Выступление на совещании заместителей директоров по ВР
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ст. Екатериноградской» Прохладненского муниципального района КБР
Выступление на малом пленарном заседании
Формирование толерантного сознания обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений
Подготовила
Щербакова Ж.П.
зам. директора по ВР
МКОУ «СОШ ст. Екатериноградской»
с.Учебное
24.08.2015 г.
Сегодня в российском обществе наблюдается нарастание социально- экономических, политических и культурных противоречий. Наша жизнь становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Преодоление данной ситуации, в частности, формирование толерантности школьников, становится актуальной задачей современного образования. Именно школа оказывается той средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе. Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь. Причем наиболее эффективна эта работа будет только тогда, когда будет вестись с ребенком с его раннего детства.
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Все эти качества и являются признаками толерантной личности.
В формировании толерантности необходимо использовать комплексный подход, который заключается в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей, общественных организаций населённых пунктов и действующий в течении всего периода учебы.
В МКОУ «СОШ ст. Екатериноградской» с целью воспитания толерантной личности проводятся следующие мероприятия:
1) Организация встреч учащихся с иными культурами.
Организовать встречи школьников с иными культурами можно двумя различными, относительно самостоятельными, но взаимодополняющими путями:
Использование в педагогической практике ситуаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур, организуемых во время экскурсий, концертов коллективов Кабардино-Балкарии.
Встречи школьников с иными культурами могут быть смоделированы педагогом в специальных игровых ситуациях, где уже сами подростки берут на себя роли представителей различных культур и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию (что, конечно, требует от них основательной подготовки к игре), вступают в предусмотренный игровым сценарием «межкультурный» диалог по каким-либо проблемам.
Подобные игровые ситуации можно организовать в рамках обычных школьных занятий. Большим потенциалом здесь обладают уроки истории, обществознания, литературы, мировой художественной культуры, иностранного языка, географии, а также кружки гуманитарной направленности и классные часы.
Например:
Игра «Законы для...» (...— название вымышленной страны), моделирующая переговоры представителей христианского и мусульманского населения. В игре обсуждаются проблемы, которые могут возникать в подобном государстве, и способы их решения.
Игра «Встреча миров», моделирующая встречу жителей Старого и Нового света в так называемую «эпоху великих географических открытий» и разворачивающая межкультурный диалог, отражающий различие взглядов европейцев и местных жителей на эти открытия.
2) Организация проблемных дискуссий.
Речь здесь уже идет не об игровом диалоге, а о межличностном общении по той или иной проблеме многонациональлного общества. Оно позволяет подростку соотнести собственное отношение к иным культурам со взглядами и мнениями сверстников, иногда способствует коррекции этих отношений, так как мнение сверстников, очень весомое для детей подросткового возраста, может стать источником изменения их собственных взглядов.
Примерные темы дискуссий, которые так же, как и игровые занятия, могут быть встроены в учебный процесс: «Понятие «национальная принадлежность» — необходимо ли оно в современном мире?»; «Для кого написан учебник истории Отечества?»
Дискуссия по теме «Понятие «национальная принадлежность» необходимо ли оно в современном мире?» может разворачиваться вокруг таких вопросов: Насколько важно это понятие для современного человека? Как вы ответите на этот вопрос, если мы будем говорить о чувстве национальной принадлежности национальных меньшинств и чувстве национальной принадлежности доминирующей национальности? Для кого из них это чувство будет более значимым и почему? Существует ли граница между национальной гордостью и национализмом и насколько она прочна в реальной жизни? Всегда ли верны национальные стереотипы? Кто должен определять национальную принадлежность и, что вы думаете о смешанных семьях?
3) Организация процесса рефлексии воспитанниками своего отношения к представителям иных культур.
Позиция ребенка в отношении представителей иных культур, которая формируется в проблемных дискуссиях, должна быть осмыслена им. Рефлексия позволяет подростку оформить свою собственную позицию в области межкультурных отношений, открывает перед ним перспективу сделать эту позицию предметом осознанного и целенаправленного преобразования, то есть заняться самовоспитанием.
Активизировать процесс рефлексии можно:
Во-первых, используя устные формы: педагог, задавая вопросы, инициирует свободные высказывания детей по итогам какого-либо занятия. Эти высказывания отражают их впечатления, переживания, мнения (например: «После занятия ваше первоначальное мнение по данной проблеме: утвердилось, немного изменилось или полностью поменялось? Что этому способствовало?»), или детям предлагается выступление по образцу (например: завершение начатой фразы: «Люди, не принадлежащие моей культуре, на мой взгляд...»).Письменные формы рефлексии предполагают большую искренность воспитанников. Это написание небольших сочинений-размышлений, выступающих в качестве подведения итогов тех или иных педагогических событий. Например: «Как, на ваш взгляд, нужно преподавать историю в классах, в которых обучаются представители разных национальностей или религий?»
Необходимо также оказание помощи школьникам в овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свою и чужие точки зрения. Это позволит школьнику научиться оценивать обоснованность и достоверность тех или иных суждений, договариваться и находить компромиссные решения, преодолеть боязнь того, что его точка зрения не совпадет с мнением сверстников или педагога.
Для решения этой задачи можно организовывать специальные тренинги, способствующие развитию указанных умений.
