Опыты со снегом на прогулке.
« Опыты со снегом на прогулке»
(для детей среднего возраста)
Цели:
Продолжать знакомиться с особенностями снега, знать, что снег легкий, пушистый и т. д. Помогать устанавливать простейшие связи между природными явлениями.
Уточнить, почему тает первый снег.
3. Закреплять умение отвечать на вопросы, грамматически правильно выстраивая предложения.
Развивать наблюдательность, любознательность, внимание.
Воспитывать интерес к проведению опытов и экспериментов.
Оборудование: две одинаковые формочки.
Ход
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как красиво – все вокруг белым – бело!
Это Зима все нарядила в белый наряд. Кто ей помог?
Послушайте загадку.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь
(снег)
Воспитатель. Посмотрите, какой красивый зимний пейзаж (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое).
Что же такое снег? Как он образуется? (Предположения детей.) Это вода от холода превратилась в снег.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед
Растает – и снова в поход.
Откуда появились снежинки? (Предположения детей.)
Воспитатель. Давайте, ребята, внимательно рассмотрим снежинку на варежке .(Воспитатель раздает лупы)
На что она похожа?
(Ответы детей)
Воспитатель. Родились снежинки в облаке, высоко над землей, и с каждым часом делались все прекраснее и наряднее. Все они были похожи друг на друга, но у каждой была своя форма: одна была как звездочка, другая – как цветок, все они сверкали, как драгоценные камни. Выросли снежинки и полетели к земле белой стайкой. Послушайте, что пишет поэт И. Суриков в стихотворении «Зима». (Читает стихотворение)
Белый снег, пушистый. В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
И под утро снегом Поле побелело, Точно пеленою. Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой. Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно…
Воспитатель. Но ветер не давал снежинкам спокойно опуститься на землю, он кружил их в воздухе и заставлял плясать под свою музыку.
« Как пушинки мы легки,
Нас колышут ветерки.
Белой стайкой мы летим,
Лечь на землю не хотим».
(Игра «Снег кружится»)
Снег, снег кружится, (Дети кружатся, затем приседают.)
Белая вся улица. ( Дуют, изображая, как дует ветер.)
Собрались мы в кружок, ( Разлетелись снежинки в разные стороны.)
Завертелись, как снежок.
(Игра проводится 3 – 4 раза)
(Взять снег и подуть на него, предложить детям это сделать по очереди.)
Воспитатель. Снег легкий, пушистый. Походите по снегу. Что вы слышите?
Дети. Он скрипит.
Воспитатель. Почему снег скрипит?
(Предположения детей.) Снежинки – это кристаллы льда. Когда мы наступаем на них, они ломаются и издают скрип.
Сейчас на улице мороз и снег сухой, легкий, а когда наступает оттепель, снег станет липким, тяжелым, плотным.
Воспитатель. Как вы думаете, какой снег тяжелее – сухой или мокрый? (Ответы детей.) Мы это сейчас проверим. Проведем опыт. Возьмем две одинаковые формочки, в одну насыплем рыхлого снега, а в другую снег будем насыпать постепенно и утрамбовывать его, так чтобы вошло больше. Теперь на вытянутых руках взвесим, какая формочка тяжелее. Конечно, та, в которой больше снега. Внесем формочки со снегом в тепло и продолжим наблюдение. Где быстрее растаял снег?
Дети. В формочке с рыхлым снегом.
Воспитатель. Где оказалось больше воды?
Дети. В формочке, где было больше снега.
Вывод: в теплую погоду или оттепель снег липкий, из него можно лепить, в холодную погоду – сыпучий, лепить нельзя.