеллектуальной, играет важнейшую роль в формировании языковых навыков и речевых умений на родном и иностранном языке в дошкольном и младшем школьном возрасте. Опережающее развитие эмоциональной сферы детей улучшает качество обучения иностранному языку в раннем возрасте.
Подходы к реализации проекта
Выбор подхода зависит от того, что является первичным для преподавателя и ученика. Если основной целью является формирование и развитие эмоционального интеллекта ребенка, тогда ведется развитие эмоциональных способностей, знаний и умений, напрямую. Этот подход возможно реализовать на занятиях с детскими психологами или в школах эстетического воспитания. В случае, если основной целью является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции, работа ведется опосредованно, т.е. совмещается изучение языка и развитие эмоционального интеллекта детей.
Процесс развития эмоционального интеллекта младших школьников пронизывает все уровни деятельности преподавателя: планирование уроков, оформление классной комнаты, отбор учебного материала и упражнений, поведение учителя, характер взаимоотношений в классе.
Поскольку главной целью обучения иностранным языкам определено воспитание личности, способной и желающей вступать в межкультурную коммуникацию, желательно создание модели такой коммуникации в классе. Учитель выступает в роли представителя другой культуры, его речь должна быть максимально приближена к естественной, эмоциональной речи на иностранном языке, ярко индивидуальной. Ученики младших классов должны чувствовать заинтересованность учителя, которая придает ему уверенность.
Что касается оформления кабинета, в котором предполагается вести обучение, рекомендуется создать уютное и комфортное помещение, избегая ярких красок, используя декоративные растения и пейзажи, а вместо грамматических таблиц и правил - картинки, помогающие ребенку позитивно настроиться на урок иностранного языка.
Многие педагоги сходятся во мнении, что во время занятий дети должны сидеть не за партами, а в кругу - на стульях или на ковре. Форма круга облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. На уроке желательно использовать большое количество разнообразных и интересных игрушек. Отбор учебного материала должен происходить исходя из наличия в нем позитивной фоновой информации с целью формирования ассоциативных связей с внутренними эмоциональными переживаниями учеников. Особая роль в этом отводится музыке. Музыка катализирует целостное развитие ребенка, его психические процессы и личностные качества. Музыка используется с целью создания мотивации, снятия эмоционального напряжения и скованности, стимулирования речевой деятельности в процессе усвоения иностранного языка.
Способы и принципы реализации проекта
Перечислим общие принципы развития составляющих эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.
Самооценка. В процессе занятий нужно акцентировать особое внимание на способностях детей и их потенциальных возможностях, не подчеркивая их неспособности к каким - либо действиям. Учителю необходимо оценивать не только конкретный результат, но и усилия, затраченные ребенком для его достижения. Важно демонстрировать классу результаты успешной работы каждого ученика и обращать особое внимание на сильные стороны детей, чаще их хвалить. Необходимо создать в классе атмосферу, где разнообразие и непохожесть друг на друга ценятся и уважаются. Желание ученика выполнять задание учителя увеличится, если он увидит, что лучших результатов добиваются те дети, которые прилагают больше всего усилий на выполнение того или иного задания.
Для формирования у младших школьников позитивной самооценки рекомендуются следующие способы.
1. Обмен комплиментами. (Compliments Exchange)
При проведении итогов того или иного вида работы ученики обмениваются комплиментами. Например: You are the biggest success!
You are a good leader.
You are very creative.
... always motivates us.
It's a pleasure to talk to...
It's a pleasure to deal with...
(name)'s job is the best.
(name) is clever.
(name) brings out the best of him/her.
2. Использование выражений «I think», «I believe»,
«Perhaps», «May be», «It seems that».
Данные выражения помогают детям формировать механизм самооценки в процессе речевой деятельности, показывают, на каком уровне находится уровень самооценки каждого ученика:
I уровень - самооценка реалистична (дети знают свои возможности, могут прогнозировать свою деятельность);
II уровень реалистичных самооценок меньше (неудачи относят к сложившимся обстоятельствам)
III уровень - самооценка неадекватна (хотят оценить себя повыше).
Для педагогов основной задачей является довести самооценку
учащихся на адекватный уровень по оцениванию своих поступков и знаний.
