Коррекционно-развивающая программа Формирование социально приемлемых моделей поведения у подростков со сниженным интеллектом


right-2587900бюджетное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-
социальной помощи, Вологодской области «Тотемский
центр психолого-медико-социального сопровождения»
ПРИНЯТА
решением Педагогического совета бюджетного учреждения
«_____» ___________ 20___г.
протокол № ______
УТВЕРЖДАЮ
Директор БОУ ВО «Тотемский центр ПМСС»
_______________ А.А.Кремлёв«_____» ___________ 20___г
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Формирование социально приемлемых моделей поведения у подростков со сниженным интеллектом»
Возраст обучающихся – 14-17 лет
Категория детей – дети с нарушением интеллекта
Срок реализации программы – 1 год
Автор-составитель:
Корепова Л. В. - педагог-психолог
г. Тотьма
2015 г.
Пояснительная записка
Понятие «дети с интеллектуальной недостаточностью» охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, то есть «разлитой», характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Все это обусловливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности. Одни психические процессы оказываются у ребенка измененными более резко, другие остаются относительно сохранными. Этим в определенной мере обусловлены существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личностной сфере, а также в неодинаковой возможности продвижения.
Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является развитие самосознания – способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую качествами, присущими только ей.
Подростки проявляют активность как по отношению к миру взрослых и своих сверстников, так и по отношению к самому себе. Эта активность проявляется в становлении критичного отношения к самому себе, в развитии рефлексии. Возникает потребность в самосовершенствовании, стремлении переделать самого себя, развить хорошие свои качества, избавиться от плохих. Активность по отношению к себе неразрывно связана с развитием сферы межличностных отношений, вхождением в новую субкультуру.
При этом возникает ряд противоречий: например, противоречие между желанием подростка правильно разобраться в людях и самом себе и неумением оценить личность другого человека и самого себя в целом. Еще одним противоречием подросткового периода является, с одной стороны, стремление подростков к интенсивному общению, с другой – к одиночеству. Кроме этого, в ряде исследований отмечается «неустойчивость, динамичность внутреннего мира подростка, его изменчивость: колебания самооценки подростка - от необоснованно заниженной до завышенной, неустойчивость интересов учащихся подросткового возраста и большая зависимость от мнений и точек зрения окружающих людей (Самоукина Н.В.1992).
Только в длительном процессе социализации ребенок овладевает социально приемлемыми формами поведения. Это одна из важнейших целей воспитательного процесса, с одной стороны, и одновременно условие для успешной деятельности и социализации ребенка с другой.
Воспитание социально одобряемого поведения – одна из важнейших и трудных целей коррекционной педагогики. Отклонения в поведении индивида не только оборачиваются потерями социума, но и отрицательно сказываются на развитии самой личности.
Реализация задач по воспитанию нормативного поведения у детей с умственной отсталостью осложнена ввиду дефицитного, ослабленного развития главным образом психофизиологической базы поведенческих механизмов. Речь идет о так называемой аффективно-волевой сфере личности, обеспечивающей произвольную саморегуляцию личности в ее взаимодействии со средой. Расстройства в аффективной и поведенческой сферах являются частыми характеристиками детей с умственной отсталостью.
То, что ребенок с нормально развитым интеллектом усваивает сам как само собой разумеющееся, умственно отсталый может освоить с большим трудом на специальных занятиях, организованных как целенаправленное и систематическое коррекционно-развивающее воздействие. Медленно, шаг за шагом, начиная с осознания своего настроения, чувств, эмоций, с понимания материальных аспектов, составляющих окружающую среду, ребенок продвигается к возможности осознания своих потребностей и способов их удовлетворения в социально приемлемой форме.
Необходимо настойчиво внедрять в сознание детей базовые общечеловеческие ценности, подводить каждого ребенка к осознанию его позитивных возможностей, соответствующей его возрасту социальной роли - как незаменимой и ценной ступени «социальной лестницы», которая является основой его последующих, восходящих к успеху, ступенек-достижений.
