Конспект урока окружающего мира по теме: Снежные загадки


Конспект урока окружающего мира в 1 классе
Учитель: Рожкова Елена Владимировна
Тема: Снежные загадки
Планируемые цели для учителя: создать условия для расширения представлений о сезонных изменениях в природе, представлений об образовании снежинок; содействовать развитию приёмов совместной и умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать бережному отношению к своему организму.
Планируемые метапредметные результаты
Личностные: отношение к учению, произвольному поведению, уважительное отношение к собеседнику.
Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, хрестоматию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаковые и графические модели, обнаружение особой роли органов чувств для человека.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в малых группах, формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты: иметь представление о разном состоянии воды, знать правила безопасного поведения во время зимних игр.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в малых группах.
Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ресурсы: мультимедиа-проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация;
учебник (Окружающий мир [Текст]: Учебник: 1 кл/ О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов – М.:Академкнига/ учебник, 2015); хрестоматия (Окружающий мир: хрестоматия [Текст]: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, - М.: Академкнига/Учебник, 2015); оборудование для проведения практической работы;
снежинки с заданиями.
Х о д у р о к а:
Организационный момент
У ч и т е л ь: С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать,
А работать и читать!
- С хорошим настроением начнём урок.
- Ребята, сегодня урок необычный. У нас гости, повернитесь и наклоном головы поприветствуйте их.
- Продолжаем урок.
II. Актуализация опорных знаний
У ч и т е л ь: - Скажите, какое время года уже наступило? (Зима)
- Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
- Назовите первый зимний месяц. (Декабрь)
- А какой месяц год начинает? (Январь)
- Какие изменения произошли в природе? (Стало холодно, морозно, выпал снег, водоёмы покрыты льдом, на дорогах гололедица, дни стали короче, а ночи длиннее, солнце поднимается низко над землёй).
-Отгадайте, что находится в моём волшебном сундучке?
Он в огне не горит
И в воде не тонет.
(лёд)
Бел, да не сахар.
Ног нет, а с неба идёт.
(снег)
Учитель: - Правильно. (Учитель вынимает из красивой коробки стаканы со снегом и ледяными кубиками.)
-Наши дежурные поставили к горячей батарее стакан с кубиками льда и стакан со снегом. Вот они. Во что превратился лёд в стакане? (В воду.)
- А снег? (Тоже в воду.)
-Сделайте вывод: из чего же состоят и снег, и лёд? (Из воды.)
-К этому уроку у вас было задание: самим получить лёд и снег.
-Похлопайте в ладоши те, кто получил лёд.
-Из чего образуется лёд? (Из воды). Расскажите, как вы сделали лёд. (1 ученик)
- А у кого из воды получился настоящий снег, со снежинками?
-Никто не получил снег.
- Какая же трудность вам встретилась? Сформулируйте её. (Не смогли сделать снег. Лёд из воды можно получить, а снег нельзя.) III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи
Учитель: - Эта трудность называется проблема. Назовём её ещё раз:
( Лёд и снег состоят из воды, но лёд можно получить из воды, а снег нельзя).
-А какие у вас предположения, отчего это зависит? (Выслушать ответы).
-Чтобы проверить ваше предположение (т.е. гипотезу), предлагаю вам, как настоящим учёным, провести исследование.
-Где же вы сможете найти нужную информацию, откуда сможете получить новые знания? (Из учебника, хрестоматии, от учителя.)
IV. Открытие новых знаний
Учитель: - Откройте учебник на с.34-35 и прочитайте тему урока («Снежные загадки»).
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
- Рассмотрите центральный рисунок.
- Снежная ли зима в этом году в поселке Мирном?
- Что делают Маша и собака Жучка?
- Чему так радуется собака Жучка?
- Что собирается делать Маша?
- Почему так весело Мише?
- Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на падающий снег?
- Когда идёте по первому чистому снегу?
- Когда снежинки падают на лицо?
- Зачем Маша сняла варежку?
- Что её заинтересовало, как вы думаете? (Ответы детей).