Самосознание. В процессе обучения необходимо внести определенный компонент самоконтроля, когда ученикам позволено самим оценивать собственные поступки и действия. При изучении языка детям нужно предоставить возможность развивать и использовать собственные индивидуальные стили и стратегии обучения. Предлагая различные упражнения и задания, при выполнении которых создавалась бы возможность использования различных аспектов множественного интеллекта каждого ученика. Для развития реалистичного мышления необходимо делать упор на оценку ребёнком своих положительных и отрицательных действий и эмоций. Сочинение рассказов, по мнению Л. Шапиро, является одним из лучших способов развития реалистического мышления детей. Научившись вести внутренний диалог с самим собой, ученики смогут лучше концентрировать своё внимание на выполнение стоящей перед ними задачи. Предлагаются следующие темы для сочинения рассказов:
Му interview with the Queen (4 кл.)
My friend's birthday party (3 кл.) Jungle tale (3 кл.) Spot comes to see Magsy.
Составление рассказов способствует развитию техник общения со своим «я» и становлению мыслительной и поведенческой деятельности учеников.
Управление эмоциями. Преподавателю необходимо демонстрировать различные модели позитивного поведения при помощи моделирования различных коммуникативных ситуаций. Нужно давать детям возможность открыто говорить о своих чувствах и эмоциональных состояниях. На уроке иностранного языка преподаватель должен внимательно слушать каждого ученика и приучать других детей слушать друг друга. Одним из важнейших качеств, характеризующих человека, является наличие чувства юмора. Несмотря на то, что все дети от природы обладают разной способностью к тому, чтобы смешить, каждый ребенок от рождения способен понимать смешное и любит смеяться. Развивая чувство юмора ребенка, учитель способствует развитию способности детей легче общаться друг с другом и дает возможность справляться с самыми различными задачами.
Мотивация достижения. Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат сам по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и коллективные достижения.
Эмпатия. На занятиях учителю необходимо представлять позитивные ролевые модели, обращать внимание учеников на взгляды и позиции, которые встречаются в сказках, ролевых играх и реальной жизни и порой отличаются от взглядов самих детей. В процессе занятий ученики должны научиться обращать внимание на то, какие эмоции испытывают они сами и другие люди в различные моменты жизни. Нужно учить ребенка понимать, что чувствуют другие люди и какими способами они это выражают. Ребенок должен научиться вставать на место другого человека и соответственно отвечать вербальными и невербальными способами. Учеников необходимо обучать пониманию различных аспектов невербального поведения (жестов, выражения лица и т. д.) Важную роль играют также тембр голоса, скорость речи и интонация. Несомненно, данные способности значительно способствуют и формированию иноязычной коммуникативной компенсации, поскольку ребенок получает возможность использовать невербальные средства выражения, характерные для представителей культуры изучаемого языка.
Социальные навыки.
Учителю необходимо, во - первых, обращать свое внимание и поддерживать дружеские детские группы, которые образовались в классе. Во- вторых, важно обеспечить такие задания, которые позволили бы ученикам учиться работать в группах и парах. Причём на начальном этапе следует начинать с коротких и четко контролируемых заданий, а затем постепенно переходить к тем заданиям, где у детей появляется больше автономии и ответственности. Наконец, необходимо давать задания, которые эксплицитно повышали бы взаимодействие учеников, их активное слушание друг друга и постоянную смену ролей. Согласно Л. Шапиро, «дети младшего возраста учатся решать проблемы, руководствуясь накопленным личным опытом», поэтому необходимо побуждать учеников к самостоятельному решению проблем и стоящих перед ними задач, не стараясь представить им заготовленные решения и ответы (Шапиро, 2005, с. 210). В то же время, учитель является примером для учеников, может подсказывать пути решения некоторых сложных задач, непонятных ученику. В процессе развития навыков общения на иностранном языке важно уделять особое внимание развитию таких умений, как делиться информацией личного характера с другими людьми, моделировать свою реакцию на намеки и слова других людей, предложить свою помощь и поддержать человека, позитивно или негативно реагировать, демонстрировать свое умение слушать, продемонстрировать своё понимание и сочувствие, участие, восхищение и одобрение, согласие и т.д. Для формирования данных умений необходимо научить детей четко формулировать утверждения, описывающие их эмоции и ощущения, высказывать пожелание, говорить о том, что важно и интересно проявлять любопытство, понимать, что хочет собеседник, внимательно и активно слушать, уметь задать вопрос и вникнуть в детали, встать на место другого, улыбаться и кивать во время беседы, выражать одобрение и восхищение как вербально, так и невербально, находить различные способы решения задачи и т.д. (Шапиро, 2005, с. 246-248) На формирование межличностных отношений ребенка большое влияние оказывает наличие друзей. В процессе занятий, необходимо демонстрировать ребёнку важность роли друзей и навыков развития дружеских отношений со сверстниками, предлагая парные и групповые формы работы на уроке. Важно сформировать у ребенка способность и желание работать в группе и ощущать себя ее незаменимым членом, учитывая при этом важность каждого отдельного участника и всего коллектива в целом. Развитие у детей навыков активного слушания способствует не только упрощению коммуникации, но и усвоению иностранного языка. Необходимо с самого раннего возраста развивать у учеников такие техники разрешения конфликтов, как умение договариваться и быть посредником в разрешении споров как одноклассников, так и героев сказок и ролевых игр.