Коррекция отклонений в поведенческой сфере подростков с умственной отсталостью очень важна при их обучении в специальной школе. Различные коррекционные занятия и упражнения, составленные применительно к подросткам с умственной отсталостью, позволяют сделать социализацию таких детей более эффективной. При систематической медикаментозной терапии и целенаправленном воспитании, активном формировании навыков самоконтроля, саморегуляции и положительных коммуникативных установок, проявления аффектов сглаживаются, учащийся постепенно приучается оттормаживать импульсивные вспышки, осознавать себя как части социума, адекватно относиться к другому человеку, осваивает навыки бесконфликтного общения.
Данная психокоррекционная работа заключается в стимуляции и фиксации ощущения и осознания ребенком себя как субъекта культурно – информационного пространства, социума. Ребенок начинает осознавать себя как положительная личность, расширяются его представления о социальном поведении, роли человека на разных возрастных этапах развития, происходит отождествление себя именно с этими ролями.
Целью данной программы является: формирование навыков социально-адекватного поведения у подростков со сниженным интеллектом (умственной отсталостью).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- формирование навыков самоконтроля и саморегуляции в процессе группового взаимодействия;
- коррекция образа «Я» ребенка;
- расширение социальных возможностей, объяснение в доступной для детей форме представлений о социальной компетентности, успешности, активности, о возможных мотивах поведения людей в разных ситуациях;
- развитие потребности и способности оценивать поведение как нравственное или безнравственное;
- создание ситуаций общения с окружающими взрослыми и детьми, в которых ребенок может осознать свои потребности и на этой основе выделять собственные мотивы поведения;
- стимуляция осознания ребенком самого себя как «положительной», социально направленной личности;
- стимуляция отождествления ребенком себя с соответствующей его возрасту и полу социальной ролью;
- освоение детьми знаний правил этикета и формирование навыков практического применения этих правил;
- развитие навыков межличностного общения в подростковой среде;
- развитие навыков бесконфликтного общения в семье.
При составлении программы мы опирались на следующие принципы:
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач - в данном комплексе данный принцип заключен в том, что занятия, направленные на формирование социально-адекватного поведения у детей, также позволяют предупредить различные отклонения в поведении подростков и положительно влияют на социализацию и развитие личности.
2. Принцип единства коррекции и диагностики - реализуется в этом комплексе таким образом, что упражнения и игры позволяют корректировать и в то же время диагностировать поведенческую сферу умственно отсталых детей.
3. Принцип учета эмоциональной сложности материала - все упражнения проводятся в игровой форме, что создает благоприятный эмоциональный фон, стимулирует положительные эмоции и повышает работоспособность детей.
4. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов – этот принцип реализован таким образом, что представленные упражнения опираются на более развитые психические процессы детей с умственной отсталостью и, следовательно, активизируют их.
5. Принцип программированного обучения - предполагает то, что получаемые детьми на занятиях примеры социально-одобряемого общения и поведения должны использоваться подростками и в других ситуациях, что приведет к формированию у них данных умений и навыков.
6. Принцип усложнения - выражается в применении упражнений, построенных от минимально простого к максимально сложному.
Реализация данной коррекционной программы возможна при условии создания на занятиях модели социального успеха воспитанников и педагогов. В любой новой для ребят игре психолог, прежде всего участник, знакомый с правилами и ходом игры, это первый исполнитель и партнер более знающий и умелый. Участие взрослого в игре делает атмосферу занятий более веселой, способствует включению в игру стеснительных, зажатых подростков. Часто те, кто вначале занятий отказываются играть, с удовольствием начинают повторять роль за ведущим, а затем и самостоятельно исполняют свои роли вместе с остальными участниками игры. Это позволяет психологу более легко и быстро установить контакт с детьми.
Сроки реализации и возраст детей:
Занятия рассчитаны на 1 год и проводятся с сентября по май месяцы включительно с детьми 14-17 лет. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю индивидуально или с подгруппой детей, состоящей из 3-6 детей. Продолжительность занятия 35-45 минут, в зависимости от готовности детей к работе, эмоционального настроя, состояния, адекватности поведения детей во время проведения упражнений.
Программа состоит из 4 этапов:
1 этап – диагностический.
Цель: изучение особенностей психоэмоциональных состояний подростков. Форма работы: групповое и индивидуальное тестирование.
