Самоанализ профессиональной деятельности учителя математики


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.п. ГерменчикУрванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
-287020727075Самоанализ профессиональной деятельности
учителя математики Замбатовой Асият Муаедовны00Самоанализ профессиональной деятельности
учителя математики Замбатовой Асият Муаедовны
2015 -2016 г.

Педагогический стаж:____14 лет____
В данном образовательном учреждении: 12 лет__
Образование: высшее, КБР Математический факультет____
Специальность: учитель математики____
Категория: высшая квалификационная категория с 2014 года.____ 
В своей профессиональной деятельности я ставлю цель – создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам окружающего мира. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми учащимися базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту образования.
В педагогической деятельности ставлю несколько задач:
- дать учащимся качественные знания по математике;
- раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;
- привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;
- совершенствование форм организации учебной деятельности;
- использование новых педагогических технологий, эффективных методик обучения;
- развивать и укреплять интерес к математике.
       Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.
        Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. На уроках использую работу в группах, индивидуальную работу, учитывая образовательные потребности каждого учащегося.
Стараюсь развивать и поддерживать интерес к предмету. В целях эффективного использования рабочего времени на уроках использую различные формы организации учебного процесса: уроки, лекции, практикумы,  консультации, дополнительные занятия, конкурсы. На уроках стараюсь сочетать групповую форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер, воспитывают у учащихся веру в свои силы.      Основное внимание направлено на то, чтобы все учащиеся достаточно твердо усвоили основные дидактические единицы программы. Очень важная для преподавателя задача – научить всех учащихся самостоятельно приобретать знания, а этого можно достичь путем вовлечения их в активную деятельность на всех этапах обучения
        В связи с этим я выбрала тему, над которой работаю, это - «Использование самостоятельной работы для развития способностей учащихся». Научно-технический прогресс, информационная революция требуют от человека способность ориентироваться в нарастающем потоке информации. Поэтому возрастает роль самостоятельной работы школьников, способствующей формированию навыков, творческой деятельности и информационной культуры.
       В ходе работы над методической темой провожу открытые уроки, уроки-зачеты, уроки-семинары, уроки-конференции, практикую домашние самостоятельные творческие задания, применяю компьютерные программы.
Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
• как средство наглядности учебного процесса (презентации, моделирование), • для индивидуализации ученого процесса, • для организации коллективной и групповой работы (проекты), • как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ). 
          Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. 
        На уроках я применяю современные образовательные технологии:
- информационно-коммуникационные технологии;
- развивающее обучение и личностно-ориентированное: урок «Параллельные  прямые», «Перпендикулярные прямые»;
- игровые технологии: урок – путешествие «в страну отрицательных чисел», урок -  КВН, урок – смотр знаний, игра  «Счастливый случай», «Геометрическая рапсодия».- проектное обучение: урок –проект «Симметрия вокруг нас», « Все о
   треугольниках».
- совмещаю образовательные технологии в одном уроке.
         Так, при изучении нового материала, целесообразно использование проектора, позволяющего отобразить все происходящее на экране компьютера на большом экране. Таким образом, учитель может  читать лекции без рисования мелом на доске и заметно ускорить подачу материала. При этом используя интерактивные чертежи и рисунки, дать наглядное представление о фигурах в  стереометрии.
         Я стала создавать собственные электронные средства обучения, а именно – электронный дидактический материал (компьютерные задания и презентации с изложением нового материала), по отдельно взятым темам алгебры и геометрии. Также при проведении уроков и при подготовке к ним я использую материалы нового поколения единой коллекции цифровых образовательный ресурсов, размещённой на сайте в Интернет: № Тип Название Опубликовано
1 Презентация «Деление дробей» http://videouroki.net/filecom.php?fileid=986618972 Презентация «Деление десятичных дробей на натуральные числа» 5 класс http://infourok.ru/material.html?mid=87103 Персональный сайт,
Электронное портфолио http://nsportal.ru/zambatova-asiyat-muaedovna4 План-конспект урока Урок-игра «Геометрическая рапсодия»10 класс http://nsportal.ru/node/7159285 Презентация Открытый урок с использованием ИКТ по теме «Деление с остатком» 5 класс http://nsportal.ru/node/7157086 Материал для подготовки к ЕГЭ (ИГА) «Решение задач по теории вероятностей» для 9 и 11 кл. http://nsportal.ru/node/1146470Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большое число повторений для закрепления материала, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. При работе с учащимися, испытывающими трудность в обучении, стремлюсь формировать положительное отношение к учению. Для этого использую занимательный материал, касающийся сущности изучаемого, поощряю успехи ребенка, демонстрирую личное расположение, внимание, готовность к оказанию помощи. Для профилактики неуспеваемости целенаправленно расставляю акценты в обучении на различных этапах урока, а именно:
• в процессе контроля за подготовленностью учащихся;
• при изложении нового материала;
• в ходе самостоятельной работы.
