Обеспечение возможности творческой самореализации личности
Обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности в ГАПОУ МОК ИМ. В.Талалихина.
Малькова Л.А., методист ГАПОУ МОК ИМ. В.Талалихина
Введение
Современное состояние системы образования характеризует целый ряд изменений. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения определяет не только обновление содержания образования, но методологических оснований преподавания. Опора на компетентно-деятельностный подход меняет структуру деятельности и преподавателя, и студента. Перед педагогом встала задача проектирования образовательного процесса на всех уровнях, создание условий для формирования у студентов способов деятельности. Овладевая все большим количеством технологий, включаясь в инновационные процессы, проводя собственные исследования, педагоги создают условия не только для изменения роли преподавателя, но и для целостного развития образовательного пространства.
Работа по повышению мотивации обучения
Учебно-материальная база колледжа позволяет создать условия для повышения квалификации не только сотрудников (педагогов), но и студенты могут повысить профессиональную квалификацию по приобретаемой специальности при минимальных затратах. Кроме того, в результате совместной деятельности педагогов создается единое образовательное пространство.
Определим некоторые направления деятельности творческих мастерских колледжа:
- творческая мастерская качества образования: семинары по обучению педагогов; подготовка, организация олимпиад, предметных недель, представление широкого спектра форм внеурочной деятельности и пр.;
- творческая мастерская по применению современных образовательных технологий, внедрению интерактивных методов обучения;
- творческая мастерская применения информационных технологий – мастер-классы, семинары для педагогов по работе в учебном информационном пространстве, развитию проектной деятельности в опоре на информационные технологии, решение практических задач;
- творческая мастерская развития исследовательской деятельности студентов: внедрение методики по применению практико-ориентированных заданий с целью повышения эффективности обучения, формирование аналитического и критического мышления студентов в процессе творческого поиска и выполнения исследований, проведение тематических семинаров для педагогов;
- творческая мастерская развития толерантной образовательной среды – система консультаций и мастер-классов для педагогов по формированию толерантных отношений в группе;
- творческая мастерская социального проектирования – подготовка и проведение фестиваля как формы презентации проектной деятельности, система семинаров для педагогов по освоению методики социального проектирования.
Творческие мастерские направлены на формирование шкалы ценностей и выработку мировоззренческих установок, на приобретение прочных знаний дисциплины, развитие творческих способностей студентов. Стимулируя творчество студентов, творческие мастерские делают их активными участниками процесса обучения.
Творческие мастерские позволяют осуществлять:
- интеграцию традиций и новаций;
- новые отношения: «преподаватель – студент» (со-труд-ничество);
- использование активных форм обучения;
- работу в малых и больших группах;
- рефлексивное действие студента;
- творческие работы студентов;
- актуализацию вечных тем (ценностных ориентаций);
- формирование нового (социально-адаптированного) мировоззрения;
- принцип индивидуализации;
- освоение традиционно сложных тем;
- создание особых условий для общения и творчества;
- создание проблемной ситуации для дальнейшего поиска (научного исследования);
- мотивацию для дальнейшего изучения темы;
- диагностику результатов деятельности;
- рост способности детей размышлять и выражать свои мысли и устно, и письменно.
Основная направленность проекта – создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности, развитие единого образовательного пространства с опорой на ресурсы взаимодействия.
Развитие организационной культуры
Колледж, как маленькое государство, должен иметь свою культуру – с ценностями, традициями, негласными правилами поведения, символами и т.д. Речь идет о создании, поддержании и развитии специфической, присущей только данному колледжу культуры, феномен которой в управлении принято называть организационной культурой. Ее основу составляют ценности, признаваемые большинством членов коллектива.
Целенаправленное развитие организационной культуры позволяет формировать основу нового образовательного пространства (см. табл.) Для этого:
- определим приоритеты развития колледжа: пространство, в котором реализуются возможности и развиваются таланты;
- создадим условия для развития студентов и педагогов;
- будем отслеживать взаимосвязь составляющих организационной культуры колледжа: ценности – нормы – традиции.
Таблица.
Ожидаемые результаты
Направление Результаты Индикаторы - 2016
Качество образования Создание системы лабораторий в колледже Увеличение числа лабораторий, вовлечение в их деятельность более 90% студентов
Формирование модели многопрофильного обучения на старших курсах Появление новых профильных направлений
Сохранение и повышение уровня образовательных результатов по профильным направлениям Рост результатов МДЭ, выпускной квалификационной работы (проекта)
Высокий интеллектуальный уровень, развитие исследовательской деятельности студентов Результаты олимпиад, конкурсов проектно-исследовательских работ
Развитие системы дополнительного образования (дополнительных образовательных услуг)
Создание условий, обеспечивающих тесную взаимосвязь учебного процесса с системой дополнительного образования Занятие более 80% обучающихся
Кадровый потенциал Развитие творческих мастерских Увеличение количества участников деятельности до 100%
Постоянный рост профессиональной компетентности педагогов Рост образовательных результатов студентов, увеличение числа педагогов – участников инновационной деятельности, педагогических конкурсов
Образователь-ное пространство Увеличение численности студентов Увеличение числа выпускников
Развитие единого образовательного пространства в опоре на сетевое взаимодействие с вузами Увеличение количества совместных мероприятий, удовлетворенность родителей, студентов, педагогами условиями организации образовательного процесса
Формирование модели инновационного центра Наличие результатов исследо-вательской деятельности педагогов, готовность педагогов к дальнейшему сотрудничеству
Именно в организационной культуре должна быть закреплена ценность развития, значимость хорошего образования, только на культурологической основе данный процесс будет обусловлен ценностями организации, следовательно, может называться саморазвитием. Таким образом, понятия «организационная культура» и «развитие» тесно связаны между собой. Более того, организационная культура, ее вид, ценности, которые ее составляют, определяют способность организации к саморазвитию. Иными словами, то, что важно, ценно для большинства сотрудников сегодня, показывает, какой будет организация завтра. Это особенно важно для колледжа, так как если организационная культура предприятия отвечает, показывает, каким оно будет завтра, то организационная культура колледжа «проецирует» культурные ценности в завтрашний день всего общества, т.е. формирует культуру.
Подготовка специалиста со средним профессиональным образованием формируется индивидуально и направлена в современном образовательном процессе на формирование системы научных и практических знаний, умений, компетенций, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к социуму и окружающей среде.
Литература.
А.Цирюльников, А. Русаков, Инновационные комплексы в сфере образования. – М.: издатель А.М.Кушнир, Агентство образовательного сотрудничества, 2009. – 224 с.
В.С.Безрукова, Директору об исследовательской деятельности школы.- – М.: Сентябрь. 2002
Грошева А.В., Шадрикова О.А., Пространство, в котором реализуются возможности и развиваются таланты, Приложение к журналу «Методист» - «Мастер-класс», №6-2013 г.
Под редакцией Г.Р.Латфуллина, О.Н.Громовой, Организационное поведение. Практикум. – СПб. 2006. – 274 с.
Н.Н.Иванникова, Д.А.Лурье, Организационная культура. – Окей-книга. – 128 с.
Ю.Г.Семенов, Организационная культура. – Логос. Университетская книга. 2006. Цифровая книга.