2 этап – консультативный.
Цель: оказание помощи подросткам в осознании проблем, и в понимании сильных и слабых сторон своей личности; повышение мотивации подростков на необходимость сохранения психологического здоровья.
3 этап - практический.
Цель: помощь в приобретении внутренней стабильности, уверенности в себе, внутренних психических сил; снижение психической напряжённости, трансформация негативных переживаний подростков в положительные эмоциональные состояния.
4 этап - заключительный.
Цель: определение эффективности работы.
Методы работы:
Лекционный метод передачи знаний.
Психодиагностические методы исследования личности.
Экспрессивные методы творческого самовыражения в движении, рисунках, в письменных работах.
Методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем; метод анализа конкретных ситуаций; игровое моделирование, имитационные игры.
Структура занятия.
Ритуал приветствия – 2 минуты.
Разминка - 5 минуты.
Коррекционно-развивающий этап- 25-30 минут
Подведение итогов - 5 минуты.
Ритуал прощания – 3 минуты.
Условия проведения занятий:
1. Принятие ребёнка таким, какой он есть.
2. Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс.
3. Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации.
Начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия.
В любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
От простого к сложному.
Наращивание темпа выполнения заданий.
Смена разных видов деятельности.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
- начальный контроль (сентябрь);
- текущий контроль (в течение всего учебного года);
- промежуточный контроль (январь);
- итоговый контроль (май).
Средства оценки программы:
Методика «ТиД»
Цветовой тест отношений (Эткинд)
Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению (К.Томас)
Тест Басса-ДаркиПроективные методики («Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное»)
Ожидаемые результаты:
К концу обучения дети должны иметь представление о продуктивных способах общения, адекватно общаться в ситуациях социального взаимодействия, понимать себя и других людей, конструктивно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть своими чувствами и поведением в трудной ситуации, применять техники саморегуляции для снижения напряжённости, агрессивности и улучшения своего самочувствия, иметь адекватную самооценку, понимать себя и умение «быть в мире с собой».
Учебно-тематический план
коррекционно-развивающей программы «Формирование социально приемлемых
моделей поведения у подростков со сниженным интеллектом»
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Теоретические Практические Всего часов
1 2 3 4 5
Раздел 1. «Познание себя – какой я?» 12 (24)
1. Введение. Знакомство 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
2. Я и мое имя 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
3. Мой портрет 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
4. Мой образ жизни 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
5. Я – особенный 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
6. Мои сильные и слабые стороны 1(2) 1 (2) 2(4)
7. Мои внутренние друзья и враги 1(2) 1 (2) 2(4)
8. Как я вижу себя и как меня видят другие 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
9. Уверенность в себе 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
10. Мои мечты 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
Раздел 2. «Познание других – какие мы?» 10 (20)
11. Мальчики и девочки 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
12. Узнаем друг друга 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
13. Как мы видим других 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
14. Учимся понимать других 1(2) 1 (2) 1(2)
15. Сказка о понимании 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
16. Когда мы вместе – мы сильней 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
17. Кто такой настоящий друг? 1(12) 1 (2) 2(4)
18. Этот странный взрослый мир 1(2) 1 (2) 2(4)
Раздел 3. «Навыки социально-адекватного поведения» 12 (24)
19. Пойми меня 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
20. Разрешаем конфликты 1(2) 1 (2) 2(4)
21. Драки. Грубые слова 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
22. Воровство. Кражи 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
23. Ложь. Обман. 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
24. Мы – за здоровье 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
25. Как сказать: «Нет!» 0,5(1) 0,5 (1) 1(2)
26. Вредные привычки 1(2) 1 (2) 2(4)
27. Правила этикета 0,5(1) 0,5(1) 1(2)
28. Подведение итогов 0,5 (1) 0,5(1) 1(2)
Итого: 17(34) 17(34) 34 (68)
Содержание
коррекционно-развивающей программы «Формирование социально приемлемых
моделей поведения у подростков со сниженным интеллектом»
№ п/п Тема Содержание работы Используемые упражнения, игры и т.п.
Раздел 1. «Познание себя – какой я?»
