Материал по обобщению опыта по теме Проектная деятельность на уроках географии



Фестиваль педагогических идей
«Современный учитель: профессионализм и педагогическое творчество»
ПОИПКРО












Секция:
Внеурочное занятие: разработка и реализация современных моделей.




Проектная деятельность на уроках географии.
(статья)








Автор: Воронкова Елена Николаевна,
учитель географии
МБОУ СОШ №5 им.В.В.Смирнова









Невель, 2016г


Современный ребенок заинтересованно и с увлечением обучается только в том случае, когда он имеет эмоциональное удовлетворение. Если учесть, что поток научной информации на каждом уроке огромен для обучающегося, то большинство современных школьников испытывают чувства принудительного обучения. Причём принуждение осуществляется как со стороны учителя, так и со стороны родителей. Поэтому в современных условиях внеурочная деятельность по предмету стала играть как никогда важную роль.
Внеурочная деятельность обучающихся по предмету «География» подразумевает выполнение обучающимися основной школы индивидуальных и групповых проектов под руководством учителя-предметника. Проектная деятельность является обязательной составной частью учебной деятельности учащихся.
В наше время государство обозначает другие требования к выпускнику школы. Государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях. Именно поэтому современный учитель не передает знания в готовом виде, а организует деятельность учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности. Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться.
Размышляя над этой темой, можно сделать вывод, что проектная деятельность в школе повышает качество знаний по предмету. Современный школьник, увлеченный внеурочной проектной деятельностью, забывает, что он обучается и выполняет работу непринужденно, с интересом. Процесс познания происходит попутно с выполнением задания.
Цель проектной деятельности: развитие познавательных и исследовательских процессов, творческих способностей учащихся на уроках географии и во внеурочное время.
Проектная деятельность формирует важнейшие компетенции у современного школьника: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникативную, ценностно-смысловую, социальную, стремления личностного самосовершенствования.
Обобщив опыт работы, предлагаю модель организации проектной деятельности для организации внеурочных занятий по географии с учащимися:





















































Можно выделить основные этапы реализации проекта: 
- Организационный (формулировка темы, целей, задач, планирование деятельности)
- Технологический (сбор и анализ информации, выработка и обсуждение идей, оформление работы)
- Заключительный (представление работы, ее анализ и оценка)
Критериями оценки проекта являются
Значимость и актуальность
Корректность методов
Активность участников
Глубина проникновения в проблему
Доказательность выводов
Оформление результатов
Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и получение удовольствия от обучения.
Литература
1.География: уроки с использованием информационных технологий / авт. – сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5.
3.Портфолио учителя / сост. Л.П. Макарова. – Волгоград: Учитель, 2011.
4.Практикум по методике преподавания географии для студентов педагогических вузов / под ред. Е. А. Таможней. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
5.Современные образовательные технологии в обучении: опыт работы, разработки уроков / авт. – сост. О.А. Бибекова, Л.А. Ласикова. Н.В. Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011.
6. Н.Н. Петрова Школьный практикум по географии. 6 класс. Издательский дом «Дрофа», 2007.
7. И.Е. Михайлов «Литературная география в школе» 6-10 лассы, Москва. «Вако», 2014.
8. Панчешникова, Л.М., Душина, И.В., Дронов, В.П.Методика обучения географии в школе./ Под ред. Л.М. Панчешниковой - М.: Просвещение, 1999.
9. http://www.ntf.ru/ Национальный фонд подготовки кадров. В ногу со временем, в авангарде развития образования.













Приложение 1.
Практико-ориентированный проект.
«Города-герои России». География. 8 класс.
Организация данного проекта оказалось продиктовано самим временем. Накануне 70-летия Великой Победы каждый учитель-предметник должен был организовать мероприятие на тему Вов. В это время мы изучали раздел «Население». Тема родилась сама собой. Весь классный коллектив был разделен на группы. Каждая группа выбирала города-герои России и собирала о них материал. Работа по проекту проводилась в рамках внеклассной работы по предмету. Всем обучающимся предстояло выяснить вопросы:
Что значит город-герой?
Какие это города? Сколько их?
Какие из них расположены на территории России?
В каком регионе России находятся?
За какие подвиги присвоено высокое имя «Героя»?
Что представляет город в современности?
Все это оформить в виде презентации.
Собранный материал и представленные презентации явились значимым материалом для проведения классных часов в классах школы во время проведения мероприятий, посвященных освобождению нашей земли от немецко-фашистских захватчиков. Таким образом, проект получился социально значимым.




