Внедрение игровых технологий в процесс обучения говорению младших школьников.

Внедрение игровых технологий в процесс обучения говорению младших школьников.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
А. С. Макаренко

В наши дни методы преподавания иностранного языка быстро развиваются. Мы живем в эпоху интернета и других технологических возможностей, а это значит, что преподаватель может воспользоваться различными методами обучения иностранного языка, такими как: просмотр фильмов на английском языке, «онлайн» общение и другими.
Несмотря на это, неизменным остаётся такой метод обучения, как игра. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Игровые формы работы способствуют созданию на уроке благоприятного психологического климата и активизируют деятельность учащихся. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения, эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся. Использование игры на уроках иностранного языка не ново. И тем не менее, несмотря на очевидную привлекательность обучающих игр, они недостаточно используются на уроках иностранного языка, не стали подлинным средством обучения, частью общей системы.
Практика показывает, что игры чаще всего служат развлекательным моментом на уроке, учителя к ним прибегают скорее для того, чтоб снять утомление учащихся, используя их в качестве разрядки. А вместе с тем игра имеет большой обучающий потенциал. Она является ведущей деятельностью ребенка в начальной школе. Игровая форма работы способствует созданию на уроке благоприятного психологического климата и активизирует деятельность учащихся. В игре дети действуют активно, эмоционально, почти всегда добровольно. В игре легче преодолеваются трудности, проявляется инициатива, творческий подход, интерес к конечному результату. Также дети учатся работать в коллективе, учитывать мнение других участников, высказывать свое собственное. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным внимание, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Школа игры такова, что в ней ребёнок и ученик, и учитель одновременно. Это развивает интерес к игре и стимулирует процесс.
Игра посильна практически каждому ученику. Случается так, что слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: сообразительность и находчивость здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Существует несколько классификаций игр, однако необходимо подчеркнуть, что все они условны. Так, одни подразделяют игры на языковые и коммуникативные, другие на игры на взаимодействие и игры на соревнование, третьи выделяют лексические, грамматические, фонетические и орфографические. Нам более близка третья классификация, на которой остановимся более подробно. На уроках английского языка, для достижения поставленных целей, я использую следующие игры:

Лексические игры

Ассоциации
Капитан одной из команд обращается к одному из членов другой команды, называет какое-либо слово, например Water.
Тот ученик должен быстро назвать подходящие слова.
Ex. Water: a fish, a boat, a wav, a swimmer, a ship, etc.
Если играющий не смог быстро подобрать слова, он выбывает.
Finish the word
Команды садятся друг против друга и перебрасывают мяч. Ученик, бросающий мяч, говорит половину слова, например: class.. . Учащийся из другой команды ловит мяч и произносит всё слово полностью – classroom.
Волшебный мешочек
В мешочек кладутся игрушки, названия которых дети знают по-английски. Ребёнок опускает, не глядя, руку в мешочек, ощупывает одну игрушку и говорит что это: “It is a cat”. Затем вынимает из мешочка и смотрит, правильно ли он сказал.
Ручеёк
Дети встают парами друг за другом, образуя из поднятых рук длинные ворота (ручеёк). У каждого ребёнка в другой опущенной руке по известной игрушке. Водящий подходит к началу “ручейка”. Его дети спрашивают: “A fox or a pig?” (в руках у первой пары лиса и свинья). Ведущий: (например) “A pig”. Берёт за руку ребёнка с этой игрушкой и проходят через ворота, встаёт в конец.
Оставшийся без пары – ведущий.
Yes – no – Black – and Blue Taboo
Ex: Are you eight years old?
What colour are your eyes?
Can you run well?
Числительные.
Образуется две команды. Учитель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.
7) Цвета
Ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.
8) Пантомима
Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какой-либо действие.
Учитель: Guess what each pupil is doing.
Pupil 1: This boy is doing his morning exercises.
Pupil 2: That girl is washing her face.
Pupil 3: This boy is putting on his red scarf.
и т.д.
9) Моя тетушка пошла в город и
Учитель объясняет, что ученики должны дополнить фразу My aunt went to town and bought словом, обозначающим предмет школьного обихода или одежды.
Pupil 1: My aunt went to town and bought a book.
Pupil 2: My aunt went to town and bought a book and a bag.
Pupil 3: My aunt went to town and bought a book, a bag and a ruler.
Если ученик не может назвать своё слово, он выбывает из игры.
10) Последняя буква
Образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.
Грамматические игры