1 Введение. Знакомство Данный раздел направлен на осознание детьми собственного «Я», выработку навыков самонаблюдения, самопознания, тренировку способностей к самораскрытию; формирование позитивного отношения к своему «Я», положительной самооценки; обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
В процессе занятий формируется самосознание и адекватная самооценка, поддерживаются и укрепляются позитивные чувства, снимается утомление, предупреждаются негативные эмоции.
Дети на занятиях исследуют свои способности и возможности учатся делиться своими представлениями о себе, осознают, что у каждого есть свои сильные и слабые стороны, которые делают нас особенными, не похожими на других. 1.Ритуал приветствия
2. Упражнение «Моё настроение»
3.Знакомство друг с другом, с целью занятий
4.Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
5. Разработка, обсуждение и принятие правил занятий
5.Игра «Что может поднять тебе настроение»
6.Упражнение «Моё настроение»
7.Домашнее задание (история моего имени)
8.Ритуал прощания
2 Я и мое имя 1. Ритуал приветствия
2. Упражнение «Имя с движением»
3. Проверка домашнего задания
4. Упражнение «Ритм моего имени»
5. Работа по сказке «Сказка об имени»
6. Упражнение «Обмен»
7. Упражнение «Стул откровения и желания»
8. Игра-соревнование «Знатоки имен»
9. Ритуал прощания
3 Мой портрет 1.Ритуал приветствия
2. Упражнение «Интервью»
3. Упражнение «Какой я?»
4. Рисование «Волшебные зеркала»
5. Упражнение «Словесный автопортрет»
6. Рисование «Мой автопортрет»
7. Упражнение «Галерея»
8. Ритуал прощания
4 Мой образ жизни 1.Ритуал приветствие
2.Упражнение «Закончи предложение»
3.Упражнение «Дыхание»
4.Упражнение «За фасадом имени»
5.Упражнение «Линия жизни»
6.Упражнение «Полёт на мяче»
7.Упражнение «Единое целое»
8.Ритуал прощания
5 Я – особенный 1.Ритуал приветствие
2.Введение в тему
3.Упражнение «Скажи о себе что-то хорошее»
4.Упражнение «Я уникальный»
5.Упражнение «Незаконченные предложения»
6.Упражнение «Моё настроение»
7.Ритуал прощания
6 Мои сильные и слабые стороны 1.Ритуал приветствия
3.Игра «Четыре стихии»
4.Заполнение альбома «Какой Я»
4.Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
5.Упражнение «Атомы»
6.Упражнение «Постройся в ряд по признаку»
5.Упражнение «Мои качества»
6.Упражнение «Назови противоположность»
7.Упражнение «Мои плюсы и минусы»
8.Упражнение «Моё настроение»
9.Ритуал прощания
7 Мои внутренние друзья и враги 1.Ритуал приветствия
2. Упражнение «Продолжи предложение»
3. Беседа о качествах характера
4. Упражнение «Хорошо- плохо»
5.Упражнение «Дракон моих недостатков»
6. Упражнение «Маленькие человечки»
7.Рисование «Мои достоинства и недостатки»
8. Обсуждение рисунков
9. Ритуал прощания
8 Как я вижу себя и как меня видят другие 1.Ритуал приветствия
2.Упражнение «Дядя Яков»
3.Упражнение «Кто я? Какой я? 4.Обсуждение
5.Упражнение «Другие обо мне»
6.Упражнение «Золотой стул»
7.Ритуал прощания
9 Уверенность в себе 1.Ритуал приветствия
2. Введение в тему занятия
3. Диагностика «Насколько я уверен в себе» (по аналогии с методикой Дембо-Рубинштейн)
4. Притча «О двух лягушках» (Р. М. Грановская «Элементы практической психологии»)
5. Упражнение «Круг силы»
6. Упражнение «Копилка моих успехов»
7. Ритуал прощания
10 Мои мечты 1.Ритуал приветствия
2.Упражнение «Ворвись в круг»
3.Упражнение «Мечта»
4.Упражнение «Гора с плеч»
5.Упражнение «Песочные домики»
6Упражнение «Унисон»
7.Упражнение «Избавление от самокритики»
8.Упражнение «Танцуют все»
9.Упражнение «Рукопожатие вслепую»
10.Ритуал прощания
Раздел 2. «Познание других – какие мы?»