Приложение 2
Исследовательский групповой проект.
«Возможно ли извержение вулкана в школьном дворе» (география 6 класс).
Введение
Однажды на уроке мы говорили о вулканах, о том, где находится больше всего вулканов, как они извергаются. У нас появился вопрос: «В нашей местности могут извергаться вулканы?». Так родилась тема исследовательского проекта, над которой мы работали в течение 1 недели. Совместно с учителем была сформулирована гипотеза: если вулканы часто извергаются там, где живут люди, то, может быть и в школьном дворе это сможет произойти
Поэтому цели нашей работы: изучить особенности вулканов как природного явления, узнать, почему они извергаются, познакомить одноклассников с результатами работы.
Объектом исследования: информация о вулканах
Предмет исследования: материалы энциклопедии и Интернет-ресурсов
Задачи исследования:
- изучить материалы энциклопедии и Интернет-ресурсов;
- провести опрос среди одноклассников и взрослых;
- провести эксперимент;
- подготовить презентацию по результатам работы.
Что мы знаем о вулканах
Мы решили узнать, что известно о вулканах нашим одноклассникам. В классе провели опрос. Ответы одноклассников отражены в таблице.

Вопрос
+ - ?

1.
Что такое вулкан?
8
1
1

2.
Отличие вулкана от горы
8

2

3.
Какие бывают вулканы?
2
6
2

4.
Есть ли вулканы в космосе?
4
4
2

5.
Почему люди живут рядом с вулканами?
2
6
2

По данным опроса следует, что знания одноклассников о вулканах недостаточны. Их можно расширить, благодаря нашим исследованиям. Мы предложили ребятам развернутую и очень интересную информацию о вулканах.
Как образуются вулканы
Вулкан – это отверстие в земной коре, через которое наружу вырывается магма, вулканические газы и пепел. Вулканическая кора состоит из гигантских плит и появление вулканов вызвано их движением. Вулканы обычно встречаются в местах, где тектонические плиты сталкиваются или разбиваются. Плиты наезжают одна на другую, их нижние слои опускаются глубже, тают и формируют магму. Извержения вызывает магма. Расплавившись, горная порода вновь устремляется вверх. Она растапливает твердые слои и наверху прорывается лавой.
Виды вулканов
Из энциклопедии мы узнали, что бывают щитовые вулканы, стратовулканы, лавовые пики. Щитовые вулканы возникают, когда жидкая лава растекается на большие расстояния, образуя широкие и пологие склоны. Стратовулканы – это высокие конусообразные вулканы. Их извержение часто сопровождается пирокластическим потоком – мчащейся с огромной скоростью смесью горячего газа, пепла, камней. Лавовые пики – незначительные по размерам, но самые распространенные на Земле. Они образуются на склонах других вулканов в виде боковых конусов. Они прорываются только один раз.
Вулканам разного типа соответствуют разные типы извержений. Гавайский тип извержения протекает спокойно. Вулканический тип извержения сопровождаются большими объемами газа и пепла.
Вулканы бывают подводные и прибрежные. Извержения прибрежных вулканов могут вызвать гигантские волны – цунами. Многометровая стена воды надвигается на берег и опустошает его. Иногда извержения подводных вулканов приводят к образованию новых островов.
Где находятся вулканы
На Интернет-сайте мы нашли информацию о самых активных вулканах на планете. Таких вулканов более 600 активных. Континентом, свободным от них, является Австралия. А полуостров Камчатки характеризуется самым большим сосредоточением вулканов в мире. На нем находятся примерно 160 вулканов, активными из которых являются 29. Самые известные вулканы здесь: Ключевская сопка, Кроноцкий. Самый красивый вулкан – Фудзияма. Он находится в Японии. В Африке находится вулкан, который будто покрыт снегом. На его вершине расположена сода, которая входит в состав лавы. Азербайджан и Крым могут похвастаться грязевыми вулканами. В пустыне можно встретить гидровулканы – холмы с водными источниками наверху. В Ирландии можно увидеть вулканы, выбрасывающие песок. Вулканы есть и в космосе – на Луне, Венере. Гора Олимп на Марсе – потухший вулкан на Марсе, самый большой вулкан в Солнечной системе. Венера – самая вулканически активная планета.
Где расположен наш город?
Город Невель находится на юге Псковской области на Невельском поднятии. Расположился город в пределах Восточно-Европейско равнины. Большие каменные глыбы, глубокие озёра, узкие долины, высокие холмы придают местности своеобразный колорит. В районе обилие мелких рек, озёр и болот. Самая крупная река – Еменка. Самые крупные озёра – Большой и Малый Иван, озеро Невель. 
Заключение
Исследовав информацию о вулканах, мы сделали вывод, что вулк
·аны - это природное явление. Извержение вулканов происходит из-за сталкивания и смещения тектонических плит. Эти плиты наезжают одна на другую, их нижние слои опускаются глубже, тают и формируют магму. Извержения вызывает магма. Также мы исследовали виды вулканов и извержений, познакомились с самыми красивыми вулканами на земле и в космосе. В ходе исследования нами была выполнена модель вулкана, которая необходима для наблюдения процесса извержения. Изучив места расположения вулканов на планете, и сопоставив с географическом положением нашего города, мы сделали вывод: наш город и школьный двор не расположен в зоне возможного извержения вулканов.
Литература:
- Учебник «География Псковской области. Природа «Население. Хозяйство» коллектив авторов Издательство ПОИПКРО, 1996 год.
- Учебник по географии за 6 класс : Дронов В.П. авторы:Дронов В.П., Савельева Л.Е.. издательство: 6-е изд.



