Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности


Муниципальное образовательное учреждениеДеяновская основная общеобразовательная школаКомпьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя математикиТерниковой Светланы ВикторовныДеяново 2015 год

Визитная карточка Терникова Светлана Викторовна – учитель математики и физики МОУ Деяновкая ООШПрофессиональное кредо: «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству»А. Дистервег



Тема: Деятельностный подход в обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся основной школы

Научно-исследовательские условия:Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методические условия:конкурсы.Организационно-педагогические условия:выступления на педагогических советах;выступления на заседаниях школьных методических объединениях;публикация в Интернете.Условия формирования личного вклада в развитие образования







Стратегическая задача современного образования – это «создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности». (В.В.Путин)Противоречие:между новым социальным заказом (формирование личности ученика, способной к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности) и приоритетной целью традиционной школы (передать количество всей суммы знаний, которое выработало человечество).Актуальность личного вклада в развитие образования


Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образованияА.Н.ЛеонтьевВ.А.ДалингерВ.В.ДавыдовЛ.Г.Петерсон








Цель: Развитие личности обучающегося средствами математики и подготовка его к продолжению обучения и самореализации в современном обществе.Задачи: формировать умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию;развивать способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.Умение учиться.Цель и задачи педагогической деятельности



Организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.Ведущая педагогическая идея

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети должны «открывать» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.Учитель должен организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать.Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Технология деятельностного метода обучения – это структура учебной деятельности, включающая в себя систему деятельностных шагов: актуализация знаний и фиксация затруднений;постановка учебной задачи (постановка цели и формулирование темы урока);построение проекта выхода (открытие нового знания);первичное закрепление во внешней речи;самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;включение в систему знаний и повторение;рефлексия деятельности (итог урока).Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования




Деятельность – это система, нацеленная на результат. В соответствии с теорией деятельности развитие обучающегося определяется освоением методов познания, овладением метапредметными знаниями и умениями и умением самостоятельно осуществлять процесс познания.По мнению А.Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Разработка и проведение уроков с использованием деятельностного метода обучения математикиТема: Теорема Пифагора – 8 классАктуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Выявление причины затруднения и построение проекта выхода из затрудненияПервичное закрепление Включение в систему знанийДомашнее задание и рефлексияДиапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны



Для того чтобы наша работа была успешной, давайте повторим некоторые геометрические факты.Дайте, пожалуйста, определение прямоугольного треугольника?Как называются стороны прямоугольного треугольника?Формула площади прямоугольного треугольника?Формула площади квадрата?Свойство площадей? Давайте рассмотрим следующую задачу : «Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?» При обсуждени выявили проблему нужно найти гипотенузу по известному значению катетов прямоугольного треугольника.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Я предлагаю вам следующую практическую работу: (по рядам) У вас на листах изображен треугольник и дана таблица, измерив стороны прямоугольного треугольника, занесите данные в таблицу, помня, что a и b– катеты, а с – гипотенуза, а также, заполните остальные столбцы таблицы.Можно ли увидеть закономерность между длинами катетов и гипотенузы?Молодцы!Зависимость, которую мы с вами установили, в геометрии называют теоремой Пифагора. Без преувеличения можно сказать, что это самая известная теорема геометрии, ибо о ней знает подавляющее большинство населения планеты.Выявление причины затруднения и построение проекта выхода из затруднения №1. Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника по данным катетам: a=6 см, b=8 см .№2. В прямоугольном треугольнике известен катет a=9 см и гипотенуза c=41 см, найдите второй катет.Давайте попробуем сформулировать алгоритм использования теоремы Пифагора:рассмотреть прямоугольный треугольник;выяснить, что нужно найти, и что нам для этого дано;применить нужную формулу. Проверочная работа на первичное закрепление.:Соотнести чертёж с соответствующей формулой.Первичное закрепление №3. В прямоугольной трапеции большая диагональ равна 25 см, большее основание 24 см, меньшее основание 16 см. Найти площадь трапеции. №4. Диагональ DB прямоугольника ABCD равна 61 см, а сторонa BC равна 11 см. Найти периметр прямоугольника.№5. Диагонали ромба равны 6 см и 8 см. Найти длину стороны ромба.Получили прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4 и 5 ед. Это единственный прямоугольный треугольник, стороны которого равны трём последовательным натуральным числам. Его часто называют египетским треугольником, так как он был известен ещё древним египтянам. Они использовали этот треугольник в "правиле верёвки" для построения прямых углов при закладке зданий, храмов, алтарей… (показать в действии)Вообще, математикой увлекались и изучали не только в Древнем Египте, но и в Древней Индии, недаром цифры, которые мы используем в записи наших вычислений впервые появились в Индии.№6. Задача древних индусов: Над озером тихим, С полфута размером, высился лотоса цвет. Он рос одиноко. И ветер порывом Отнес его в сторону. Нет Боле цветка над водой. Нашел же рыбак его ранней весной В двух футах от места, где рос.Итак, предложу я вопрос: Как озера вода здесь глубока? Включение в систему знаний Домашнее задание и рефлексияДомашнее задание:выучить формулировку и доказательство теоремы Пифагора (Глава 6 параграф 3 пункт 54);решить задачи № 483 (а, б), 484 (а, б);решить задачу, которую мы сформулировали в начале урока, хватит ли нам верёвки для закрепления мачты;довести до ответа задачу древних индусов.Рефлексия:Продолжите фразы: «Сегодня на уроке я повторил…»«Сегодня на уроке я узнал…»«Сегодня на уроке я научился…»Итак, сегодня на уроке мы познакомились с одной из главных теорем геометрии – теоремой Пифагора. Значение теоремы Пифагора состоит в том, что из нее или с ее помощью можно вывести большинство теорем геометрии и решить множество задач. положительная мотивация на уроках математики;повышение производительности урока;качественное изменение взаимоотношений между участниками образовательного процесса;умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;положительная динамика творческой активности учащихся. Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты




Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Технологию деятельностного подхода в обучении можно использовать как педагогам с высокой планкой мастерства, так и начинающим педагогам.Область применения:отдельная педагогическая ситуация;урок;система уроков;единая система «урок-внеурочная работа».Трансляция результата:публикации на сайте в сети Интернет (http://учительский сайт/);выступление на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла.Трудности и возможные риски: учащиеся не всегда умеют самостоятельно спланировать свою деятельность по выходу из затруднения и проконтролировать результат деятельности; недостаточность знаний по психологии у учителя.Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности







Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике// Наука и эпоха: монография/ под ред. О.И.Кирикова.- Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – с. 230-243.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат. 1975.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе. http://festival.1septembr.ru/ articles/527236/Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М: Наука, 1978. – 342 с.Литература