Реализация проекта в заданиях и упражнениях по английскому языку
Рассмотрим, как данные способы и принципы могут быть реализованы в конкретных заданиях и упражнениях по английскому языку. Существуют различные типы упражнений и заданий, а также приемы и техники, позволяющие формировать и развивать эмоциональный интеллект детей в процессе изучения иностранного языка. Среди наиболее эффективных можно назвать игровые формы заданий (сюжетно-ролевые игры, игры - драматизации, игры на развитие навыков общения), сказки, стихотворения, этюды, использование рисунков и фотографий использование специализированных компьютерных программ. Ролевые игры. Игра, в особенности сюжетно-ролевая игра, является основным видом деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте, с помощью которого ребенок получает возможность для последующего личностного роста.
Подвижная игра «The Farmer in the Dell» 3 класс. Игра - опосредованный способ связи ребенка с окружающим миром - является своеобразной школой эмоций, важнейшим инструментом, позволяющим формировать эмоциональный мир детей. Игровые формы обучения широко используются на уроках иностранного языка, поскольку они чрезвычайно эффективны в раннем возрасте. Ролевая игра детей дошкольного и младшего школьного возраста, по мнению Д. Джонса, «не только способствует укреплению различных когнитивных навыков и способностей, но и обеспечивает базу для эмоционального и социального развития». Применение игровых заданий на уроках иностранного языка позволяет совместить успешное изучение языка с формированием и развитием эмоционального интеллекта школьника. Игра в значительной степени повышает мотивацию ребенка к изучению иностранного языка. Будучи для учителя аналогом упражнения, в котором дети приобретают языковые навыки и речевые умения, для самих детей это интересное и увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстниками, в котором использование иностранного языка диктуется внутренними потребностями игры.
Приведем один из примеров такой игры - Fortune Teller (предсказатель судьбы.) Дети следуют инструкциям чтобы изготовить восьмиугольник из квадратного листа бумаги. Дети раскрашивают четыре внутренние поверхности разными цветами, затем пишут цифры от одного до восьми снаружи и под ними - различные позитивные послания на английском языке, например: «You're great!», «You're wonderful!» и т. д. Ученики по очереди играют в парах, например:
What’s your favourite number?
Four!
One... two...three... four. What’s your favorite color?
-Red!
R - e - d (ученик произносит слово по буквам, затем читает послание, написанное под красным цветом с цифрой «4»: You’re great!
Обеспечивая языковую и речевую опоры для отработки вопроса и названий цифр и цветов, данное упражнение способствует смене ролей, активному слушанию учениками друг друга и желанию взаимодействовать. Будучи положительно настроенными по отношению к одноклассникам, которые являются партнерами по выполнению упражнения, дети начинают видеть и себя в позитивном свете, усиливая таким образом чувство собственного достоинства и самоуважения. Упражнения подобные «Предсказателю» могут способствовать осознанию детьми своих эмоций в тот момент, когда другие говорят им приятные слова, и проанализировать способы управления взаимоотношениями с партнерами по общению.
Ролевые игры являются эффективным средством создания мотивации к иноязычному диалогическому общению. Ситуации общения, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации и дают возможность использовать язык как средство общения, актуализируя при этом как вербальные так и не вербальные средства общения. Тем самым ролевая игра «способствует реализации общего методического принципа коммуникативной направленности обучению иностранному языку» (Олейник, 1989 с. 28), развивая при этом такие важнейшие компоненты эмоционального интеллекта как мотивация достижения использования и понимание невербальных средств общения.
