Конспект урока с элементами развивающего обучения по истории России на тему СССР в послевоенное время


Министерство образования и науки Самарской области
ГБПОУ Самарской области «ГК г. Сызрани»
Конспект урока с элементами технологии развивающего обучения
Тема урока: Страна в конце 40-х - начале 50-х годов.
/Боль потерь и неоправданные надежды/
2016 г.
Тема урока: Страна в конце 40-х-начале 50-х годов.
(Боль потерь и неоправданные надежды)
Цели: 1.Создать условия учащимся для уяснения основных особенностей и противоречий в жизни общества после окончания второй мировой войны.
2. Способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, рефлексивной способности при помощи анализе своей деятельности на уроке.
3. Оказать помощь учащимся в организации работы «малыми группами» и в выборе средств, для самостоятельной деятельности.
4.Способствовать развитию чувства ответственности за свои действия при работе в «малой группе».
КМО: карта СССР
Учебная литература:
Геворукова А.Е., Колосков А.Г. Задания для самостоятельных работ по истории СССР, М., 2011
История Отечества в документах, 1917-1993 гг. 2005
История России, М., ВЛАДОС, 2004
Левандовский А.А., Щетиков Ю.А. Россия в ХХ веке, М., Просвещение, 2002
Островский В.П., Уткин А.И. История России, ХХ век, М., Дрофа, 2000
Россия и мир, М., ВЛАДОС, 2004
Материалы периодической печати
ПЛАН УРОКА:
1. Ввод в деятельность. Составление программы деятельности. 2. Контрольное обсуждение заданий.
3. Постановка проблемного задания. Решение. 4. Обсуждение результатов. Составление схемы.
5. Итоги. Оценка. Определение объема работы на дом.
ХОД УРОКА:
ВВОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учащиеся намечают цель своей работы на уроке, средства для ее достижения, предполагаемый результат.
«В эти дни … лет этому назад»
(Пересказ обучающимся воспоминаний своей бабушки о том, как ее муж (дедушка пришел с войны)КОНТРОЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАДАНИЙ
На дом было дано задание: Прочесть параграф 19 учебника История России за11 класс /Авторы В.П. Островский, А.И. Уткин/
И дать свой заголовок каждой статье этого параграфа.
Организация работы: учащиеся работали «малыми группами», представитель от группы выходит к доске и записывает заголовки, получается четыре варианта – по одному от каждой группы.
Например:
Заголовки учебника: Заголовки учащихся:
1.Советское общество после войны: боль потерь и надежды Неоправданные надежды
Ради чего старались…
2.Укрепление тоталитарного режима Кто «украл» Победу?
Новый наезд репрессивной машины
3.Идеология, культура, наука Идеология-петля на шее культуры и науки
Настоящие-не у дел…
Золото-не ржавеет!
4.Состояние хозяйства. Уровень жизни Труд - сильнее войны!
«Как один мужик двух партийных генералов прокормил»
ОПИСАНИЕ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ
В конце предыдущего урока руководители малых творческих групп получили задание от учителя:
ДАТЬ СВОЙ ЗАГОЛОВОК каждой статье параграфа 19 учебника: «Страна в середине 40-х гг.» /Кроме второй – «Территориальные изменения»/. Работа проводилась во внеурочное время в кабинете истории. К сожалению, дома у учащихся нет необходимой справочной и учебной литературы.
По одному представителю от малой группы выходят к доске и записывают на ней все свои заголовки.
По жеребьевке каждая из групп должна представить минидоклад по доставшемуся номеру статьи.
Докладчик от мало группы сначала идет к доске и подчеркивает свой заголовок, затем старается обосновать свой вариант. Как правило, челны других малых групп задают докладчику вопросы на понимание, уточнение. А учащиеся, которые готовили тот же вопрос, критикуют заголовок своих «соперников». Докладчик старается доказать свою точку зрения, ему помогают остальные члены его малой группы. В итоге все учащиеся знакомятся с содержанием всего учебного материала и, принимая участие в обсуждении, глубоко усваивают его. Инструментом для работы являлась «Схема сложной коммуникации», где преподаватель является организатором этой коммуникации.