11 Мальчики и девочки Данный раздел направлен на осознание отличительных особенностей каждого человека и на умение находить общее в каждом из нас. Даются представления о гендерных различиях между мальчиками и девочками. Формируется умение сопереживать, поддерживать, терпимо относиться к чувствам, привычкам, качествам другого. Формируется понятие дружбы, взаимопомощи, развиваются коммуникативные навыки. 1.Ритуал приветствия
2. Упражнение «Муха»
3. Упражнение «Какой я – какой он?»
4. Рисование в парах «Мальчики и девочки»
5. Беседа об особенностях мальчиков и девочек
6. Упражнение «Угадай по голосу, рукам…»
7. Упражнение «Маятник»
8. Ритуал прощания
12 Узнаем друг друга 1.Ритуал приветствия
2. Упражнение «Угадай по голосу, рукам…»
3. Работа в парах «Презентация друга»
4. упражнение «скажи одним словом»
5. Ритуал прощания
13 Как мы видим других 1.Ритуал приветствия
2. Упражнение «Ясно без слов»
3. Упражнение «Зеркало»
4. Беседа «Какие мы?»
4. Рисование «Взгляд со стороны»
5. Выставка работ, обсуждение
6. Упражнение «Говорим честно»
7. Ритуал прощания
14 Учимся понимать других 1.Ритуал приветствия
2. Упражнение «Ясно без слов»
3. Игра «Кто последний»
4. Сказка «Ключ понимания»
5. Беседа по сказке
6. Игра «Детектив»
7. Упражнение «Мне кажется, что ты…»
8. Ритуал прощания
15 Сказка о понимании 1.Ритуал приветствия
2. Упражнение «Здравствуй»
3.Упражнение «Продолжи предложение»
4. Упражнение «Круги общения»
5. Чтение «Сказка о понимании»
6. Обсуждение сказки
7. Рисование по сказке
8. Упражнение «Мое Я»
9. Придумывание сказки про свое Я
10. Ритуал прощания
16 Когда мы вместе – мы сильней 1.Ритуал приветствия
2. Упражнение «Зеркало»
3. Упражнение «Мы - сила»
4. Коллективное рисование «Наша группа»
5. Обсуждение полученного рисунка
6. Упражнение «Сердце группы»
7. Упражнение «Комплименты»
8. Упражнение «Нить дружбы»
9. Игра «Слушай внимательно»
10. Ритуал прощания
17 Кто такой настоящий друг? 1.Ритуал приветствия
2.Упражнение «Улыбка»
3. Прослушивание отрывка из песни «Настоящий друг» (В. И. Шаинский)
4. Дискуссия о дружбе
5. Сказка О Звездочке
6. Обсуждение сказки
7. Упражнение «Рисунок сообща»
8. Игра-соревнование (назвать поговорки, песни, пословицы, стихи и т. д. о дружбе)
9. Диагностический тест «Настоящий друг»
10. Упражнение «Границы дружбы»
11. Упражнение «Рисунок для друга»
12. Ритуал прощания
18 Этот странный взрослый мир 1.Ритуал приветствия
2. Упражнение «Моя семья»
3. Сюжетно-ролевая игра «На работе»
4. Упражнение «Замри»
5. Упражнение «Держи себя в руках»
6. Беседа о правилах общения со взрослыми людьми
7. Беседа о профессиях
8. Рисование «Я в будущем»
9. Обсуждение рисунков
10. Ритуал прощания
Раздел 3. «Навыки социально адекватного поведения»
19 Пойми меня Данный раздел направлен на
формирование социально адаптированных поведенческих стратегий во взаимодействии и общении с другими людьми.
В данном разделе дети учатся регулировать поведение, принимать критику, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций, способы разрешения конфликтов, овладевают правилами этикета. В данный раздел включены занятия, направленные на формирование здорового образа жизни, отработку причин и последствий вредных привычек, умение противостоять групповому давлению.