Сказки на иностранном языке. Сказки являются легко доступным ресурсом, который обеспечивает прекрасную возможность интегрировать развитие основных аспектов эмоционального интеллекта в процесс изучения иностранного языка естественным, эффективным и доставляющим удовольствие способом. Существует большое количество сказок, позволяющих детям развивать их языковые навыки и речевые умения, и в то же время исследовать свои эмоции, возникающие в процессе чтения сказок. Среди важнейших функций сказок выделяется функция формирования жизненных сценариев и типов поведения. Благодаря простоте и доступности материала, близости к внутреннему миру ребенка, своеобразным формам организации материалов сказка, являясь важнейшим средством обучения иностранному языку на начальном этапе, способствует и развитию эмоционального интеллекта учеников.
Сказка «English Letters» 1 класс.
Создание стихотворений об эмоций в парах или группах.
Класс делится на группы, и каждой группе выдается либо ученикам самим разрешается выбрать начальную строку стихотворения, написанную на карточке, например, I feel happy / sad / angry / frightened when ... Каждый ребенок получает полоску бумаги, на которой он должен написать свой вариант концовки предложения. Когда ученики готовы со своими предложениями, они читают их друг другу в группах и вместе раскладывают их в таком порядке, чтобы получить осмысленное стихотворение. На данном этапе детям разрешается редактировать, менять, что – либо добавлять в свои
предложения. Затем ученики все вместе придумывают последнюю строку стихотворения, начинающуюся со слова But .. и пишут финальную версию
своего стихотворения. Приведем пример одного из возможных вариантов.
I fееl sad when
my friend is bad
I have no pet
But really I'm glad.
Позволяя детям открыто выражать свои эмоции, данное упражнение вовлекает их в совместную работу на основе сотрудничества. Оно может выполняться на начальном этапе изучения иностранного языка, поскольку индивидуально от детей требуется лишь написать одно - два кратких предложения
Песни на иностранном языке
Инсценирование песни «Носкеу Соскеу» (Волонтеры Дж. Скарин, Гр. Портер и 4 класс)
Песни являются одной из любимых детьми форм занятий, которая включает в себя коллективное творчество и сотрудничество во время пения под музыку, само содержание песен может способствовать развитию/детей эмоциональной гармонии с одноклассниками, чувство единства и умения работать в группе. Приведем текст одной из песен для учеников начальной школы:
Hoсkey CockeyPut your right arm in! Take your right arm out! In! Out! In! Out!
Shake it all about!
Do the Hoсkey Coсkey аnd turn around!
That’s what it's all about
Групповые дискуссии
Групповая дискуссия на уроке английского языка, 4 класс.
Групповые дискуссии, в которых принимает участие весь класс, являются эффективной формой работы, позволяющие совместить эффективное обучение иностранному языку с развитием различных составляющих эмоционального интеллекта. Одним из примеров подобных упражнений является Circle Time. Данное упражнение позволяет развивать лексические навыки и речевые умения младших школьников, и одновременно, повышать их самооценку и способность открыто выражать свои эмоции. При выполнении такого задания развиваются навыки активного слушания, а так же коммуникативные навыки и умения. Правила задания следующие: ребенку можно говорить только тогда, когда наступит его очередь, вести себя корректно и дружелюбно, когда говорит одноклассник, находить свои собственные слова, избегая повторений за другими детьми, при отсутствии желания высказаться - использовать фразу « I pass ». Дети располагаются на полу, образуя круг. Учитель предлагает незаконченное предложение и показывает, каким образом его можно завершить. Дети по очереди повторяют незаконченную конструкцию и добавляют свою концовку. Ребятам разрешается пропустить свою очередь или использовать родной язык для компенсации нехватки языковых средств. Если ребенок высказывается на родном языке, учитель переводит сказанное на английский язык, и фиксирует все сказанное на доске для постепенного создания активного словаря по данной тематике. Во время выполнения данного упражнения можно использовать такие конструкции, как «I feel sad when; I’m good at ...; A friend is ... ». В случае, если дети стесняются открыто выражать свои эмоции при одноклассниках, можно предложить вариацию данной игры Secrets (Секреты). На полосках бумаги дети могут записать свои тайные мысли и положить их в специальный ящик. По очереди ученики достают из корзины записки и вслух читают анонимные «секреты». Если автор записки хочет высказаться, тогда он поднимает руку и выражает свою позицию.