        Для этого успешно использую элементы разноуровневого дидактического материала по алгебре под редакцией Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. (7,8,9 класс).
Составляю график дополнительных занятий со слабоуспевающими учащимися и после уроков занимаюсь с ними. В результате такие учащиеся как: Конихов Аслан, Сохова Замира, Апажева Алина, Кулимов Темерлан постепенно улучшили свои знания и показали хорошие результаты по итогам 1 четверти 2014г.
 В целях профилактики неуспеваемости осуществляю индивидуализацию обучения через работу по карточкам с разноуровневыми заданиями: первый уровень – для слабых учащихся, второй – для основной группы учащихся, третий уровень – задания повышенной сложности для сильных учеников. Такая организация работы позволяет ученику из слабой группы успешно выполнить задания и избежать неудовлетворительной отметки, обрести уверенность в реализации имеющихся у него способностей. В тоже время за учеником оставляется в дальнейшем право выбора заданий более высокого уровня.
Другая причина неуспеваемости – нежелание ученика учиться из-за отсутствия стимулов к процессу учения. Нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов:
1) ученик не может заставить себя учиться,
2) объективная трудность предмета для ученика,
3) слабое здоровье,
4) недисциплинированность, а иногда и личная неприязнь к учителю.
В первом случае стараюсь стимулировать учеников, показать внутреннюю красоту предмета, развивать интерес путем проведения занимательных опытов, индивидуальных исследовательских задач, использованием ИКТ на уроках. Иногда встречаются и такие учащиеся, для которых учение потеряло всякий смысл. Именно из этой категории появляются те, кого называют «трудными». Но и эта категория не совсем безнадежна. Я убедилась, что если применять «лобовую атаку»: ругать, вызывать часто родителей, которые его потом наказывают, то результаты бывают минимальными. Эффективнее их привлекать к внеурочной деятельности.
Реализация принципов дифференциации и индивидуализации обучения имеет место и при выполнении учащимися творческих заданий: презентации, составление кроссвордов, ребусов, тестов.
Разрабатываю карточки с индивидуальными заданиями, применяю тестирование на компьютерах.
Среди большого количества учащихся встречаются старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но не успевающие по математике. Таким ученикам бессмысленно ставить плохие оценки. Для них целесообразна индивидуальная поэтапная программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы подвести их обычным требованиям. Со временем у «проблемных» учащихся появляется уверенность в своих знаниях.
Информированность о здоровье детей помогает избежать равнодушия к предмету. С учеником, пропустившим много занятий по болезни, тоже работаю по индивидуальному плану, оптимальному для него.
Опыт работы с недисциплинированными учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне его, то они постепенно исправляются.
Объективными причинами неуспеваемости могут являться: неблагополучная семья, а также проблемы «улицы».
К сожалению, встречаются семьи, где нет нормальных условий для работы ученика, его отдыха. В таком случае я создаю на уроке и вне его условия, которые бы компенсировали недостатки семейного воспитания.
В связи с отсутствием должного контроля родителей и прилежания учащихся, многие дети после школы проводят большую часть времени в компании с уличными приятелями. А это, в свою очередь, создает все предпосылки для отставания и неуспеваемости учащихся.
Кроме этого, в каждом классе есть актив из учащихся, увлеченных математикой. Эти дети – (Карданов Кантемир, Шидгинова Марьяна, Шидгинова Адиян, Кешокова Марьяна, Шидгинов Темирлан, Кешокова Ляна, Князева Заира и др).- помогают мне в работе с детьми, которые в данный момент нуждаются в помощи по предмету.
Залог результативной учебной деятельности – это сохраняющийся устойчивый интерес к предмету. На мой взгляд, безусловно, очень важно на ранних этапах обучения математики привить «вкус» к «математическим» знаниям, но еще важнее на более поздних этапах обучения поддержать интерес к математике как учебному предмету. Мало дать информацию учащимся, надо помочь выработать навыки учебного труда, умение пользоваться знаниями.
Мои уроки математики - это всегда уроки, на которых царит атмосфера творчества, поиска, эвристичности. Эффективной формой по поддержанию познавательной активности, применяемой в моей педагогической практике, является проведение учебно-ролевых игр, совместное решение творческих задач, где очень важна реализация на уроке принципа «эвристичности».
Для поддержания интереса к предмету и активизации мысленной деятельности использую различные нетрадиционные формы уроков, применяю игровые технологии. У детей вызывает живой интерес блиц-игра «Вопрос-ответ», которые подразумевают не только хорошее знание домашнего задания, но и наличие быстрой реакции и умения адекватно себя проявить в той или иной ситуации.
Очень эффективной формой работы над понятийной составляющей знаний моих учеников являются «математические диктанты» по основным терминам, понятиям урока, ключевым словам по изученной теме. Формированию «математической грамотности» служит работа над текстами с ошибками, которая может вестись как в индивидуальной, так и коллективной форме.
Индивидуальную работу с одаренными детьми организую разными способами: решение в классе дополнительных задач, стимулирование поиска различных вариантов решения задачи, предложение дополнительных заданий для домашней работы, знакомство учащихся с дополнительной литературой по предмету, стимулирование поиска различных доказательств одной и той же.
           Самостоятельная работа – неотъемлемая часть моих уроков. Учу ребят эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность школьников за результаты своего труда. Развиваю у детей умение работать не только индивидуально, но и в группах различного рода, распределять правильно обязанности, нести ответственность не только за себя, но и за результаты деятельности товарищей, уважать мнение членов группы. Умею прогнозировать результаты своей работы, намечаю пути закрепления и дальнейшего развития достигнутого, предусматривая при этом этапы последовательного устранения недостатков. Умение найти взаимопонимание с каждым ребенком позволяет добиваться 100% успеваемости при стабильном качестве знаний 43-62%.
       
Для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы:   игры, викторины,   выпуск математической газеты, провожу математические недели, привлекаю ребят к участию в математических олимпиадах, боях. Из учащихся 5 – 7-х классов (90%) принимали участие в школьной олимпиаде. Некоторые принимали участие первый раз, но делали это с удовольствием. Участие в игре показало, что они тоже могут решать задачи разной сложности.
       Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы дифференцированного характера, зачеты, тестирование.
Для достижения своей цели и поставленных мною задач выбрана тема самообразования: «Развитие интереса и внимания на уроках математики – основное условие успешного обучения», над которой я работаю в течении нескольких лет. Познавательный интерес не присущ человеку от рождения. Он формируется и развивается только в деятельности. Интерес к познанию может выступать в различных модификациях: как мотив, как средство обучения, как качество личности. Но только в единстве этих аспектов, в их интеграции заключается успех его формирования и развития познавательного интереса.
Провожу кружок «Занимательная математика».
2011-2012 2012-2013 2013-2014
кол-во
уч-ся кол-во
уч-ся кол-во
уч-ся
6 12 15
Результатом своей работы считаю и тот факт, что мои ученики стали призёрами муниципального уровня по математике:
Апажева Сатаней в 10 классе 2009г.
Карданов Кантемир в 7 классе 2013г.
Систематически веду работу над повышением уровня своего педагогического мастерства. Регулярно прохожу курсы повышения квалификации. Зарегистрирована на многих образовательных сайтах.
Делюсь знаниями и опытом со своими коллегами, даю открытые уроки для учителей школы.
Провела мастер-класс «Как создать презентацию»,
выступила на МО по теме самообразовании «Развитие интереса и внимания на уроках математики – основное условие успешного обучения».
В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над развитием творческого мышления у учащихся: полагая, что творческой деятельности можно и нужно учить. Для этого планирую уделить особое внимание исследовательской деятельности детей, расширять возможности использования метода проектной деятельности на уроке. Предполагаю, что в процессе проектного исследования над материалом,  способствующем активизации познавательной деятельности и расширению общего кругозора, учащиеся будут самостоятельно «вырабатывать» определённые знания в результате поиска решений заданной проблемы. Считаю, что именно приёмы проблемного обучения позволяют повысить активность учащихся, расширить их навыки анализа, умения видеть за отдельными фактами явление или закон.