Еще одним способом рефлексии воспитанниками своего отношения к представителям иных культур являются уроки или недели мира и дружбы, на которых дети приобщаются к идеям добра и взаимной приязни независимо от национальности. К таким мероприятиям можно отнести следующие:
Празднование памятных дат исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев. (03.09 – день памяти жертв Бесланской трагедии; 30.10. – день памяти жертв политических репрессий; 04.11 – День Народного единства; 16.11 – международный день толерантности; 29.11 – день памяти Али Асхадовича Шогенцукова; 03.12 – День неизвестного солдата; 02.04. – день единения народов; 04.06 – день памяти Кайсына Кулиева; 12.06. – день России и т.д. и т.п.)Проведение фестивалей, олимпиад, выставок по этнической культуре, соревнований по национальным видам спорта и играм (Казачьи военно-спортивные игры, Кавказские игры)
Проведение фольклорных концертов, вечеров и театрализованных представлений (Культур много – Россия одна)
Организация конкурсов на лучшее приготовление национальных блюд. (Фестиваль народов, населяющих ст. Екатериноградскую)
Выпуск информационных бюллетеней, тематических газет.
Экскурсии этнокультурного содержания.
Налаживание связей с общественными и государственными организациями, занимающимися проблемами межкультурного общения.
Проведение народных праздников и другие мероприятия.
В-третьих, в учебных планах и программах художественно-эстетического цикла предусмотрены:
Знакомство детей с народными промыслами, декоративно-прикладными видами искусства, творчеством национальных художников и музыкантов.
Исполнение народных песен и танцев.
Посещение тематических (этнографических) выставок, музеев и др.
4) Сотрудничество с музеем
Задачи:
Приобщение детей к культурному наследию народов мира с помощью музейных экспонатов; гражданско-патриотическое воспитание детей и юношества.
Формирование у них положительных установок по отношению ко всем этносам Земли.
Формы работы в музее.
Для младших детей, впервые пришедших в музей, проводятся экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история утюга, старого зеркала, самовара и т.д.). Здесь можно использовать форму, характерную для сказок Ганса Христиана Андерсена, или реальный рассказ о судьбе, представленной в музее вещи.
Для учеников средних классов ознакомительная экскурсия может быть организована в виде викторины: «Для каких целей служил Данный предмет?», «Найди вещь по описанию», «Отгадай, о каком из предметов говорится в загадке». В конечном итоге к проведению экскурсий для гостей все чаще начинают привлекаться сами учащиеся.
Ряд занятий может быть построен в форме инсценировок. Например, гостеприимные хозяева казачьего подворья могут предложить ребятам стать участниками посиделок, на которых в старину не только веселились, но и работали. Процесс рубки капусты, лепка из теста обрядовых печений, разучивание песен, танцев, игр и многое другое пройдет гораздо успешнее, если окажется включенным в определенную сюжетную линию: сказку, обряд и пр.
Поскольку предметы материальной культуры нередко является носителями утилитарной и символической нагрузки, становится понятным, почему в музее достаточно успешно проходят тематические занятия не только по «Истрии терского казачества», но и по истории, литературе, ОРКСЭ, экологии и другим образовательным дисциплинам.
Одной их специфических форм работы музея является организация поисково-исследовательской деятельности; экскурсионно-просветительская работа; налаживание связи с государственными музеями и общественностью.
5) Организация поисковых заданий.
Примерные темы поисковых заданий:
«Старинные и памятные вещи в нашей семье».
«Народное декоративно-прикладное искусство» (создание экспозиции).
«Народные афоризмы - тайны и чудеса родного языка».
«Мой край – Кабардино-Балкария».
«Общее и особенное в играх разных народов».
«Тайны народных сказок».
«Традиции и обряды, связанные со строительством жилья» и т.д. и т.п.
6)Формирование толерантных отношений в семье.
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья даёт ребёнку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребёнка.
Семья во многом может помочь школе. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, поскольку, прежде всего, личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.
Вряд ли классный руководитель, социальный педагог смогут перевоспитать родителей, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия пo отношению к ребёнку и другим людям при проведении специальной работы возможно.
Учителя, социальные педагоги должны взаимодействовать на принципах взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работу по формированию толерантности в семье педагоги должны строить с учётом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений. Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается.
Так дома, в семье ребёнок находится в иных, по сравнению со школой, условиях воспитания, поэтому задача социального педагога, классного руководителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников.
Знакомство с семьей школьника в нашем ОУ мы проводим в различных формах. Мы начинаем с анкетирования, которое даёт представление о социально-бытовых условиях проживания ребёнка, о понимании родителями задач семейного воспитания. Анкета заставляет и самих родителей задуматься об отношении к ребёнку и выявить просчёты в семейном воспитании. На основании результатов анкеты определяем основные вопросы для бесед и темы родительских собраний. Для того, чтобы родительские собрания были эффективны, мы предлагаем родителям принять участие в планировании содержания занятий. Для этого каждый классный руководитель в конце учебного года на итоговом родительском собрании раздает родителям примерное планирование групповой работы с семьей, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле в классе. Темы для проведения родительских собраний могут быть следующие: “Значение эмоций для формирования положительного отношения ребёнка с окружающим миром", “Наши трудные дети”, “Семейные проблемы. Как их решать?” и другие.
Хорошим средством формирования толерантных отношений в семье мы считаем проведение совместных праздников, конкурсов. Из практики известно, что родители неохотно соглашаются выступать на праздниках вместе с детьми. Классному руководителю, социальному педагогу необходимо проявить такт, терпение, разъяснить родителям значимость этого участия для ребёнка. При организации и проведении совместных с родителями конкурсов, праздников видны взаимоотношения детей и родителей, выявляются проблемы в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей.
Формированию толерантных взаимоотношений в семье помогает организация поздравлений родителей с праздниками, подготовка сюрпризов, подарков, проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье, творческие встречи с родителями, рассказывающими о своих профессиях, организация выставок совместного творчества детей и родителей. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия самых важных факторов в жизни ребёнка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебно-воспитательном процессе, направленном на формирование толерантной личности.
Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьей.