Деловая игра для педагогов Словесные баталии
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«СЛОВЕСНЫЕ БАТАЛИИ»
Цель: формирование умений педагогов в нахождении новых способов поведения в контактах с родителями, оптимальных путей разрешения конфликтов; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.
Психолог. Уважаемые педагоги, предлагаю вашему вниманию ситуацию, которую мы вместе с вами разберем и найдем оптимальное решение. Ведь зачастую, мы склонны обвинять других в наших проблемах, и не хотим понять причины неустраивающего нас поведения людей и поискать другие пути решения проблемы.
Сотрудница обращается к своему руководителю:
- Ирина Сергеевна, я бы хотела взять отпуск в июле.
- Людмила Ивановна, а у вас отпуск по графику в сентябре.
- Да, но я прошу в июле, потому что у моего мужа отпуск в июле и мы бы хотели поехать вместе на море отдохнуть, мы так давно там не были!
- Все хотят. Ничем не могу помочь вам.
Вопрос: Почему просившая была неубедительна?
Ответ: Потому что не проявила эмпатии к руководителю, понимания, не поставила себя на его место. Ведь нарушение графика отпусков чревато тем, что в некоторые периоды будет работать некому, отчего пострадают и работа, и руководитель. К тому же, поломав график, руководитель может вызвать цепную реакцию аналогичных заявлений и даже претензий.
Сотрудница пытается переложить на руководителя решение собственной проблемы. А руководитель, чтобы не быть загнанным в угол, отказывает сотруднице.
Как можно подойти к решению данной проблемы, изменив стиль своего общения с руководителем?
- Ирина Сергеевна, могу я с вами поговорить?
- Да, что у вас?
-Зимой был подписан график отпусков на этот год. Он сейчас в силе?
- Да, безусловно.
- А можно ли меняться между собой временем отпуска?
- Можно, если это не оголит никакого участка работы.
- Я договорилась с Ивановой (у нее отпуск в июле) поменяться со мной на полмесяца, если вы разрешите взять нам отпуска с разрывом, в 2 приема. По семейным обстоятельствам мне нужно хотя бы 2 недели в июле.
- Хорошо пишите заявление, я подпишу.
Вопрос: Чем отличается данный вариант разговора с руководителем от предыдущего? Почему руководитель пошел навстречу сотруднице? Какие еще сильные аргументы можно предоставить руководителю, чтобы он отпустил вас в отпуск?
Мы с вами работаем в дошкольном учреждении. И работа педагога с семьей имеет огромное значение. Насколько грамотно мы, педагоги, выстроим взаимодействие с родителями, настолько зависит благополучие детей в детском саду. Предлагаем вам проиграть ситуации, часто встречающиеся в повседневной практике.
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.
Ход. Делим педагогов на две команды, каждой команде предлагается решить по 2 ситуации. Педагоги должны найти оптимальный выход из конкретной ситуации и разыграть ее, принимая различные роли: воспитателя, родителя, ребенка.
1-я ситуация.
Воспитатель просит родителей вместе с детьми изготовить тряпичные куклы для пополнения мини-музея «Куклы наших бабушек». Одна мама отказывается, мотивируя отказ неумением, нехваткой времени и даже отсутствием материалов. Ваши действия?
2-я ситуация.
Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
3-я ситуация.
Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. «Вечером попросите родителей перенести песок»,- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?
4-я ситуация.
Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?
Одна команда предлагает способы решения ситуаций, другая команда может предложить свой вариант решения. Потом все вместе обсуждают эффективность предложенных решений.
А сейчас я хочу предложить вам записать пять способов, которые помогут вам убедить человека:
1. Поставьте себя на место оппонента (эмпатия).
Для начала научитесь ставить себя на место своего оппонента и максимально точно угадывать его интересы и предпочтения. После нескольких минут общения даже с незнакомым человеком можно понять некоторые его жизненные ценности. Согласитесь, сразу видны люди, для которых главное место в жизни занимает семья, дети, образование, карьерный рост. Во время разговора необходимо использовать такие моменты даже в минимальной степени. Например, такими психологическими приемами очень часто пользуются опытные продавцы-консультанты. Деловому человеку они предлагают более дорогой товар с множеством дополнительных функций, аргументируя это тем, что данный продукт сэкономит их время, облегчит выполнение множества задач.
2. Совмещайте темы для разговора.
Во время разговора с оппонентом очень важно совместить две темы – ту, которая интересует вас, и ту, которая волнует собеседника. Подобный способ помогает сблизиться с человеком, причем в вашей ситуации он может стать своеобразным методом психологического программирования.
3. Вовлекайте в тему других лиц.
Во время изложения своих мыслей постарайтесь вовлечь в тему третье лицо. Например, если вы продаете какой-либо товар, то не стоит рассказывать о его преимуществах, которые вы узнали на собственном опыте. Гораздо лучше придумать кого-то из знакомых или родственников, которые вам рассказывали о достоинствах продукта. В противном случае человек может решить, что вы ему просто навязываете ту или иную продукцию.
4. Периодически переводите тему на общественные интересы.
Отметим и еще один важный момент. В процессе убеждения собеседника постарайтесь периодически переводить тему на общественные интересы. Чаще упоминайте о том, что вы выражаете мнение, которое разделяют тысячи людей в мире, говорите о популярности вашей деятельности или достоинствах предлагаемого товара.
5. Контролируйте ход мыслей оппонента.
Вы должны всеми возможными способами расположить собеседника к себе, научиться разговаривать с ним на одном языке и контролировать ход его мыслей. Никогда не заканчивайте разговор в кардинальной форме прощания – нацельте оппонента на продолжительное общение или сотрудничество, обменяйтесь телефонами, адресами электронной почты.