- Вам это тоже интересно? С чего же начать?
-Сама зима решила нам помочь и прислала несколько своих снежинок со снежными загадками.
Пока они летели, заблудились в нашем классе. Найдите их и разместите на магнитной доске по порядку.
Снежинки помогут нам работать организованно по плану, так как они непростые, а с вопросами. Цель нашего урока найти ответы на эти вопросы.
1 снежинка просит отгадать загадку:
Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
- Что такое снег? (Ответы детей).
У ч и т е л ь: - Послушайте отрывок из рассказа З. Трофимовой «Снег – что это такое?».
«Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.
Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. Они похожи на белые звёздочки. Поймай несколько снежинок на рукавичку и разгляди хорошенько. Они будто кружевные, все разные, с тонкими лучиками и лепестками, как у самых нежных цветов.
Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому-то и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.
Учитель: Туча по небу гуляла и случайно задремала.
Ветры буйные на воле увидали: туча спит,
Как перину, распороли –
И оттуда пух летит…
Пух летит, в глазах рябит,
А поймаешь – холодит.
(В.Мусатов)
Учитель: - Что это за пух? (Это снежинки)
Снежинки – это замёрзший водяной пар. Пар есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.
Учитель: - Вернёмся к нашей проблеме (гипотезе). Почему же не удалось из воды получить снег? Верно, снежинки образуются высоко в небе, не из воды, а из мельчайших капелек водяного пара.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится много воздуха, а потом уплотняется.
У ч и т е л ь: - Что происходит со снежинкой, если поймать её на ладонь? Удавалось ли вам когда-нибудь рассмотреть снежинку?
2 снежинка хочет узнать:
Какие бывают снежинки. На что они похожи?
Учитель: - Закройте глаза. (Аудиозапись Г.Свиридова «Метель»)
- Откройте глаза.
- Поднялась метель, намела на нашей доске целый сугроб. А на нём слова. Прочитайте их. (Столбик, ёж, пластинка, пушинка, звезда, игла, столбик).
- Вы случайно не знаете, почему эти слова залетели в сугроб?
- Может, компьютерная презентация вам поможет? Это различные виды снежинок при большом увеличении. (Дети устанавливают сходство форм с катушкой, запонкой, столбиком, пушинкой, ежом и т.д.)
-Теперь вы сможете сказать, почему катушка, ёж, пушинка, столбик, игла, звезда, пластинка, запонка залетели в сугроб? (Это виды снежинок.)
У ч и т е л ь: - Учёным удалось выявить девять основных форм снежных кристаллов. Каждой снежинке дали свое имя: запонка, столбик, ёж, игла, звезда, пластинка и ещё одна звезда.
Запонки – это застёжки, вдеваемые в петли манжет (рукавов) мужской рубашки. Многие запонки являются ювелирными изделиями.
- Рассмотрите форму снежинок в учебнике на левой части разворота (стр.34). Какие виды снежинок здесь изображены?
- Есть ли среди них одинаковые?- Ребята, как вы думаете, от чего зависит форма снежинок? Выскажите свои предположения.
- Японский профессор Накайя всю свою жизнь посвятил изучению тайн снежинок. Ему удалось выяснить, что форма снежинок зависит от температуры воздуха. Оказалось, что самые красивые снежные кристаллы – «звёзды» – появляются только при небольшом морозе (–14°…–17 °С).
Удивительные факты (рассказ подготовленных учащихся)
1-й ученик: Снежинки малы по размеру. Весит снежинка 1 миллиграмм, редко 2-3 миллиграмма. Самые крупные в мире снежинки были зафиксированы в 1944 году 30 апреля в Москве. Они закрывали ладонь и походили на перья страуса.
2-й ученик: Долгое время трудно было сфотографировать снежинку под микроскопом. Удалось это сделать в 1885 году американскому фермеру. Он создал коллекцию из 5000 уникальных снимков. В ней не было ни одной одинаковой пары снежинок.
3-й ученик: При своём падении в водоёмы снежинка «поёт», другими словами издаёт высокий звук, который неуловим человеческим ухом, но, как утверждают специалисты, крайне неприятен для рыб.
V. Ф и з м и н у т к а
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег. (Садимся.)
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые снежинки. (Потянитесь на носочках вверх.)
Кружатся над головою каруселью снеговою. (Покружитесь.)
На просёлки, на лужок всё снижается снежок. (Садимся).
3 снежинка задаёт вопрос:
Чист ли белый снег?
Учитель: - Ответить на вопрос нам поможет опыт. (Учитель напоминает правила практической работы).
- Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группах (Дети называют.)
Правила работы в группах
Работай дружно.
Внимательно слушай мнение другого.
Уважай чужое мнение.
Умей договариваться.
Не согласен – предлагай.
Отвечая, говори только по делу, спокойно и ясно.

На столах у вас по 3 стаканчика. В них растаял снег, который я взяла с пришкольного участка, у дороги и у крыльца школы. Определите, в каком стаканчике снег взят у дороги, в каком у крыльца школы, в каком на пришкольном участке. (Ответы детей).
- Предлагаю вам профильтровать через марлю снеговую воду.
- Что остаётся на фильтре (марле)? (Серые разводы, песчинки, соломинки, волоски).
- После фильтрования вода в стаканчиках стала чище?
- Достаточно ли этого очищения, чтобы употребить эту воду для питья?
Какой вывод можно сделать?
Вывод: белый снег не чист.
Учитель: - Откуда взялась грязь? Обсудите этот вопрос в группах (или в парах). (Ответы детей).
Учитель: - Много дыма, газов, копоти выбрасывают в воздух заводы и фабрики. Всё это сначала находится в воздухе, разносится ветром, а затем оседает на землю. Зимой эта пыль и грязь ложится на снег. Огромное количество вредных веществ выбрасывают в атмосферу автомобили.
У ч и т е л ь: - В жизни часто бывают ситуации, когда на улице хочется пить. Люди едят снег. Какой совет вы бы им дали? Почему нельзя есть снег? (Он грязный, холодный).
4 снежинка спрашивает:
Где и как рождаются снежинки?
У ч и т е л ь: - Ребята, как вы думаете, где рождаются снежинки? (Высоко-высоко над землёй в облаках.)
(Если не могут ответить на вопрос, находят ответ на вопрос в учебнике на с.34).
- Как образуются снежинки?
- Продолжаем работать в группах. Вам необходимо прочитать текст, а потом рассказать, что нового вы узнали.
(Хорошо читающие дети в каждой группе читают рассказ «Как рождаются снежинки»). (Окружающий мир. Хрестоматия с. 24).У ч и т е л ь: - Что нового вы узнали из рассказа?
Учитель: - Найдите в тексте предложение: Водяные пары всегда есть в воздухе. (Сигнальные карточки).
Ответьте на вопрос: - Что зимой из водяных паров образуется очень высоко в облаках?
(Зимой из них очень высоко в облаках образуются крохотные льдинки-кристаллики.)
- Что же происходит с шестиугольными кристалликами дальше?
(Шестиугольные кристаллики всё время увеличиваются и наконец, становятся удивительно красивыми звёздочками.)
- Найдите в тексте предложение, в котором говорится о том, как снежинки падают на землю.
(Снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и падают на землю.)
Составление рассказа на основе опорных слов:
высоко-высоко
из водяного пара
льдинки-кристаллики
увеличиваются
снежинки
на землю
(Дети рассказывают, как образуются снежинки. Учитель дополняет ответы детей.)Просмотр видеоролика «Как образуются снежинки»
У ч и т е л ь: - Ребята, а можно ли сказать, что снежинка – очень красивое изделие?
(Нельзя, изделия – это предметы, сделанные человеком, а снежинка – объект природы).
У ч и т е л ь: - Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами?
Вопрос 5 снежинки:
Почему скрипит снег под ногами?
Чтобы ответить на этот вопрос, вы снова работаете в группах. (Хорошо читающие дети читают текст «Почему снег скрипит под ногам. (Окружающий мир. Хрестоматия с. 24). Группа находит ответ на поставленный вопрос.