3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ЗАДАНИЯ. РЕШЕНИЕ
Вопросы, предлагаемые для размышления:
КТО СТАЛ ОБЪЕКТОМ ГОНЕНИЙИ РЕПРЕССИЙ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВОЙНЫ? К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕЛО?
Над выполнением задания ребята работают малыми группами.
Содержательным материалом являются «Пакеты источников», справочники, словари, БСЭ и др.
В «Пакет» входят:
1.Документы из хрестоматии для учащихся старших классов средней школы «История Отечества в Документах» 1945-2003гг. Составители: А.Г. Колосков, А.Е. Гевуркова. Г.А. Цветкова. Документы: 5,6, 12, 13, 15, 16, 17,19, 21.
2. Подборка материалов периодической печати по теме: «Сопротивление в ГУЛАГе» из газет «Труд», «Аиф» и др.
а) Бунт осенью 1952 г. в Эге-Хайском лагере
б) Вооружение выступление заключенных лагпункт «Лесорейд» Воркутлага3. Отрывок из «Дневника» бывшего заключенного Михаила Гавриловича Кайнова.
4. Материалы о М.М Зощенко и А.А. Ахматовой. Стихотворение А.А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…»
5. Отрывок из статьи Владимира Турбина «Михаил Зощенко и его грозная тень», сб. «Писатель, и время», М., 1991, с.494
6. Образ жизни народа. История Отечества с.119
Полнер Е.Д. история Отечества, СПтб.
«Пакет» делится на части по количеству групп, как правило, на четыре комплекта плюс один запасной. Группы берут комплекты произвольно. Самостоятельно работают, используя опыт предыдущих уроков по организации своей деятельности.
4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ Обсуждение результатов идет по схеме сложной коммуникации.
В итоге на доске и в тетрадях учащихся получается схема, при составлении которой используется «Система вопросов» и анализ причинно-следственных связей.
СХЕМА ОПОРНОГО КОНСПЕКТА
I. КТО БЫЛ РЕПРЕССИРОВАН?Репатрианты + военнопленные + писатели + музыканты + цвет науки + члены «антисоветских групп» + целые народы+ студенты + школьники + космополиты + формалисты = Миллионы ни в чем неповинных людей
II. ПОЧЕМУ?
Власти боялись их ума, таланта, честности
ЗАЧЕМ власти проводили репрессии?
Хотели силой сохранить свою власть
III. КАК?
ГУЛАГ. Изоляция интеллигенции от народа. Увольнение с работы.
Выселение. Спецпоселения. Запрет на издание трудов,
Не давали детям «врагов народа» получить
законченное образование
IV. К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕЛО?
ОСТАЛОСЬ В КУЛЬТУРЕ ХИЩНИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ
«лысенковщина», забвение генетики, человек - «винтик», забвение
общечеловеческих ценностей. 98% полезных ископаемых в отходы, бездумные преобразования, натурные испытания атомной бомбы, работа дороже самого человека.
ОСТАЛОСЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
человек без прав,
государство тотальное,
власть тоталитарная. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ БЫТА.
Искажалась социальная система…
ИТОГИ. ОЦЕНКА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА РАБОТ НА ДОМ.
Итоги проводит экспертная группа.
Оценку дают малой группе эксперты, включая учителя, каждому члену малой группы – ее руководитель, согласовывая свое мнение с оценкой группы и экспертов.
Критерии оценки: активность, результативность, дисциплина (самоорганизация, настрой, движение, развитие), возможность практического применения наработок, наличие элементов творчества, новизны и др. Оценку по работе на уроке дают в количественном и в качественном отношении: «хорошо», «удовлетворительно», «плохо» и т.д. Результатом работы по содержанию материала наработок оцениваются как обычно по пятибалльной системе.
Дома: рефлексия, продумать вариант описания схемы, составленной на уроке, возможные изменения и дополнения к ней.