Приложение 3.
Информационный проект.
Внеурочное занятие по теме: «Первооткрыватели Земли».
(5 класс. География).
Цель: - Формирование представлений о длительных путешествиях при изучении Земли.
Понятия и термины: Африка, Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Антарктида, Индийский океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Индийский океан. Васко да Гама, Христофор Колумб, Фернандо Магеллан, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Джеймс Кук, И. Крузенштейн и Ю. Лисянский.
Планируемые результаты.
Предметные: выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Наносить на контурную карту путь исследования заданного путешествия.
Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, перекладывать это на карту.
Личностные: понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле, внимательность и аккуратность в выполнении работы в контурной карте.
Практическая работа. Обозначение на к/к заданных географических объектов, имен путешественников и их направления исследования.
Алгоритм занятия.


Образовательные задачи этапа учебного занятия
Содержание этапа учебного занятия
Показатели выполнения образовательных задач этапа
Условия выполнения образовательных задач этапа

Организационный момент



Подготовка уч-ся к работе на уроке:
- обеспечить обстановку для работы на учебном занятии;
- психологически подготовить уч-ся к ОБЩЕНИЮ на учебном занятии.
- Приветствие, фиксация отсутствующих;
- проверка подготовленности уч-ся и помещения к занятию;
- организация внимания школьников;
- раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
- Доброжелательный настрой учителя и уч-ся;
- кратковременность этапа;
- полная готовность класса к уроку;
- формулирование целевых установок урока и плана работы.
- Собранность учителя;
- последовательность в предъявлении требований;
- использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока;


Деятельность учителя


Познавательная
Коммуникативная


Осуществляемые действия
Формируемые способы
Осуществляемые
Формируемые способы

1
2
3
4
5

1. Повторение
1.Кто такие первооткрыватели?
2. Название какого материка связано с именем Х.Колумба?
3. Кто такой Джеймс Кук?
4. Кто из русских путешественников совершил кругосветное плавание?
5. Кем из путешественников было доказано, что Земля имеет форму шара и все океаны связаны проливами между собой?
6. Что совершил Васко да Гама?
2. Подводит итог работы .
3. Ставит цель и задачи урока.
Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения
о теме урока
Выделяют существенную информацию из ответов на вопросы.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника ответы.


Познавательная
Коммуникативная


Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

Организует практическую работу по нанесению на к/к географических объектов , упоминаемых в тексте.

Ставит задачу: «Проверим выполнение практической работы

Заполняют к/к


демонстрация работы – работа в к/к

Осознанно выполнять работу по заполнению к/к
Вырезают заготовленные учителем трафареты с именами путешественников, наклеивают их имена на контурную карту и стрелкой указывают их маршрут.
Умение находить имя путешественника у параграфе, определять его маршрут на карте атласа, наносить его в к/к по инструкции учителя



«Рефлексия». Ответить на вопрос: понравилось занятие или нет? На интерактивной доске вставляют смайлики, соответствующие ответу.



Приложение 4.
Творческий проект.
Каждый учитель в своей работе применяет разнообразные формы и методы, с целью развития творческих способностей детей. Я пытаюсь по мере возможности через проекты организовать проведение опытов и экспериментов. Они не требуют больших материальных затрат, много времени на подготовку и проведение. При этом интерес детей всегда очень высок и участие их в процессе высоко. Хочу поделиться ими со своими коллегами, может быть, такая форма работы тоже кого-то заинтересует.
5 класс. Тема: «Относительная и абсолютная высота».
Цель: показать, как изобразить рельеф с помощью горизонталей.
Материал: пластилин, миска, нож для пластилина, линейка, стакан воды.
Процесс:
Предлагается «утопить гору». Из пластилина слепить небольшую гору.
Поместить её в миску и поставить к стенке посуды вертикально линейку.
Налить немного воды, и зубочисткой отметить уровень проделав в пластилине бороздку.
Продолжать эту операцию, пока гора не утонет.
Вытащив её из воды посмотреть, как проходят проведённые линии.
Надписав на горизонталях цифры, соответствующие уровню воды узнаем её высоту.
Далее зарисовываем гору горизонталями и раскрашиваем между горизонталями оттенками жёлтого и коричневого цветов.
Итог: Получается проектная работа «Горизонтали – линии, изображающие высоту горы».


класс. Тема «Движение земной коры».
Цель эксперимента: показать, как силы сжатия воздействуют на движение коры.
Материалы: четыре бумажных полотенца, стакан воды.
Процесс: - сложите полотенца стопкой на столе;
сложите стопку пополам;
намочите полотенца;
положите руки ладонями по краям полотенец;
сдвигайте ладони вместе с ними.
Итоги: на бумажной поверхности видны многочисленные складки.
Почему? Вы руками сдвигаете полотенца к центру. Чтобы поместиться на уменьшающемся пространстве, бумага деформируется, образуя складки. Когда различные силы воздействуют на земную кору с противоположных сторон, сжимаемый участок меняет форму, и на нем образуются складки, имеющие волнообразный вид.
Приложение 5.
Ролевой проект.
«Путешествие по Транссибу». (география. 9 класс).
Цель: Изучить географическое пространство Транссибирской магестрали, используя художественную литературу.
Тип занятия и его место в учебном плане: бинарный урок географии и литературы. Проводится в рамках внеклассной работы по предмету.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийное оборудование.
Пояснение к занятию:
Учащимся предстоит совершить виртуальную экскурсию по Транссибу в роли пассажиров поезда «Москва-Владивосток». Путешествие продлиться 7 суток (условно), поэтому каждый пассажир в свободное время читает художественные произведения. В крупных городах поезд делает остановки. Дальше перрона отходить нельзя, поэтому «пассажиры» по-очереди рассказывают о достопримечательностях географических объектов, встретившимся на их пути. В отличии от реального путешествие, все остановки и пейзажи, увиденные за окном, на всем пути прохождения условного поезда осуществлялись в дневное время. После каждой остановки пассажиры составляли маршрут движения, который отражал города по пути следования по Транссибу.
Подготовительный этап:
учащиеся подбирают и находят фрагменты описания географических объектов Транссиба в художественной литературе. Отдельные обучающиеся готовят сообщения.
Книги
В.А. Арсеньев «По Уссурийскому краю»
М. Горький «Бывшие люди» (описание Нижнего Новгорода), «Мать» (описание Казани).
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Золотая лихорадка» (описание Екатеринбурга), «Старая Пермь».
Н.А. Некраосв «Городок» (описание города Ярославля), «На Волге» (описание рек через которые проходит магистраль - Волги и Оки».
М.М. Пришвин «Жень-Шень»
В.Г. Распутин «Иркутск с нами», «Прощание с матерой»
А.А. Фадеев «Последний из удэге» (описание хребта Сихоте-Алинь»), «Разгром» (описание Уссурийской тайги)
А.П. Чехов «Остров Сахалин».
Сообщения: о Байкале, о Волге, о Сибири.
Ход занятия
Организационный момент. Приветствие. Создание мотивации. Распределение ролей.
Основная часть. Учащиеся работают с контурной картой, слушают сообщения. Участвуют в дискуссии.
Итоги урока. Учитель подводит итог по временному пространству путешествия. Учащиеся демонстрируют модели проложенного маршрута в контурной карте. Определяют практическую значимость внеклассного занятия. Рефлексия проводится в ходе собеседования с учащимися.
исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов (приложение 2)

информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории
(приложение 3)

практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства (приложение 1)


Развитие личности ребенка через проектную деятельность

ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания (приложение 5).


творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. (приложение 4)




Снимок экрана (3)Снимок экрана (8)15