1.Ритуал приветствия
2. Упражнение «Зарядка»
3. Упражнение «Мячики»
4. Упражнение «Правильно ли я понял»
5. Беседа «Инструменты понимания»
6. Упражнение «Контакт»
7. Упражнение «Через стекло»
8. Релаксация
9. Ритуал прощания
20 Разрешаем конфликты 1.Ритуал приветствия
2.Упражнение «Сиамские близнецы»
3.Упражнение «Безмолвный крик»
4.Упражнение «Толкалики»
5.Упражнение «Головомяч»
6. Ситуационная игра «Как поступить?»
7.Игра «Копилка трудных ситуаций»
8.Упражнение «Мое настроение»
9.Рефлексия
10. Ритуал прощания
21 Драки. Грубые слова 1.Ритуал приветствия
2.Вводная беседа
3. Чтение и анализ сказки «Драки»
4.Игра «Ругаемся овощами»
5. Упражнение «Вежливые слова»
6. Упражнение «Кулачные бои»
7. Упражнение «Клубок дружелюбия»
8. Ритуал прощания
22 Воровство. Кражи 1.Ритуал приветствия
2. Упражнение «Угадай»
3. Беседа «Чужие и свои вещи»
4. Библиотерапия «Поделом вору и мука»
5. Беседа-размышление «Что такое закон?»
6. Ритуал прощания
23 Ложь. Обман 1.Ритуал приветствия
2. Упражнение «Я никогда не…»
3. Беседа с элементами игры и практикума «Как говорить правду»
4. Ритуал прощания
24 Мы – за здоровье 1.Ритуал приветствия
2. Беседа о жизненных ценностях
3.Диагностический тест «Предрасположенность к употреблению ПАВ»
4. Упражнение «Ценности здорового образа жизни»
5. Чтение «Сказка про злых чародеев»
6. Обсуждение сказки
7. Рисование по сказке
8. Ритуал прощания
25 Как сказать: «Нет!» 1.Ритуал приветствия
2. Ролевая игра «Умей сказать: «Нет!»
3. Ритуал прощания
26 Вредные привычки 1.Ритуал приветствия
2.Игра «Это я»
3. Игра «Люди, которые играют в игры, игры, в которые играют люди»
4. Упражнение «Альтернативная реклама»
5. Упражнение «Польза или вред»
6. Ритуал прощания
27 Правила этикета 1.Ритуал приветствия
2. Беседа о культуре внешнего вида
3. Игра «Правильно-неправильно»
4. Правила поведения в автобусе
5. Игра-имитация «На улице»
6. Упражнение «В магазине»
7. Упражнение «За столом»
8. П/и «Съедобное-несъедобное»
9. Ритуал прощания
28 Подведение итогов 1.Ритуал приветствия
2.Упражнение «Должен или выбираю»
3. Работа над притчей
4.Упражнение «Чемодан в дорогу»
5Упражнение «Я — подарок человечеству»
6.Упражнение «Моя вселенная»
7.Подведение итогов
Методическое и материально-техническое обеспечение
коррекционно-развивающей программы «Формирование социально приемлемых
моделей поведения у подростков со сниженным интеллектом»
№ Раздел или тема
программы Формы
проведения занятий Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия) Дидактический материал Техническое
оснащение занятий Формы
подведения итогов
1 Познание себя – какой я? Практические занятия, беседы Вербальный, наглядный,
практический
Раздаточный материал Музыкальное сопровождение Диагностика
2 Познание других – какие мы? Практические занятия, беседы Вербальный, наглядный,
практический
Раздаточный материал Музыкальное сопровождение Диагностика
3 Навыки социально-адекватного поведения Практические занятия, беседы Вербальный, наглядный,
практический Раздаточный материал Музыкальное сопровождение Диагностика
Список литературы
О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина. Тропинка к своему «Я»: Практическое пособие — М.: Генезис.
Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей.-СПб.: Речь, 2007. - 368 с.
Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. - М.: Генезис, 2003.-138 с.
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007.
Макеева А. Г. не допустить беды. М.: Просвещение, 2003. – 191 с.
Смирнова Е. Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет). – СПб.: Речь, 2007. – 216 с.
Ковальчук М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 286.