У ч е н и к: - Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.
У ч и т е л ь: - Послушайте стихотворение:
Первые снежинки в воздухе кружатся,
Упадут на землю, но не залежатся.
Первые снежинки на руке растают,
Холодят, волнуют и напоминают,
Что вот-вот настанут зимние деньки,
Что пора готовить лыжи и коньки,
Что пора готовить санки детворе…
Первые снежинки – от зимы привет,
Словно проверяет: ждёте или нет
(В.Мусатов)
У ч и т е л ь: - Как вы думаете, кто ждёт снега зимой? (Дети ждут снега, чтобы лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься с горки на лыжах и санках. Снега ждут и растения. Снег укрывает землю, и на полях перестают зябнуть озимые хлеба и другие растения.
Снега ждут животные. Заяц в своей белой шубке не виден врагу на снежном покрывале. Тетерева ныряют в снег и спят себе в уютной снежной спаленке).У ч и т е л ь: - Как вы думаете, где больше снега: в поле или возле забора? (Снега больше возле забора.) Почему? (Заграждения задерживают его.)
У ч и т е л ь: - Как люди используют снег? Какую роль выполняет снег?
Учитель читает рассказ «Зачем зимой на полях снег пашут» (Окружающий мир. Хрестоматия с. 25).VI. Ф и з м и н у т к а «Снежинка» (гимнастика для глаз)
VII. Применение новых знаний, закрепление материала
1. Игра «Да – нет» Приготовьте сигнальные карточки.
Вопросы:
- Снег образуется из водяных паров? (Да.)
- Снег и лёд при таянии превращаются в воду? (Да.)
- У снежинки обычно 7 лучиков? (Нет.)
- Все снежинки одинаковые? (Нет.)
- У забора снега больше, чем в поле? (Да.)
- Снежинка – это красивое изделие? (Нет.)
- Белый снег чистый? (Нет.)
2. Минутка творчества
В народе говорят: Много снега – много хлеба. Поможем зиме, добавим снежку. Подумайте, как мы это сможем сделать? (Ответы детей).
Вырежем снежинки и прикрепим на доску.
- Что тогда получится? (Снегопад.) Правила Т.Б. при работе с ножницами.
(Звучит аудиозапись Г.Свиридова «Метель». Дети вырезают снежинки.)Выходят к доске и прикрепляют снежинки (по рядам).
- Молодцы, ребята. Замечательный у нас получился снегопад. Какое разнообразие форм снежинок.
VIII. Итог урока
Учитель: - Подведём итоги.
- На какие из снежных вопросов вы получили ответы?
- Удалось ли достичь поставленной цели?
IX. Рефлексия
Самым интересным на уроке для меня было…
Самым полезным на уроке для меня было…
Самым неожиданным для меня было…
Самым необычным для меня было…
Самым удивительным для меня было…
Лист самооценки
Да Нет
Я узнал (а), что такое снег. Я сравнивал (а) форму снежинок. Я провёл (провела) опыт и доказал (а) свою гипотезу. Теперь я знаю, где и как образуются снежинки. Я смог (смогла) ответить на вопрос: почему снег скрипит под ногами? Учитель: - Мне понравилось, как вы работали на уроке. А теперь покажите своё отношение к уроку. С каким настроением вы уходите с урока? (Смайлики)
Спасибо за урок. Урок окончен.
Интернет - источники:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/12/12/snezhnye-zagadki-okruzhayushchiy-mir-urok-1-klasshttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/12/04/urok-okruzhayushchego-mira-snezhnye-zagadki
http://www.metod kopilka.ru/konspekt_uroka_po_okruzhayuschemu_miru_po__teme_snezhnye_zagadki_1_klass__umk_pnsh-11376.htm
http://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-dlya-1-klassa-snezhnie-zagadkihttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/01/22/urok-snezhnye-zagadki
http://pedsite.ru/publications/55/7399/http://multiurok.ru/titovalidiya/files/