Помимо развития навыков письменной речи с помощью данного задания можно развивать навыки аудирования и речевые умения.
Постепенно привыкнув к периодическому выполнению данного задания, дети все больше начинают использовать иностранный язык, употребляя накопленные в активном словаре слова и грамматические конструкции. Форма круга позволяет детям почувствовать гармонию и единение с одноклассниками, безопасность и принадлежность к коллективу. Перевод учителем собственных комментариев и высказывание учеников и фиксация их на доске позволяет создать базу действительно активного и эмоционально близкого детям словарного запаса.
Психологический тренинг на уроке английского языка. Учитель Рудакова Н.В., волонтер Гр. Портер
В современном образовании и, в частности, в теории и методике обучения иностранным языкам прослеживается тенденция к учету не только когнитивной, но и эмоциональной сферы детей. Урок иностранного языка в начальной школе как нельзя лучше подходит для интеграции эмоций впроцессе преподавания. Привнесение эмоционального компонента способствует более эффективному изучению иностранного языка. Урок иностранного языка, в свою очередь, предоставляет значительные возможности формирования и развития эмоционального интеллекта ребенка.
Конечно, эмоциональный интеллект нельзя рассматривать в отрыве от других знаний, умений, навыков и способностей, необходимых каждой личности. Целостное образование подразумевает единство эмоциональной и собственно интеллектуальной сфер. Без этого невозможно сформировать личность, готовую к трудностям современной жизни. И все же, учитывая акцент традиционного образования именно на познавательных способностях человека, современному учителю следует быть в курсе современных тенденций усиления эмоционального компонента в области языкового образования. Одной из таких тенденций является тренинговое развитие эмоционального интеллекта. Современному преподавателю иностранного языка приходиться нередко выполнять на уроке роль тренера - психолога для коррекции эмоционального состояния детей. Приведем пример нескольких тренинговых заданий.
Демонстрация эмоций. Преподаватель предлагает детям показать, избегая вербальных средств, используя только мимику и жесты, счастливого (сердитого, опечаленного, довольного, радостного и т. д.) человека.Teacher: Children? Show us a happy man (angry, sad, glad)
Описание эмоций. Дети по очереди при помощи мимики и жестов изображают заданного человека. Практика показывает, что проведение этого тренинга в начале урока в течение трех минут выводит детей из угнетенного, депрессивного состояния. Они начинают чувствовать себя на уроке более спокойно. Преподаватель рисует на доске два смайлика: одного грустного, другого счастливого.
Teacher: Children, look at these faces. This is me. Today
I am happy because
I have a lesson with you.
At the same time I am sad. Now tell me please
What makes you happy
And what makes you sad.
Дети по очереди рассказывают о том, что делает их в этот день счастливым, а так же что их огорчает. В процессе данного тренинга дети учатся анализировать свои эмоции, а так же контролировать их.
Решение проблемы.Преподаватель предлагает детям подумать о личных проблемах и спросить совет у одноклассников. Работа ведется в режиме: Ученик <-> Класс
Pupil:I have a problem. I left my book at home.
Class:You should tell the teacher. You should ask your friends for
help.
Pupil 2:I have a problem. I left my money at home.
Class:You should borrow some money from your friends. You
shouldn’t worry. It’s not a problem.
В результате данного тренинга дети учатся доверять свои переживания друзьям, представлять себя на месте собеседника, сопереживать.
Литература
1. Бреслав Г. М. Психология эмоций. - М.: Смысл, 2004.
2. Позухина И. А. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. - С. П. б.: детство - Пресс,2004.
3. Майер А. А. Влияние раннего обучения иностранным языкам на личностное становление ребенка дошкольного возраста
4. Олейник Т. А. Ролевая игра в обучении идеологической речи шестиклассников
5. Шапиро Л. Как воспитать ребенка с высоким коэффициентом эмоционального развития. - М. Сксмо, 2005
6. Williams М., Burden R. Psyhology for Language Teachers - CUP,
1997
7. Пантелеева M. О некоторых способах развития эмоционального интеллекта младших школьников на уроках английского языка +4 Английский язык № 18, 2007.