1) Guess it
На закрепление общих вопросов. Ведущий загадывает какой-либо предмет, находящийся в классе. Пытаясь угадать предмет, ученики задают только общие вопросы, на которые ведущий отвечает "да" или "нет" (число вопросов ограничено). Побеждает команда, которая отгадает предмет, задав меньшее количество вопросов.
E x. Is it a thing? Is it on the wall? Can I see it? Can I eat it? Is it white?
2) Кругосветное путешествие
Закрепляется конструкция There is/are и отрабатывается навык употребления артиклей. "Путешествие" может проходить по классу или по тематической картинке. Учитель начинает игру: "There is a blackboard on the wall in front of the pupils". Дальше описание продолжают ученики: "Near the blackboard there is a door...". Тот, кто ошибся, покидает корабль.
3) Что ты рисуешь?
Тренировка Present Continuous. У каждого ученика – лист бумаги и карандаш. Он отгадывает, что рисует сосед по парте, задавая вопросы:
– Are you drawing a horse? – No, I'm not drawing a horse. – Are you drawing a pig?...
4) Составь предложение
Тренировка придаточных предложений времени и условия. Класс делится на две команды. Каждой команде дается вариант главного предложения, например:
Do you read a book if...
Участники пишут свои варианты придаточных предложений: you drink milk. you give me sweets. Правильно составленное предложение приносит команде балл.
5) Конкурс красоты
При изучении притяжательного падежа существительных. Для этого ребята приносят в класс куклы. У каждой куклы есть имя, оно пишется на карточке и прикрепляется к одежде. Затем каждый ученик оценивает стрижку (наряд) и пишет свое мнение на листочке. I like Ann's hair-cut. I like Kate's dress. Кукла, получившая наибольшее количество карточек, награждается.
Фонетические игры

Учащиеся хлопают в ладоши, когда слышат слово со звуком [t] ([b], etc)
Fill in the missing letter.
На доске написаны слова, в каждом из которых пропущена одна буква: например, a-d, p-n, etc.
Т. произносит, например звук [e] и просит ученика мысленно вставить соответствующую букву слова и назвать её.
Sending a Telegram
Класс выбирает водящего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать “телеграмму” – сказать по буквам слова, делая паузы после каждого слова. В паузы вызванный ученик (по очереди из каждой команды) произносит по одному слову из “телеграммы”. Если ученик ошибся, его команда теряет очко.
Who has the best Pronunciation?
Т. произносит несколько слов или предложение, бросая мяч одному из участников игры. Последний должен повторить слова в том же порядке, копируя произношение и интонацию учителя.
Who has the best hearing?
T. says: “Сейчас я буду произносить русские и английские звуки. Ваша задача – узнать английские звуки и поднять руку (хлопнуть), если вы узнаете один из них. Когда вы услышите русский звук, руку поднимать не надо”.
На занятиях по внеурочной деятельности “Happy English” мной были использованы подвижные игры для закрепления изученных грамматических структур.
“Day and night”.
Дети становятся в круг друг за другом.
Учитель: “Day!”.
Дети: “We are running!”
Учитель: “Night!”.
Дети: “We are slipping!”
Учитель: “Day! Wake up!”.
Дети: “We are flying!”( “We are jumping! Etc.”)
“What is your name?”
Дети становятся в круг, учитель – в центре с мячом в руках.
Учитель (бросая мяч): “What is your name?”
Ученик: My name is Dima. (Ловит мяч и возвращает его учителю.)
Учитель: I have a mother.
Ученик: I have a father.
Учитель: I like red.
Ученик: I like blue. (etc.)
“What is he(she)?”
Учитель: “You know the English names for many animals: a dog, a cat Don’t name the animal you know, but play it. Katya, please... (Катя прыгает, как лягушка).
Учитель: “What is she?”
Дети: “She is a frog!”
Закрепляются личные местоимения и изученная лексика по теме «Животные».
“Mother, may I take one step?”
Дети вышли на старт (starting line). По очереди спрашивают:
Mother, may I take one step?
Yes! You may!
May I take free step?
No! You may not! You may take two step!
Mother, May I take a giant step?
No! You may not, you may take a baby step. (Выигрывает тот, кто быстрее доберется до финишной черты.)
Дети подсказали условие: ребята могут украдкой передвигаться к цели, пока “Мама” не видит, если же “Мама” замечает нарушителя, тот отправляется на старт.
Фанты.
В игру можно играть как в помещении, так и на улице. Дети сдают свою одну вещь (фант), собирают в общую коробку. Выбирается два ведущих. Первый ведущий: “What must this forfeit do?”. Второй ведущий: “This forfeit must dance”. Выбор речевого образца диктуется грамматическим материалом, который изучается в классе.
Таким образом, следует констатировать, что игра - это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения иностранному языку. Использование различных игр на уроке даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. В зависимости от условий, целей и задач, поставленных преподавателем иностранного языка, игра должна чередоваться с другими видами работы. При этом важно приучать детей разграничивать игру и учебное занятие.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15